Основные даты и события: 1956 г. - хх съезд кпсс; 1957 г. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
Исторические деятели: Н. С. Хрущев; И. Г. Эренбург; Д. А. Гранин; М. А. Шолохов; А. Т. Твардовский; Ю. В. Бондарев; А. П. Петров; А. Г. Шнитке; Г. В. Свиридов; Р. Р. Фальк; П. Ф. Никонов; С. Ф. Бондарчук; Л. И. Гайдай; Г. Н. Чухрай; А. А. Тарковский; А. И. Солженицин; Ч. Айтматов; Е. В. Образцова.
Основные термины и понятия:«оттепель,>; демократизация; десталинизация.
План ответа:J) предпосылки десталинизации духовной жизни советского общества; 2) хх съезд кпсс и начало десталинизации; 3) постановления цк кпсс в области литературы; 4) постановления ЦК КПСС в области музыкальной кулылуры; 5) постановления в области национальной политики; 6) влияние «оттепели» на духовное состояние общества.
Материал к ответу:Политический курс на десталинизацию не мог не коснуться развития духовной сферы. Много лет зажатая идеологическими тисками, творческая интеллигенция первой откликнулась на новый политический курс. По образному выражению известного писателя И. Эренбурга, наступил период «оттепелю> после долгой сталинской «зимы'>. Это проявил ось не только в снятии наиболее жестких ограничений, но и в по-' степенном возобновлении кулылурных связей с зарубежными странами. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, положивший начало регулярным контактам советской молодежи с зарубежными сверстниками.
Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Возглавил его журнал «Новый мир'>, главным редактором которого в то время был А. Т. Твардовский. Здесь были опубликованы новаторские статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, произведения И. Г. Эренбурга «<Orrепелм), В. Ф. Пановой «<Времена года,», Ф. И. Панферова «<Волга-матушка река,» и др. В них авторы впервые поставили вопрос о губительности для интеллигенции атмосферы прежних лет. Это был настолько смелый шаг, что Твардовского отстранили от руководства журналом. Те же проблемы поднимали в своих ПРQизведениях В. Д. Дудинцев «<Не- хлебом единым,», Д. А. Гранин «<Искателю», Е. Я. Дорош «<Деревенский днев-
ник»). Появились яркие работы признанных мастеров литературы - Ф. А. Абрамова «<Братья и сестры»), М. А. Шолохова (<<Поднятая целина»), К. Г. Паустовского «<Золотая роза»). Были завершены создававшиеся долгие годы многотомные эпопеи В. П. Катаева «<Волны Черного моря»), В. А. Каверина (<<Открытая Книга») И др. Большой резонанс имела поэма-размышление А. Т. Твардовского «За даЛью - даль», в которой осмысливался сталинский период истории. Выдающимися произведениями о прошедшей войне стали книги Ю. В. Бондарева (<<Батальоны просят огня», «Тишина») И Г. Я. Бакланова «<Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»).
Характерной особенностью литературы этих лет была постановка проблем, прежде закрытых для свободного обсуждения: пагубного воздействия человека на природу «<Русский лес» Л. М. Леонова), соотношения революции и нравственности «<Синяя тетрадь» Э. Г. Казакевича), цены победы народа в войне «<Судьба человека» М. А. Шолохова) и др. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», остро поставивших проблему преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.
Кр.итика «кулыла личности» Сталина в партийных документах привела к пересмотру прежних идеологизированных оценок в области художественной кулылуры. В 1958 г. специальным постановлением ЦКбыли сняты обвинения с выдающихся деятелей отечественной музыкальной кулылуры - Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина и др. Яркими музыкальными произведениями было отмечено начало творческой деятельности молодых композиторов: Э. В. Денисова, А. П. Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. На эти годы пришелся расцвет творчества выдающегося композитора Г. В. Свиридова. Вся страна пела песни А. Н. Пахмутовой и Н. А. Добронравова «<Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» И др.).
В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнеутверждающими работами известных мастеров «<Мама» А. А. Пластова, «Автопортрет» Р. Р. Фалька и др.), картинами талантливых художников-новаторов Э. М. Белютина, Б. И. Жутовского, Ю. И. Соостера утверждалось новое направление - «суровый стиль» с_ его подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных-явлений (<<Наши будни» И «Геологи» П.Ф. Никонова, «Плотогоны» Н. И. Андронова и др.). Правда, консерваторам в руководстве Академии художеств удалось в 1962 г. добиться публичного осуждения ле-
вых течений «абстракционистов» и «формалистов», но запретить их было уже нельзя. Советские зрители познакомились с творчеством выдающихся скульпторов С. т. Коненкова и С. Д. Эрьзи (Нефедова), возвратившихся из эмиграции.
Благодаря начавшейся «оттепели», отечественная кулылура 060гатил ась многими яркими произведениями, получившими признание не только на родине, но и за рубежом. Впервые советские фильмы получили Гран-при на меЖдународных кинофестивалях в Каннах (<<Летят журавли» М. К. Калатозова) и Венеции «<Иваново детство» А. А. Тарковского). В кинематографе появились новые имена, на долгие годы определивщие его развитие - С. Ф. Бондарчук, Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев.
Все это способствовало формированию у людей совершенно иного душевного настроя, а в итоге - изменению духовной атмосферы в обществе. Но именно это беспокоило власти. В резулылате появились специальные постановления ЦК,в которых устанавливались пределы «свободы творчества», за которые интеллигенция не могла выходить в критике существующих порядков. В противном случае ей грозили новые гонения. Примером стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. Он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей существующей системе, Хрущев в своих выступлениях специально обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах кулылуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку роли партию> регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. А. Вознесенский, д. А. Гранин, Е. А. Евтушенко, К. Г. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. И. Неизвестный, Р. Р. Фальк, М. М. Хуциев и др.), философы, историки и т. д. Поскольку прямые репрессии против интеллигенции были теперь невозможны, появились новые меры идеологического влияния на нее. Одной из таких мер стало регулярное про ведение встреч руководства ЦКс деятелями кулылуры, на которых давались <юценки» их произведений и высказывались партийные установки о том, что и как следует писать. Все это оказывало сдерживающее влияние на развитие художественной кулылуры.
