Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оттепель» и ее влияние на духовную атмосферу советского общества



Основные даты и события: 1956 г. - хх съезд кпсс; 1957 г. ­VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; И. Г. Эренбург; Д. А. Гранин; М. А. Шолохов; А. Т. Твардовский; Ю. В. Бондарев; А. П. Пет­ров; А. Г. Шнитке; Г. В. Свиридов; Р. Р. Фальк; П. Ф. Никонов; С. Ф. Бондарчук; Л. И. Гайдай; Г. Н. Чухрай; А. А. Тарковский; А. И. Солженицин; Ч. Айтматов; Е. В. Образцова.

Основные термины и понятия:«оттепель,>; демократизация; де­сталинизация.

План ответа:J) предпосылки десталинизации духовной жизни советского общества; 2) хх съезд кпсс и начало десталини­зации; 3) постановления цк кпсс в области литературы; 4) постановления ЦК КПСС в области музыкальной кулылуры; 5) постановления в области национальной политики; 6) влия­ние «оттепели» на духовное состояние общества.

Материал к ответу:Политический курс на десталинизацию не мог не коснуться развития духовной сферы. Много лет зажатая идеологическими тисками, творческая интеллигенция первой откликнулась на новый политический курс. По образному вы­ражению известного писателя И. Эренбурга, наступил период «оттепелю> после долгой сталинской «зимы'>. Это проявил ось не только в снятии наиболее жестких ограничений, но и в по-' степенном возобновлении кулылурных связей с зарубежными странами. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным кон­тактам советской молодежи с зарубежными сверстниками.

Появились литературные и публицистические произведе­ния, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Возглавил его журнал «Новый мир'>, главным редактором которого в то время был А. Т. Твар­довский. Здесь были опубликованы новаторские статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, произведения И. Г. Эренбурга «<Orrе­пелм), В. Ф. Пановой «<Времена года,», Ф. И. Панферова «<Вол­га-матушка река,» и др. В них авторы впервые поставили во­прос о губительности для интеллигенции атмосферы прежних лет. Это был настолько смелый шаг, что Твардовского отстра­нили от руководства журналом. Те же проблемы поднимали в своих ПРQизведениях В. Д. Дудинцев «<Не- хлебом единым,», Д. А. Гранин «<Искателю», Е. Я. Дорош «<Деревенский днев-

ник»). Появились яркие работы признанных мастеров литера­туры - Ф. А. Абрамова «<Братья и сестры»), М. А. Шолохова (<<Поднятая целина»), К. Г. Паустовского «<Золотая роза»). Были завершены создававшиеся долгие годы многотомные эпопеи В. П. Катаева «<Волны Черного моря»), В. А. Каверина (<<Откры­тая Книга») И др. Большой резонанс имела поэма-размышление А. Т. Твардовского «За даЛью - даль», в которой осмысливался сталинский период истории. Выдающимися произведениями о прошедшей войне стали книги Ю. В. Бондарева (<<Батальоны просят огня», «Тишина») И Г. Я. Бакланова «<Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»).

Характерной особенностью литературы этих лет была поста­новка проблем, прежде закрытых для свободного обсуждения: пагубного воздействия человека на природу «<Русский лес» Л. М. Леонова), соотношения революции и нравственности «<Синяя тетрадь» Э. Г. Казакевича), цены победы народа в вой­не «<Судьба человека» М. А. Шолохова) и др. Настоящим потря­сением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», остро поставивших проблему преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Кр.итика «кулыла личности» Сталина в партийных докумен­тах привела к пересмотру прежних идеологизированных оценок в области художественной кулылуры. В 1958 г. специальным по­становлением ЦКбыли сняты обвинения с выдающихся деяте­лей отечественной музыкальной кулылуры - Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина и др. Яркими музыкаль­ными произведениями было отмечено начало творческой дея­тельности молодых композиторов: Э. В. Денисова, А. П. Петро­ва, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. На эти годы пришелся расцвет творчества выдающегося композитора Г. В. Свиридова. Вся страна пела песни А. Н. Пахмутовой и Н. А. Добронравова «<Песня о тревожной молодости», «Гео­логи», «Девчата» И др.).

