Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и быт в первой половине XIX века



Основные даты и события:1803 г. - реформа системы образова­ния; 1811 г. - открытие Царскосельского лицея; 1839 г. - от­крытие Пулковской обсерватории; 1826 г. - создание учения о неевклидовой геометрии; 1820 г. - открытие Антарктиды.

Исторические деятели:А. Ф. Смирдин; Н. И. Пирогов; Н. И. Ло­бачевский; Б. С. Якоби и Э. Х. Ленц; Е. и М. Черепановы; Н. Н. Зинин; А. М. Бутлеров; И. Ф. Крузенштерн; Ю. Ф. Ли­сянский; Ф. Ф. Беллинсгаузен; М. П. Лазарев; Г. И. Невель­ской; Е. В. Путятин; Н. М. Карамзин; А. С. Пушкин; М. Ю. Лер­монтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; М. И. Глинка; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; В. А. Тропинин; А. А. Иванов; П. А. Федо­тов; А. Г. Венецианов; А. Н. Воронихин; К. И. Росси; О. И. Бо­ве; К. А. Тон; д. И. Жилярди.

Основные термины и понятия:романтизм; классицизм; ампир; сентиментализм.

Работа с картой:показать маршрутыI первой и второй кругосвет­HbIX экспедиций, экспедиций Г. И. Невельского и Е. В. Путятина.

План ответа:1) особенности развития русской науки и кулылу­ры в первой половине XIX в.; 2) развитие системы образова­ния; 3) достижения в области естественных наук; 4) русские первооткрыватели и путешественники.; 5) литература; 6) театр; 7) музыка; 8) живопись; 9) архитектура; 10) перемены в быту и обычаях; 11) роль и значение отечественной кулылуры в ис­тории XIX века.

 

Материал к ответу: Первая половина XIX в. по праву считается «золотым веком» русской кулылуры. Развитие кулылуры в то время проходило под влиянием многих событий. В их числе самое значительное место принадлежит Отечественной войне 1812 года. Заграничный поход русских войск привел ко «вто­рой волне» западного влияния на отечественную кулылуру, на­.уку, образование. На развитии кулылуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономичес­кой сфере, в первую очередь - промышленный пере ворот.

В области гуманитарных наук рост национального само­сознания привел к усилению интереса к отечественной ис­ТQРИИ. Болылим событием кулылурной жизни стала «Исто­рия государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году. Ее автор стал первым отечественным историком, которого читали не только специалисты, но и широкая аудитория. На эти годы приходится научная деятельность русских историков Т. Н. Грановского (1813-1855) и М. П. Погодина (1800­1875), начало деятельности крупнейшего историка XIX в. ­С. М. Соловьева (1820-1879).

В области естественных наук подлинный переворот в пред­ставлениях о природе пространства совершил профессор Ка­занского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открыв­ший новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией (1826). Это открытие стало основой для математи­ческой базы современной физики. В 1802 г. петербургский про­фессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление волыловой дути, а позже высказал идею о ее применении для сварки металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телегра­фа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербург-Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П. П. Аносов (1797­1851) в 1831 г. первым в России применил микроскоп для ис­следования струКтуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утрачен­ную тайну изготовления булатной стали. В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу. Крупнейшими химиками эпохи стали профессора Казанского университета Н. Н. Зинин (1812-1880) и А. М. Бутлеров (1828­1886), явившиеся не только основоположниками отечественной научной химической школы красителей, но и новой отрасли

химического производства. Крупнейшим представителем отече­ственной медицины был профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), ставший основополож­ником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсо­вую повязку. В 1839 г. начала работать Пулковская обсервато­рия под Петербургом (построенная всего за четыре года) - од­на из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал русский астроном XIX в. В. Я. Струве (1793-1864). Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали за честь оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Акаде­мия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это вы­делил один из самых богатых российских промышленников ­П. Н. Демидов. Болылие средства на развитие отечественной науки выделяло правительство страны.

В начале XIX в. в России окончательно сложил ась систе­ма высшего, среднего и начального образования.' В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, вос­питания юношества и распространения наук. Проведенная в начале века реформа образовательной сферы привела к со­зданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе - уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем в них прини­мали детей «всякого состояния», без различия «полу И лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обу­чались представители высших слоев общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободо­мыслия. Правительство уделяло болылое внимание разви­тию высшего образования. Помимо Московского универси­тета только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потреб­ность в подготовке большего числа учителей. ДЛя этого в Москве и Петербурге были созданы первые педагогические вузы. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при. всех университетах.

 

в 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образо­вания несколько изменилось. Если в начале века приоритет­ным было общее образование, то теперь школа ориентирова­лась главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах. При Николае 1 сохрани­лись все типы школ, но они стали сословно-обособленными. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для детей низов общества. В них в течение года обучали За­кону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геомет­рии, истории и географии. В семиклассных гимназиях обуча­лись дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. вновь была подтверждена невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время, помимо сословной направленности образования, министерство заботилось об увеличении численности учеб­ных заведений. Если в начале века в стране существовало все­го 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии. Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развива­лись ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Пе­тербургский практический технологический институг (1828 г., сейчас - Технологический институт), Московское ремеслен­ное училище (1830 г., ныне - Московский государственный технический университет им. Н. э. Баумана). По мере расши­рения масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изучения технических и коммерческих наук, а так­же фабричные школы.

