Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и быт во второй половине XIX века



Исторические деятели;Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов; И. С. Тургенев; Н. А. Некрасов; П. И. Чайков­ский; Д. И. Менделеев; И. М. Сеченов; А. С. Попов; С. М. Со­ловьев; И. Н. Крамской; М. А. Балакирев.

Основные термины и понятия;реализм; нигилизм; «Могучая куч­ка»; передвижники.

План ответа:1) исторические условия развития отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в.; 2) достижения в области науки; 3) реформирование системы образования; 4) литература; 5) театр; 6) музыка; 7) живопись, архитектура, скульптура; 8) градостроение; 9) перемены в быту; 10) значение развития ~>течественной кулылуры во второй половине XIX века.

Материал к ответу:Бурное развитие отечественной науки и кулылуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с обшим направл~нием развития страны. Освобождение крес­тьян, политические реформы 1860-70-х П., стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на науке, образовании, кулылуре, а также изменении духовной атмосферы в обществе.

Значительные перемены произошли в системе образова­ния. Начальную подготовку осуществляли три типа учебных заведений: церковно-приходские школы с двух- И четырехлет­ним сроком обучения (в них учили .\"Iачалам чтения, письма, счета, изучали основы Закона Божьего); земские школы, в ко­торых про грамма подготовки была несколько шире, а занятия вели профессиональные учителя; крестьянские школы грамо­ты. Школьный устав, принятый в 1871 г., сделал единствен­ной формой среднего образования классическую гимназию, в которой значительный объем времени отводился на изуче­ние древних языков (латыни, древнегреческого). Прием в гим­назии детей из малоимущих семей был ограничен министер­ским циркуляром «о кухаркиных детях». В 60-90-е п. впервые в истории страны обучение детей стало носить массовый ха­рактер.Число гимназий выросло в 1861-895 п. более чем в 2,5 раза. Создавались также воскресные школы для взрос­лых, не имевших образования. В резулылате уровень грамотно­сти населения страны возрос с 6 до 28%. Расширялась и сеть высших учебных заведений, в первую очередь технических. Это объяснялось потребностями растущей промышленности и ее техническим перевооружением (было открыто, например, Московское высшее техническое училище). В ряду универси­тетов появились Одесский и Томский. Важным демократиче­ским достижением стало открытие специальных женских гим­назий, а в 1872 г. - Московских высших женских курсов с университетской программой.

Перемены в экономике страны активизировали развитие естественных наук и их прикладной направленности. Офор­милась петербургская школа математиков, яркими предста­вителями которой были п. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская. Родоначальником московской школы физиков стал извест­ный специалист в области магнетизма и фотоэлектрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сде­лали Д. и. Менделеев (составивший периодическую систему химических элементов) и А. М. Бутлеров (разработавший те­орию строения вешества и ставший родоначальником совре­менной теории химических соединений). Основоположник

отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психических явлений и чувств че­ловека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Мо­жайский сконструировал первый в мире самолет. С изобре­тением П. Н. Яблочковым И А. Н. Лодыгиным электрической лампочки началась революция в области энергетики.

Русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского впер­вые исследовали и описали природно-географические особен­ности Средней Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отече­ственных этнографов на протяжении долrotо времени изучал быт и обычаи населения островов Океании.

Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщаю­щие труды и курсы лекций по отечественной истории. Их лек­ции с успехом читались в Московском университете и Москов­ских высших женских курсах.

Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопро­сам времени - проблемам борьбы нового со старым, цены ре­формирования общества, личных переживаний человека пере­ходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти темы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого (<<Война И мир», «Анна Каренина», «Вос­кресение») и И. С. Тургенева «<Отцы и дети», «Накануне», «Новь»), поэзию Н. А. Некрасова «<Кому-на Руси жить хоро­шо», «Размышления у парадного подъезда»). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского «<Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы»), предсказы­вавшего страшные последствия революционного насилия для судеб России «<Бесы»). Необычным явлением в литературе конца века стали пьесыl, рассказы и повести А. П. Чехова «<Чайка», «Скучная история» И др.), обращенные в основном к роли русского интеллигента в условиях меняющегося общест­ва. Пьесы А. Н. Островского «<На всякого мудреца довольно простоты,>, «Гроза», «Доходное место» и др.) обличали пороки патриархального быта русского купечества.

Впервые за всю историю русской живописи ее главным ге­роем стал народ. По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей. Вокруг Товарище­ства объединились наиболее передовые художники, основу ра­бот которых составлял реализм и обличение окружающей со­циальной действительности. Наиболее характерными в этом

отношении стали произведения И. Н. Крамского (портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова «<Чаепитие в Мытищах», «Сель­ский крестный ход на Пасху», «ТроЙка»), И. Е. Репина «<Бур­лаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турец­кому султану»), В. И. Сурикова (<<Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком») и др.

Правда реальной жизни впервые нашла отражение в теат­ральных постановках. Драматические театры стали центрами кулылурной жизни. Высокое мастерство, раскрытие глубин че­ловеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Хореогра­фическим мастерством выделялось творчество прославленной балерины М. Ф. Кшесинской, выступавшей на сцене Мариин­екого театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. И. Петипа.

Использование:vr народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалось в эти годы музыкальное искус­ство. В 60-е гг. в Петербурге и Москве открылись первые рус­ские консерватории. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А. С. Даргомыжского (<<Русалка»), М. П. Мусоргского (<<Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корса­кова «<Царская невеста»), А. П. Бородина «<Князь Игорь»), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные (<<Евге­ний Онегин», «Пиковая дама»), балетные «JIебединое озеро». «Щелкунчию» И симфонические (l-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения.

Творения русских мастеров XIX в. вошли в сокровищницу отечественной и мировой кулылуры и определили основные жа­нры и направления развития кулылуры в наступающем хх веке.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.