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнеутверждающими работа­ми известных мастеров «<Мама» А. А. Пластова, «Автопортрет» Р. Р. Фалька и др.), картинами талантливых художников-нова­торов Э. М. Белютина, Б. И. Жутовского, Ю. И. Соостера ут­верждалось новое направление - «суровый стиль» с_ его под­черкнутым драматизмом в оценке жизненных-явлений (<<Наши будни» И «Геологи» П.Ф. Никонова, «Плотогоны» Н. И. Анд­ронова и др.). Правда, консерваторам в руководстве Академии художеств удалось в 1962 г. добиться публичного осуждения ле-

вых течений «абстракционистов» и «формалистов», но запре­тить их было уже нельзя. Советские зрители познакомились с творчеством выдающихся скульпторов С. т. Коненкова и С. Д. Эрьзи (Нефедова), возвратившихся из эмиграции.

Благодаря начавшейся «оттепели», отечественная кулылура 060­гатил ась многими яркими произведениями, получившими при­знание не только на родине, но и за рубежом. Впервые советские фильмы получили Гран-при на меЖдународных кинофестивалях в Каннах (<<Летят журавли» М. К. Калатозова) и Венеции «<Ивано­во детство» А. А. Тарковского). В кинематографе появились новые имена, на долгие годы определивщие его развитие - С. Ф. Бон­дарчук, Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев.

Все это способствовало формированию у людей совершен­но иного душевного настроя, а в итоге - изменению духов­ной атмосферы в обществе. Но именно это беспокоило власти. В резулылате появились специальные постановления ЦК,в ко­торых устанавливались пределы «свободы творчества», за ко­торые интеллигенция не могла выходить в критике существу­ющих порядков. В противном случае ей грозили новые гонения. Примером стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. Он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Стремясь предотвратить массовый харак­тер антисталинских публикаций, что било не только по стали­низму, но и по всей существующей системе, Хрущев в своих выступлениях специально обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и занимать­ся им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограни­чители» действовали и в других сферах кулылуры. Резкой кри­тике за «идеологическую сомнительность», «недооценку роли партию> регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. А. Вознесенский, д. А. Гранин, Е. А. Евтушенко, К. Г. Па­устовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. И. Неизвестный, Р. Р. Фальк, М. М. Хуциев и др.), филосо­фы, историки и т. д. Поскольку прямые репрессии против ин­теллигенции были теперь невозможны, появились новые меры идеологического влияния на нее. Одной из таких мер стало ре­гулярное про ведение встреч руководства ЦКс деятелями кулылуры, на которых давались <юценки» их произведений и высказывались партийные установки о том, что и как сле­дует писать. Все это оказывало сдерживающее влияние на раз­витие художественной кулылуры.

ДеМQкратизация националЬНQЙ ПQЛИТИКИ' вызвала расцвет наЦИQналЬНQЙ кулылуры. С НQВЫМИ литературными ПРQизведе­ниями в эти ГQДЫ выступили Ч. АйтмаТQВ, Т. АхтаНQВ, И. Гу­сеЙНQВ, Д. Шенгелая. Ю. П. Герман завершил СВQЮ ТРИЛQГИЮ: «ДеЛQ, КQТQРQМУ ты служишь», «ДQРQГQЙ МQЙ чеЛQвею) и «Я .от­вечаю за все». Крупньiм СQбытием литераТУРНQЙ жизни середи­ны 50-х гг. сталQ завершение МНQГQлетней раБQТЫ М. О. АУЭЗQ­ва над ЭПQпеей «Путь Абая», раскрывающей страницы жизни казахСКQГQ наРQда. БQЛЬШУЮ ПQПУЛЯРНQСТЬ у читателей имел ПQЯВИВШИЙСЯ в середине 50-х гг. журнал «Дружба наРQДQВ», пуБЛИКQвавший ПРQизведения писателей и ПQЭТQВ разных на­ЦИQналЬНQстеЙ. Выдающиеся ПQэтические ПРQизведения СQЗДали в эти ГQДЫ И. В. Абашидзе (<<Палестина, Палестина ... »), М. Тур­сун-Заде «<ГQЛQС Азии»), Ю. Марцинкявичюс «<КРQВЬ и пе­пел»), Э. Межелайтис (<<ЧеЛQвею», М. Рыльский «<РQЗЫ и ви­НQГРад»), А. А. АхмаТQва (<<Бег временю», П. У. БРQвка «<А дНИ идут») И др.