Несмотря на строгую цензуру, росли объемы выпуска ли­тературы для населения. В 40-е гг. широкую известность по­лучили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), вы­пустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по цене эта лите­ратура была доступна самым широким слоям населения. Ши­роко развивалось и библиотечное дело. В 30-40-е П., по ини­циативе провинциальной общественности, библиотеки открылись в болылинстве губернских и уездных городов Рос­сии. В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ра­нее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал со­бирать свою знаменитую коллекцию живописи выдающийся русский меценат п. М. Третьяков (1832-1898).

XIX век стал для России временем крупнейших географи­ческих открытий. Русские корабли впервые вышли в Мировой океан. В 1803 г. по указанию Александра 1 была предпринята экспедиция на двух кораблях - «(Надежда» И «Нева», для ис­следования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии на­ук И. Ф. Крузенштерн (1770-1846) - один из крупнейших мо­реплавателей и ученых-географов своего времени. В ходе экс­педиции на карту было нанесено более тысячи километров побережья острова Сахалин. Командир «Невы» Ю. Ф. Лисян­ский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архи­пелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были настолько ве­сомы, что И. Ф. Крузенштерн удостоился звания академика. Его исследования были положены в основу изданного в нача­ле 20-х гг. «Атласа Южных морей».

Одним из учеников и последовз,телей Крузенштерна стал Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852). В 1819-1821 гг. ему было по­ручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Востою> и «Мирный». Проект экспедиции был составлен Кру­зенштерном. Главной ее целью было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной бли­зости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время АнтарктИдЫ, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где путешественники открыли группу островов В архипелаге Туамоту, названную островами Россиян. Каждый из островов получил имя известного военного и морского дея­теля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де­Толли, Ермолова и др.). После стоянки в СИднее экспедиция вновь двинулась к АнтаРКТИде, где были открыты остров Петра 1 и берег Александра 1. В июле 1821 г. русские корабли возвра­тились в КроншТадт. За 751 день плавания они прошли путь длиною около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, наука получила ценные этнографические и биологи­ческие коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Восто­ка в середине века стал Г. И. Невельской (1813-1876). В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855 гг.) ему удалось обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде

территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Не­вельского имели важное значение: впервые было дока:щно, что Сахалин не соединен с материком, а является островом и что Татарский пролив есть именно пролив, а не залив, как считал впервые побывавший в этих местах Лаперуз.

Е. В. Путятин (1804-1883) в 1822-1825 гr. совершил круго­светное путешествие. В 1852-1855 ГГ., во время руководимой им экспедиции, были открыты острова Римского-Корсакова. Путя­тин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

В первой половине XIX в. были совершены и другие от­крытия. Исключительно полезные и необходимые сведения об Аляске, Алеутских и Курильских островах собрал в 1839­1849 гг. И. Г. Вознесенский. В 1809 г. А. Е. Колодкин начал интенсивное исследование Каспия, завершившееся через 17 лет составлением первого Атласа Каспийского моря. В 1848 г. экспедицией Э. К. Гофмана и М. А. Ковальского было прове­дено исследование Северного Урала (вплоть до Карского мо­ря). Ценными резулылатами увенчались экспедиции по северу Сибири, проведенные в 1842-1845 гr. А. Ф. Миддендорфом (впервые описавшем Таймырский край). П. А. Чихачевым был открыт Кузнецкий каменноугольный бассейн. Успехи русских путешественников были настолько велики, что потребовалось создание специальных учреждений для обобщения и исполь­зования полученных данных. Важнейшим среди них стало от­крытое в 1845 г. Русское географическое общество.

Главными особенностями художественной кулылуры этого периода стали быстрая смена художественных направлений и параллельное сушествование различных художественных сти­лей. На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в основе которого лежало служение государю и Orечеству. В период, предшествующий Orечественной войне 1812 г., его сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и пережива­ниям человека. Главным направлением художественной кулылу­ры первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его отличитель­ной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной действительности. Особенностью русского романтизма был повышенный интерес к националь­ной самобытности, традициям отечественной истории, утверж­дение сильной, раскрепощенной личности. Со второй четверти XIX в. широкое распространение получает еще одно направле­ние:- реализм. Его последователи старались изображать окружа-

ющую действительность в ее наиболее типических проявлениях. Одной из разновидностей нового стиля стал критический реа­лизм, предлагавший изображать неблагополучные стороны рос­сийской жизни, тем самым требуя перемен к лучшему.

Русская литература переживала в эти годы свой «золотой вею>.

