Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономический и политический кризис начала 192О-х годов. Кронштадтское вос,тание



Основные даты и события: август 1920 г. - начало массовых крестьянских выступлений в Центральной России; 1-18 мар­та 1921 П. - восстание в Кронштадте.

Исторические деятели: В. И. Ленин; Л. Д. Троцкий; М. Н. Туха­чевский; А. С. Антонов.

Основные термины и понятия: кризис; восtтание; продразверст­ка; продналог.

Работа с картой: показать Кронштадт, Тамбов, очаги крестьян­ских выступлений.

План ответа: ]) причины кризиса; 2) массовые выступления про­тив власти большевиков; 3) Кронштадтское восстание: причи­ны, участники, требования восставших; 4) Тамбовское восста­ние; 5) подавление восставших; 6) Х съезд Р:КП (б) и переход к НЭПу; 7) противоречивый характер нэповской модели обше­ства; 8) итоги и резулылаты НЭПа.

 

Материал к ответу:Вынужденное мириться с чрезвычайными мерами в условиях гражданской войны, население страны сразу после ее окончания выступило против продолжения по­литики «военного коммунизма». Политический кризис власти в конце 1920 - начале ]921 г. проявился, в частности, в массо­вых антибольшевистских выступлениях крестьян в Тамбовской и Воронежской губерниях, в Западной Сибири, Среднем По­волжье, на Дону и Кубани; рабочих в Петрограде и Москве; солдат и моряков Кронштадтского гарнизона. Все они требо­вали отмены продразверстки, разрешения свободы торговли, проведения демократических выборов в Советы, ликвидации политической монополии большевистской партии.

О размахе антибольшевистской борьбы в этот период крас­норечиво свидетельствует тот факт, что потери Красной Ар­мии и специальных формирований ВЧК в борьбе с восстани­ями составили почти 150 тыс. человек.

Наиболее опасным для большевистской власти стало вос­стание в Кронштадте, участники которого выступили в под­держку питерских рабочих и потребовали проведения свобод­ных выборов в Советы и ликвидации монополии одной партии на власть. Они выступали также за отмену продразверстки, свободу торговли, освобождение политических заключенных. Важно было то, что организаторами и руководителями восста­ния стали те самые матросы и солдаты, которые три года на­зад способствовали приходу большевиков.к власти. На штурм мятежной крепости были направлены регулярные войска, ко­торые после затяжной осады сумели взять Кронштадт. Не ме­нее драматические собьпия происходили на Тамбовщине «<ан­тоновщина»), где против восставших крестьян было даже применено химическое оружие.

Власть оказалась перед необходимостью смены политичес­кого курса. В марте ]921 г. была провозглашена новая эконо­мическая политика (НЭП). Основными ее направлениями ста­ли: замена продразверстки фиксированным продналогом; отказ от силового насаждения коммун в деревне; поощрение рыноч­ных отношений, мелкого и среднего предпринимательства; от­мена трудовых армий и трудовой повинности; переход от нату­ральной к дифференцированной денежной оплате труда; введение элементов хозрасчета на уровне государственных тре­стов и объединений «<хозрасчет для начальников»); относитель­ная стабилизация финансовой системы; привлечение иностран­ных инвестиций пyrем создания концессий; расширение внешней торговли и т. п. При этом государство сохраняло руко­водящую роль в банковской сфере, на крупных и отчасти сред-

них предприятиях, на железнодорожном транспорте. Жесткая авторитарная диктатура сохранялась, хотя сфера непосредст­венного государственного вмешательства в обшественную жизнь была несколько сужена.

Современники и историки оценивали НЭП весьма проти­воречиво. «Сменовеховцы» И меньшевики полагали, что эта политика могла стать началом трансформации Советской России в буржуазное государство. Предполагалось, что следу­юшим шагом станет установление демократической республи­ки. Популярными стали рассуждения о «самотермидоризации» большевистского режима. Однако сами большевики мыслили иначе. Ленин и ближайшее его окружение видели в НЭПе

. лишь тактический шаг, позволяющий преодолеть острый поли­тический кризис. Никаких изменений в политическом строе не предвиделось. Более того, именно в политической монополии большевистской партии Ленин видел главную гарантию ус­пешного построения социализма'. Главенство партии, по его мнению, могло выступить фактором, компенсируюшим от­сутствие в обществе необходимого уровня развития про­изводительных сил и политической кулылуры ..

Нэповская общественная модель таила в себе немало противоречий. Главное из них состояло в органической не­совместимости многоукладной экономической системы, ба­зирующейся на плюрализме форм собственности, и автори­тарного политического режима большевиков. Эти и многие другие противоречия в короткий срок существования НЭПа привели к трем серьезным кризисам: кризису сбыта 1923 г., товарному кризису 1925 г. и кризису хлебозаготовок 1927­1929 годов.