ДеМQкратизация националЬНQЙ ПQЛИТИКИ' вызвала расцвет наЦИQналЬНQЙ кулылуры. С НQВЫМИ литературными ПРQизведениями в эти ГQДЫ выступили Ч. АйтмаТQВ, Т. АхтаНQВ, И. ГусеЙНQВ, Д. Шенгелая. Ю. П. Герман завершил СВQЮ ТРИЛQГИЮ: «ДеЛQ, КQТQРQМУ ты служишь», «ДQРQГQЙ МQЙ чеЛQвею) и «Я .отвечаю за все». Крупньiм СQбытием литераТУРНQЙ жизни середины 50-х гг. сталQ завершение МНQГQлетней раБQТЫ М. О. АУЭЗQва над ЭПQпеей «Путь Абая», раскрывающей страницы жизни казахСКQГQ наРQда. БQЛЬШУЮ ПQПУЛЯРНQСТЬ у читателей имел ПQЯВИВШИЙСЯ в середине 50-х гг. журнал «Дружба наРQДQВ», пуБЛИКQвавший ПРQизведения писателей и ПQЭТQВ разных наЦИQналЬНQстеЙ. Выдающиеся ПQэтические ПРQизведения СQЗДали в эти ГQДЫ И. В. Абашидзе (<<Палестина, Палестина ... »), М. Турсун-Заде «<ГQЛQС Азии»), Ю. Марцинкявичюс «<КРQВЬ и пепел»), Э. Межелайтис (<<ЧеЛQвею», М. Рыльский «<РQЗЫ и виНQГРад»), А. А. АхмаТQва (<<Бег временю», П. У. БРQвка «<А дНИ идут») И др.
ВсеСQЮЗНУЮ извеСТНQСТЬ ПQЛУЧИЛИ ХУДQЖНИКИ из СQЮЗНЫХ республик - Т. Н. ЯБЛQнская (Украина), Р. В. Кудревич (БеЛQруссия), Н. И. Бахчеван (МQлдавия), Р. Р. Стуруа (Грузия), А. Скриде (Латвия) и др. Признанными .оперными ИСПQлнителями стали М. Л. Биешу (МQлдавия), Ю. А. Гуляев и Е. Е. НестереНКQ (Украина), В. НQрейка (Литва) и др. Впервые ПQЯВИЛИСЬ КИНQСТУДИИ в Литве, Латвии, ЭСТQНИИ, Киргизии.
ИдеQЛQгическая устаНQвка на «развеРНУТQе КQммунистичеСКQе СТРQитеЛЬСТВQ» не МQгла не привести к НQВQЙ ВQлне «БQрьБы с пережитками ПРQШЛQГQ», В первую .очередь с религией и цеРКQВЬЮ. С КQнца 50-х гг. началась НQвая шумная антиреЛИГИQЗНая кампания. ДеятеЛЬНQСТЬ РУССКQЙ ПраВQслаВНQЙ Церкви и других реЛИГИQЗНЫХ КQнфессий бьша ПQставлена ПQД КQНТРQЛЬ местных QргаНQВ власти. В начале 60-х гг. ПРQшла НQвая ВQлна УНИЧТQжения храМQВ. ЧислеННQСТЬ праВQславных ПРИХQДQВ в стране за период 1953-1963 гг. СQкратилась БQлее чем ВДВQе. Все ЭТQ не МQГЛQ не ПQРQДИТЬ маССQВЫХ движений в защиту прав верующих. Они треБQВали .от властей ВЫПQлнения ПQЛQжения КQНСТИТУЦИИ 1936 г . .о СВQБQде СQвести.
СЛQЖИВШаяся в 30-е гг. QбраЗQвательная система QСТРQ нуждалась в QБНQвлении. Она ДQлжна бьша СQQтвеТСТВQвать перспективам развития науки и техники, НQВЫМ задачам ХQзяйствеННQГQ СТРQительства. За 1953-1964 гг. значитеЛЬНQ выРQСЛИ раСХQДЫ ГQсударства на QбраЗQвание, в учебный ПРQцесс были внедрены НQвейшие технические разраБQТКИ. БЫЛQ QТменеНQ раздеЛЬНQе .обучение малЬЧИКQВ и деВQчек. Открылись тысячи НQВЫХ ШКQЛ, десятки НQВЫХ ВУЗQВ. Был введен в СТРQЙ
комплекс зданий Московского университета на Ленинских горах. Значительно выросла тяга молодежи к получению знаний. Вместе с тем растущие потребности экстенсивно развивающейся экономики ежегодно требовали сотен тысяч новых рабочих рук для создаваемых в стране предприятий. С 1956 г. стали традицией «общественные призывы» молодежи для работы на стройках. Однако из-за отсутствия элементарных бытовых условий, засилья ручного труда многие ребята уходили с предприятий через несколько месяцев.
В декабре 1958 г. был утвержден проект щкольной реформы. Вместо семилетки вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для руководителей предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих. В августе 1964 г. было принято решение о среднем образовании на базе десятилетки как основном виде обучения.
Таким образом, «оттепель» в духовной жизни, несмотря на все издержки и противоречия, подготовила почву для демократизации советского общества в последующие годы.