Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественные движения 1830-50-х годов



Исторические деятели:С. С. Уваров; М. П. Погодин; Н. В. Ку­кольник; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. Д. Кавелин; И. С. и К. С. Аксаковы; Ю. Ф. Самарин; А. С. Хомяков; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; Н. В. Станкевич; М. В. Буташе­вич-Петрашевский; П. Я. Чаадаев.

Основные термины и понятия:теория официальной народности; славянофилы; западники; либералы.

План ответа:1) особенности обшественного движения 30-50­х П.; 2) консервативное движение, теория официальной на­родности; 3) либеральное движение, западники и славянофи­лы; 4) революционное движение; 5) П. Я. Чаадаев; 6) итоги и значение общественного движения 30-50-х годов.

Материал к ответу: В 1830-50-е п. Россия находилась на исто­рическом повороте от аграрного общества к обществу индуст­риальному. Это определяло идейную позицию передовых лю­дей того времени. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение путей дальнейшего развития страны. В от­личие от предьщушего этапа развития, общественное движение в эrn годы имело несколько характерных особенностей. Оно раз­вивалось в условиях усиления политической реакции, вызван­ной восстанием декабристов. Характеризовалось окончатель­ным разрывом между революционным и правительственным направлениями. Впервые консервативное направление получи­ло собственную идейную концепцию. Наконец, впервые в ка­честве особого течения оформился российский либерализм.

Лидером российского консерватизма стал президент Акаде­мии наук граф С. С. Уваров. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он представлял как единство царя и народа, основу жизни русского общества. Под православи­ем Уваров понимал традиционную ориентацию русского че­ловека не на личный, а на общественный интерес, стремле­ние к общему благу и справедливости. Народность выражала, по его мнению, единство объединенного вокруг царя народа (без разделения на дворян, крестьян, мещан и т. д.). Между народом и монархом, считал Уваров, всегда сушествовало не­разрывное духовное единство, которое было и будет гарантом процветания России. Крупнейшими теоретиками консерватив­но-охранительного направлеНия были историки Н. М. Карам­зин и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, лите­раторы Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. Они бьЦIИ уверены в исключительности исторического пуги России.

оссийский либg>ализм был представлен кружками запад-

-!iикоая славянофилов. Идеологами западничества были исто­рики Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. С. Тургенев. Кле­вому крылу западников первое время относились А. И. Герцен иВ. Г. Белинский. Западники считали, что мировая цивилиза­ция едина и искусственное выделение из нее какой-либо стра­ны ведет не к благу, а к загниванию. По мнению западников, Россия стала цивилизованным государством лишь благодаря Петру Великому, который впервые попытался привить своему народу черты европейской образованности. Задача России состоит в том, чтобы примкнуть к европейскому Западу и образовать вместе с ним «единую общечеловеческую куль-

турную семью,>. Славянофилы, напротив, подчеркивали само­бытность каждого, в том числе и русского, народа. Они ВИде­ли ее в особенностях русского православия, специфике госу­дарственного и общественного быта. С этой точки зрения славянофилы крайне негативно оценивали реформы Петра 1,считая, что они повернули Россию в сторону ненужных заим­ствований у Запада. Это, по их мнению, вело к постоянным об­щественным катаклизмам. Главной задачей, стоящей перед стра­ной в эти годы, славянофилы считали возвращение русской истории «в старое, самобытное состояние,>. Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из . жизни (вместо «галоши» предлагали говорить «мокроступы,) И т. П.). Теоретиками славянофильства были публицисты И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, философ и пуб­лицист Ю. Ф. Самарин, философ и писатель А. С. Хомяков. Несмотря на многие принциilиальные отличия западничества и славянофильства, в этих течениях было немало общего: убеЖденность в необходимости преобразования российской действительности; надеЖда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку пере­довой общественности; расчет на то, что реформы будут но­сить постепенный и осторожный характер; уверенность в воз­можности мирного. осуществления реформ; критическое отношение к крепостному праву, засилью бюрократии, подавле­нию прав и свобод личности; вера в Россию, в возможность ее стремительного и уверенного движения к процветанию.