Тем не менее экономические резулылаты были весьма успеш­ными. Прирост промышленной продукции составил уже в 1921 г. 42% , в 1922 г. - 30,7%, в 1923 г. - 52,9%, а в 1925 Г. ­66,1%. Высокими темпами развивался и аграрный сектор. Вало­вой сбор зерновых в 1925 Г. почти на 21% превысил среднегодо­вые показатели 1909-1913 годов. В короткий срок (уже к 1927 г.) был достигнут довоенный уровень развития животно­водства. К этому времени потребление пищевых продуктов в России превышало дореволюционный уровень. В то же вре­мя рост крупного товарного крестьянского хозяйства искусст­венно сдерживался государством (к 1927 ·г. освобожденными от сельхозналога оказались 35% беднейших крестьян, в то вре­мя как зажиточные крестьянские хозяйства, составлявшие около 10%, платили почти 30% всех налогов). Это приводило К искусственному дроблению крупных хозяйств (для избежа-

ния кабального налогообложения) и в конечном итоге ­к снижению товарности сельскохозяйственного производства.

Образование СССР

Основные даты и события:30 декабря 1922 г. - 1 съезд Советов СССР, образование СССР; 31 января 1924 г. - принятие на II Всесоюзном съезде Советов первой Конституции СССР.

Исторические деятели:В. И. Ленин; И. В. Сталин; М. И. Кали­нин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Нариманов .

. Основные термины и понятия:федерация; конфедерация; право наций на самоопределение; автономизация.

Работа с картой:по казать границы РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР в 1922 году.

План ответа:1) национальная политика большевиков; 2) пред­посылки создания многонационального советского государст­ва; 3) дискуссии в большевистском руководстве о характере будушего государства «<план автономизации,> Сталина; ленин­ский план советской федерации); 4) образование СССР; 5) Конституция СССР 1924 г.; 6) значение и последствия обра­зования СССР.

Материал к ответу:В основе большевистской национальной политики (разработанной Лениным) лежала идея предостав­ления угнетенным народам страны права национального са­моопределения, возможности самим решить свою судьбу. После октябрьского выступления в Петрограде большевист­скому руководству пришлось пойти на признание независи­мости Польши и Финляндии, а по условиям Брестского ми­ра - и Украины.

Предпосьmки образования единого государства сушествовали как в экономической, так и в политической, социальной и ду­ховной сферах жизни советских республик. Продолжала функ­ционировать единая транспортная система, предприятия союз­ных государств были заинтересованы в сырьевых ресурсах и более широкой производственной кооперации друг с другом. Российская Федерация оказывала сушественную экономическую помощь советским республикам.

В годы гражданской войны оФормился военно-политичес­кий союз республик, в которых в это время была установлена советская власть (Украина, Белоруссия, Закавказская Федера-

ция). В каждой из НИХ реальная власть принадлежала комму­нистическим партиям, которыми руководил ЦК РКП(б). В хо­де подготовки к Генуэзской конференции сложилась и единая внешнеполитическая линия, представлять которую было пору­чено РСФСР.

К лету 1922 г. назрела не09ХОДИМОСТЬ придать новую фор­му союзническим отношениям. В Политбюро ЦК РКП(б) была создана комиссия во главе с наркомом по делам наци­ональностей И. В. Сталиным, которая должна была разрабо­тать проект создания союзного государства. Вскоре план был готов. Сталин предлагал включить Украину, Белорус­сию и Закавказье в состав Российской Федерации с предо­ставлением им права автономии в ряде вопросов «<план ав­тономизации»). Против этого плана выступил Ленин, полагавший, что автономия для самостоятельных r:осударств будет шагом назад в деле национально-государственного строительства. Вместо этого он предложил идею объедине­ния всех республик на равных правах.

30 декабря 1922 г. открылся 1 съезд Советов СССР. Он принял Декларацию и Договор об образовании Союза Совет­ских Социалистических Республик. Главным принципом это­го объединения являл ось равенство входивших в него госу­дарств и свобода выхода из союза. Высшим законодательным органом стал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), во главе которого были четыре председателя (избранных от каждой республики): М. И. Калинин (РСФСР), Г. И. Петров­ский (УССР), А. Г. Червяков (БССР) и Н. Нариманов (ЗСФСР).

Принятая в январе ] 924 г. Конститyция СССР зафиксиро­вала круг вопросов, переданных республиками в ведение Сою- . за: внешняя политика, оборона, внешние и внутренние грани­цы, транспорт, связь, экономическое планирование, вопросы войны и мира. Высшим органом власти, согласно Конститу­ции, стал Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между его созывами - ЦИК, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета НациональностеЙ.

В ]924-1925 П. в состав СССР были приняты Узбекская и Туркменская ССР.

Образование СССР явилось попыткой возрождения единого государства на территории бывшей Российской империи. Оно привело к укреплению оборонной мощи, формированию еди­ного народнохозяйственного комплекса, выравниванию уровня социально-экономического развития былших национальных окраин страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.