ВсеСQЮЗНУЮ извеСТНQСТЬ ПQЛУЧИЛИ ХУДQЖНИКИ из СQЮЗНЫХ республик - Т. Н. ЯБЛQнская (Украина), Р. В. Кудревич (БеЛQ­руссия), Н. И. Бахчеван (МQлдавия), Р. Р. Стуруа (Грузия), А. Скриде (Латвия) и др. Признанными .оперными ИСПQлнителя­ми стали М. Л. Биешу (МQлдавия), Ю. А. Гуляев и Е. Е. Несте­реНКQ (Украина), В. НQрейка (Литва) и др. Впервые ПQЯВИЛИСЬ КИНQСТУДИИ в Литве, Латвии, ЭСТQНИИ, Киргизии.

ИдеQЛQгическая устаНQвка на «развеРНУТQе КQммунистиче­СКQе СТРQитеЛЬСТВQ» не МQгла не привести к НQВQЙ ВQлне «БQрьБы с пережитками ПРQШЛQГQ», В первую .очередь с рели­гией и цеРКQВЬЮ. С КQнца 50-х гг. началась НQвая шумная ан­тиреЛИГИQЗНая кампания. ДеятеЛЬНQСТЬ РУССКQЙ ПраВQслаВНQЙ Церкви и других реЛИГИQЗНЫХ КQнфессий бьша ПQставлена ПQД КQНТРQЛЬ местных QргаНQВ власти. В начале 60-х гг. ПРQшла НQвая ВQлна УНИЧТQжения храМQВ. ЧислеННQСТЬ праВQславных ПРИХQДQВ в стране за период 1953-1963 гг. СQкратилась БQлее чем ВДВQе. Все ЭТQ не МQГЛQ не ПQРQДИТЬ маССQВЫХ движений в защиту прав верующих. Они треБQВали .от властей ВЫПQлне­ния ПQЛQжения КQНСТИТУЦИИ 1936 г . .о СВQБQде СQвести.

СЛQЖИВШаяся в 30-е гг. QбраЗQвательная система QСТРQ нуждалась в QБНQвлении. Она ДQлжна бьша СQQтвеТСТВQвать перспективам развития науки и техники, НQВЫМ задачам ХQ­зяйствеННQГQ СТРQительства. За 1953-1964 гг. значитеЛЬНQ вы­РQСЛИ раСХQДЫ ГQсударства на QбраЗQвание, в учебный ПРQцесс были внедрены НQвейшие технические разраБQТКИ. БЫЛQ QТ­менеНQ раздеЛЬНQе .обучение малЬЧИКQВ и деВQчек. Открылись тысячи НQВЫХ ШКQЛ, десятки НQВЫХ ВУЗQВ. Был введен в СТРQЙ

комплекс зданий Московского университета на Ленинских го­рах. Значительно выросла тяга молодежи к получению знаний. Вместе с тем растущие потребности экстенсивно развиваю­щейся экономики ежегодно требовали сотен тысяч новых ра­бочих рук для создаваемых в стране предприятий. С 1956 г. ста­ли традицией «общественные призывы» молодежи для работы на стройках. Однако из-за отсутствия элементарных бытовых условий, засилья ручного труда многие ребята уходили с пред­приятий через несколько месяцев.

В декабре 1958 г. был утвержден проект щкольной ре­формы. Вместо семилетки вводилось обязательное восьми­летнее обучение. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучени­ем. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, ос­трота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предпри­ятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисципли­ны среди молодых рабочих. В августе 1964 г. было приня­то решение о среднем образовании на базе десятилетки как основном виде обучения.

Таким образом, «оттепель» в духовной жизни, несмотря на все издержки и противоречия, подготовила почву для демо­кратизации советского общества в последующие годы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.