Классицизм уступил место сентиментализму, наиболее ярким представителем которого был Н. М. Карамзин (1766-1826) (<<Бедная Лиза>} и др.). Появление романтизма в русской лите­ратуре связано прежде всего с произведениями В. А. Жуков­ского (1783-1852). Его баллады «Людмила» (1808), «Светлана» (1812) полны гуманности и человеческого достоинства. В этом же направлении были созданы первые исторические романы А. А. Бестужева-Марлинского и М. Н. Загоскина, формировав­шие у читателя понимание самобытности русской истории. Ро­мантические образы составляют основу ранних работ А. С. Пушкина (1799-1837) и М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Реализм как новое течение в русской литературе был связан с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гого­ля (1809-1852). Если Пушкин был «явлением чрезвычайным» в русской литературе, оказавшим огромное влияние на все ее последующее развитие, то с выходом в свет романа «Герой на­шего времени>} (1841) за Лермонтовым закрепилась слава од­ного из основоположников критического реализма. Сочетание реальной жизни, с ее печальными и смешными сторонами, со­седствовало в творчестве Гоголя с мистицизмом и фантастикой. Сопричастностью и состраданием к простым людям проникну­ты роман «Обыкновенная история>} (1847) И. А. Гончарова (1812-1891), ранние стихи Н. А. Некрасова (1821-1878), «За­писки охотника» (1847-1852) И. С. Тургенева (1818-1883), повести «Бедные люди» (1846), «Белые ночи>} (1848) и «Двой­ник» (1846) Ф. М. Достоевского (1821-1881). Мир русского ку­печества открыл читателю и зрителю в своей первой драме «Свои люди - сочтемся>}(1849) А. Н. Островский (1823-1886).

Несмотря на то что указом Александра 1 в 1803 г. была вве­дена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступило в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специ­альное здание). Наиболее известным в Петербурге был Алек­сандринский театр (архитектор К. И. Росси), В отличие от традиционно демократичного московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а для двора и чи-

новничества) носил парадно-официальный характер. Из дра­матургов наиболее популярны были А. С. Грибоедов (1790­1829), Н. В. Гоголь и начинающий А. Н. Островский, 'утверж­давшие реалистические традиции в театральном искусстве. Крупнейшим представителем романтизма в театре был выда­ющийся русский актер П. С. Мочалов (1800-1848), особую популярность снискавший в ролях Гамлета (в трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство И любовь»). Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер московского Малого театра М. С. Щепкин (1788-1863). С этого времени началось становление режиссу­ры и искусства оформления спектакля.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на се­бе влияние героического 1812 года. Если прежде традиционно преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Од­ной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Су­сащ1Н» (1815). Болылие аудитории собирали концертные залы. Популярностью ПОЛЬЗ9Вались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, З. А. Волконской. Централь­ное место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М. И. Глинке (1804-1857), заложившему основы национальной школы в музыке. Он стал родоначальни­ком основных жанров отечественной профессиональной музы­ки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» (1836).

Живопись характеризовалась, в первую очередь, возрос­шим интересом к личности человека, к жизни не только дво­ра, но и простых людей. Одним из наиболее распространен­ных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Ярким представителем романтизма был замечательный портретист начала века О. А. Кипренский (1782-1836), создав­ший портреты А. С. Пушкина (1827), П. А. Оленина (1813) и др. Крупнейшим представителем классицизма в русской жи­вописи первой половины XIX в. стал К. П. Брюллов (1799­1852). В одной из самых известных его работ - «Последний день Помпею> - впервые в качестве героя представлен народ. Был он и блестящим мастером парадного портрета (<<Всадни­ца»). Основоположником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов (1815-1852). В своих жанровых картинах он умел выражать крупные социальные проблемы «<Свежий кавалер», «Сватовство майора»). Рождение особенно популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Его картины стали настоящим

открытием в русской живописи. В работах 1820-х П. «На паш­не. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» И др. он изображал повседневную жизнь крестьян, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление в русской живопи­си принято называть «венециановской школоЦ». Одним из крупнейших отечественных мастеров был А. А. Иванов (1806­1858). Основным произведением его жизни является картина «Явление Христа народу», над созданием которой он трудил­ся 20 лет (1837-1857). Центром художественной жизни Рос­сии того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училише живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Русский ампир (вершина классицизма, характе­рен для первых трех десятилетий XlX в.) отличали массивные, монументальные формы с богатыми украшениями, унаследо­ванными от императорского Рима. Его крупнейшими предста­вителями были А. Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), уча­ствовавший в строительстве архитеltrурных ансамблей Павлов­ска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея(l819-1825) с площадью Искусств, ан­самбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и ар­кой (1819-1829), ансамбль Александринского театра (1816­1834). В Москве в стиле русского ампира были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после по­жара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Болылим театром (1821-1824), Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (1785­1845). С 30-х П. в архитектуре начинает распространяться «рус­ско-византийский» стиль, в котором К. А. Тон (1794-1881) создал Храм Христа Спасителя (1837-1889), Большой Крем­левский дворец (1839-1849) и Оружейную палату (1843-1851).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.