Основные даты и события:1946 г. - постановление llК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 1948 г. - разгром генетики на сессии ВАСХНИЛ.
Исторические деятели:А. А. Жданов; Т. Д. Лысенко; М. М. Зощенко; А. А. Ахматова; С. М. Эйзенштейн; А. Т. Твардовский; А. А. Фадеев; В. И. Пудовкин; И. А. Пырьев; С. С. Прокофьев; А. И. Хачатурян.
Основные термины и понятия:космополитизм.
План ответа:1) причины ужесточения идеологического контроля в первые послевоенные годы; 2) «дискуссию> в биологии, языкознании, экономической науке; 3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» В музыке; 5) постановления по развитию кинематографии; 6) кампания по «борьбе с космополитизмом»; 7) итоги идеологических кампаний.
Материал к ответу:«Демократический импульс» войны проявился и в развитии художественной кулылуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения кулылурных контактов с ними. А это неизбежно вело к проникновению в советскую дей-
ствительность элементов либерализма, чуждого господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против «западного влияния» И «низкопоклонства перед Западом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦКВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию. Эта линия еще более усилилась в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и кулылурной изоляции от остального мира.
Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в «Повести О настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дорогю), романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал свой роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в романе «Русский лес» Л. М. Леонов. Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь людская - не водица», «Большая родня» украинский писатель М. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Колас написал поэму «Хата рыбака». Начиналась яркая поэтическая биография вьщающихся национальных поэтов Северного Кавказа: Р. Гамзатова (Дагестан), К. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Кугулылинова (Калмыкия) и др.
В то же время был усилен партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. бьшо принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» И <JIенинград», в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные «пошляками И подонками литературы». Журнал «Ленинград» бьш закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство. Главным итогом борьбы за «чистоту литературы» стали закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.
В '1946 г, было принято постановление ЦК ВКП-(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором осуждались «идеализация жизни царей, ханов, вельмож», «внедрение В репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедуюших буржуазные взгляды и моралм и потакание «обывательским вкусам и нравам», Наметившееся в годы войны обрашение к историческим традициям было подвергнуто критике. Следовало' расширить количество пьес, посвяшенньrх «пафосу борьбы за коммунизм». Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели спектакли о войне - «Молодая гвардия» (по роману А. А. Фадеева), «3а тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Константин 3аслонов» А. Мовзона и др. В эти годы начала выступать выдающаяся балерина М.М. Плисецкая.
Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова «Молодая гвардию> (в которой дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), «Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера. Пользовались популярностью комедии «Весна» Г. В. Александрова и «Сказание о земле Сибирской» И. А. Пырьева. Идиллическую картину послевоенной сельской жизни показал И. А. Пырьев в фильме «Кубанские казаки». Как и другие произведения кулылуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в «безыдейностю>: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Д. Лукова (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников»), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.
В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновились декады национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; пианист С. Т. Рихтер; скрипач Л. Б. Коган; певцы - И. к. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая
. дружба» В. И. Мурадели, балеты «Каменный цветою> С. С. Прокофьева, «Медный всаднию> Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева, «Калевипоэг» Э. А. Каппа и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи про изведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» направленность, «пренебрежение народными музыкальными традициямю>. В 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О де-
кадентских тенденциях в советской музыке,), где огонь критики был сосредоточен на В. И. Мурадели, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Н. Я. Мясковском. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой кулылуры.
Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. В 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучал ось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование (в 1946 г. они выросли более чем в 2,5 раза). Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации. Уже в .1946-1948 п. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1 278 тыс. человек.
После войны развернулись оживленные творческие научные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее представителями - и для сведения счетов с научными оппонентами. Наиболее типичной из таких «дискуссий,) стало обсуждение I1роблем биологической науки на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в aBrycтe 1948 г. Т. Д. Лысенко, сделав в 30-е гг. головокружительную карьеру на критике «кулаков от науки», еще перед войной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал крупнейших ученых-генетиков - академиков А. Р. Жебрака, П. М. Жуковского, Л. А. Орбели, А. Д. Сперанского, И. Ф. Шмальгаузена и др. как «мухолюбов-человеконенавистников». В резулылате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью. В исторической науке прогрессивными деятелями стали Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией сталинскими методами. Лидеры национальных движений (в частности, Шамиль) были объявлены агентами зарубежных разведслужб. Полностью оправданным и: неизбежным представал якобинский террор. Круп-
нейшие же исторические деятели царской России выставлялись в гротескном виде. В ходе научных дискуссий отвергался любой западный опыт, как изначально враждебный и неверный.
Все это свидетельствовало о том, что в послевоенные годы, несмотря на многие достижения в развитии отечественной науки и кулылуры, партийный контроль и диктат в отношении интеллигенции еще более усилились.