Конец 20-х - начало 30-х ГГ. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Неболылие кружки (самой различной Идейной направленности) быстро раскрывались и ликвидировались полицией, так и не успев перерасти в тайные организации и выработать свою програм­му. Изменился и состав участников подобных организаций. Если преЖде это была, как правило, военная молодежь, пред­ставители высших слоев общества, то теперь - студенчество, состоявшее из различных социальных групп. В 1827 г. властя­ми был раскрыт кружок братьев В. И. и М. И. Критских из Московского университета, в 1831 г. - кружок Н. П. Сунгуро­ва, участники которого вынашивали планы вооруженного вос­стания, в 1834 г. - кружок А. И. Герцена иН. П. Огарева. Кро­ме столиц, кружки 'появились во Владимире, Нежине, Курске, . на уральских заводах. Одним из либеральных кружков, в кото-

ром были представлены и западники, и славянофилы, был кружок молодого философа и литератора Н. В. Станкевича, созданный в 1833 году. В нем объединились такие разные лю-

ди, как Т. Н. Грановский и К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и братья Киреевские, молодой М. А. Бакунин. Вскоре после отъезда Станкевича за границу кружок перестал существовать. И западники, и славянофилы (несмотря на близость идеям официальной народности) не могли свободно выражать свои взгляды. Оба направления либерального движения вызывали подозрения, и преследовались правительством (особенно за­падничество).

Наметившееся еще в декабристских организациях расхож­дение либерального и революционного течений русского об­щественного движения окончательно произошло в 40-50-е годы. Особенностями революционного движения в эти годы были: утрата надежды на реформирование России «сверху» в резулылате сотрудничества власти и общества; обоснование правомерности и целесообразности революционного насилия для осуществления перемен в обществе; вьщвижение утопиче­ского социализма в качестве идеологии будущей революции. Каждый идеолог понимал социализм по-своему, но общими для всех были идеи социального равенства, гражданской сво­боды, ликвидации самодержавия и крепостничества.

Наиболее характерна, с этой точки зрения, теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена, оформившаяся к сере­дине 50-х годов. Он считал, что исходным пунктом социали­стического переустройства российского общества является крестьянская община, с ее коллективным самоуправлением и землепользованием. Эти взгляды оказали решающее воздей­ствие на дальнейшее развитие социалистической мысли в тру­дах Н. Г. Чернышевского, народников, а позже - российских социал-демократов. ОДНОЙ,из наиболее известных революци­онных организаций был кружок, объединившийся вокруг М. В. Буташевича-Петрашевского, работавшего в министерстве иностранных дел. Здесь собирались не только чиновники и офицеры, но и представители литературных кругов, учите­ля. Их объединяло стремление добиться отмены крепостного права, ограничения самодержавия, реформы судопроизводст­ва. На своих встречах участники кружка обсуждали работы французских социалистов, немецких философов, знаменитое письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, в котором содержа­лась резкая критика самодержавно-крепостнической России. Кружок вскоре был разгромлен, а его участники (в их числе и Ф. М. Достоевский) приговорены к смертной казни. Лишь в последний момент царь заменил расстрел каторгой. Репрес­сии против революционеров либо вынуждали их уезжать за границу (А. И. Герцен и Н. П. Огарев выехали в ,Лондон и вы'"

пускали там журнал «Колокол»), либо заставляли замолчать. Многие со временем пересмотрели свои взгляды на револю­цию и социализм. В социалистическом учении разочарова­лись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский.

Особое место в общественном движении того времени за­нимает П. Я. Чаадаев - крупнейший российский мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. и Се­верного общества декабристов, он в 1823-1826 гг. жил за границей, гдеоформились его взгляды. В своих «Философи­ческих письмах» (1829-1831) Чаадаев говорил об «отлучен­ности» России от всемирной истории «<одинокие В мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о духовном застое и национальном самодовольстве, которые препятству­ют историческому развитию страны. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1836) философ был «высочайшим повелением» объявлен сумасшедшим, а жур­нал закрыли. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сума­сшедшего» (1837), Чаадаев выразил веру в историческую бу­дущность обновленной России, включенной в западный хри-

стианский мир. .

Главным итогом развития общественного движения 1830­50-х П. стало широкое распространение оппозиционных наст­роений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепост­нической системы стали очевидны для передовой части российского общества, а между властью и интеллигенцией впервые образовалась глубокая пропасть.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.