Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя политика Николая I. Основные даты и события: ]825-]855 гг



Основные даты и события: ]825-]855 гг. - царствование Нико­лая 1; 1837-]841 П. - реформа государственных крестьян П. Д. Киселева; 1842 г. - указ об обязанных крестьянах.

Исторические деятели:Николай 1; А. Х. Бенкендорф; С. С. Ува­ров; П. Д. Киселев; Е. Ф. Канкрин.

Основные термины и понятия:государственные крестьяне; обя­занные крестьяне; охранительная политика; теория официаль-

ной народности. .

План ответа: ]) личность Николая 1; 2) основные задачи и на­правления внутренней политики Николая 1; 3) усиление роли государственного аппарата; 4) укрепление социальной базы са­модержавия; 5) реформа государственных крестьян; 6) власть и церковь; 7) усиление борьбы с революционными настроени­ями; 8) итоги и значение внутренней политики Николая 1.

Материал к ответу:Николай был третьим сыном Павла 1. К ро­ли самодержавного правителя России его никто не готовил, так как вступление на престол при двух старших братьях для него было маловероятным. Николая готовили к военной карь­ере. Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. на­ложили серьезный отпечаток на все его царствование, заста­вили предпринять шаги по упрочению самодержавного строя .. В людях Николай больше всего ценил исполнитель­ность, покорность, готовность К подчинению. Прекрасно по­нимая необходимость и неизбежность реформ, Николай тем не менее стремился в первую очередь обеспечить стабиль­ность социально-политических порядков. Разработка же ре­форматорских планов велась в обстановке большой секретно­сти из опасения новых потрясений.

]64

Недоверие, с которым после восстания декабристов Нико­лай относился ко всем окружающим, прошло .не скоро. В от­личие от Александра 1,Николай стремился сам решать не толь­ко важн~йшие, но даже незначительные вопросы. для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил функции Собственной его императорского величества канце­лярии, которая начала доминировать в делах государсtвенно­го управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создает II Отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Глав­ной его задачей долж.на была стать подготовка единого Свода законов страны. Прежде эта работа велась десятилетиями и успеха не принесла. Сперанскому удалось выполнить ее все­го за пять лет. В 1832 г. бьию опубликовано первое Полное со­брание законов Российской империи (в 45 томах), а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под.' председательством бывшего члена Негласного комитета - гра­фа В. П. Кочубея (назначенного в следующем году председате­лем Госсовета и Кабинета министров), которому было поруче­но составить проект реформы государственного управления.­Однако выполнить эту задачу Кочубею так и не удалось. В 18ЗО-е п. были приняты решения, пост.авившие под кон­троль государственных чиновников дворянские собрания. За­частую многие, даже самые мелкие решения должны были принимать высшие государственные opraHbl страны. Для это­го требовалась огромная армия чиновников. К концу царство­вания Николая их численность составляла 90 тыс. человек (в начале правления Александра - 15 тыс.). Обычным делом стало засилье генералов в министерских кабинетах. Они мало что понимали в своих новых обязанностях, но это было не­важно: колоссальный аппарат делал свое дело, даже если бы министра или директора департамента не было вовсе. В нача­ле 1840-х гг. были ограничены и без того лишь совещательные функции Государственного совета. В принятом в 1842 г. «Уч­реждении Государственного совета» закреплялось право импе­ратора утверждать мнение менылинства членов совета или свое особое решение по рассматриваемому вопросу. Болылие огра­ничения накладывались и на местную администрацию, управ­лявшую делами Польши, Закавказья, Прибалтики (запрещалось принимать решения без учета мнения центральных властей).

Болылое внимание Николай 1 уделял укреплению дворян­ского сословия.' Его беспокоило продолжение начавшегося еще перед Отечественной войной обнищания части дворянст-

ва. Для укрепления материальной базы дворянства был изме­нен порядок наследования крупных имений (включавших не менее 400 крестьянских дворов). Теперь они не могли быть раздроблены между наследниками или проданы, а передава­лись в порядке наследования старшему представителю рода. Был повышен имущественный ценз для участников выборов в дворянские органы самоуправления. Согласно новому школь­ному уставу 1828 Г., в средние и высшие учебные заведения те­перь принимали только детей дворян и чиновников. Царь не пошел на лишение дворянского звания многих разорившихся представителей высшего сословия. Но, ограничив доступ в дво­рянское сословие, ввел новые социальные группы - «чинов­ных'), «именитых» И «почетных граждан».

Николай прекрасно понимал, что главным продолжает ос­таваться крестьянский вопрос. К тому времени даже среди крупнейших помещиков никто не оспаривал положения о том, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. Изменения нача­лись с реформы управления государственными крестьянами, которую провел генерал п. Д. Киселев - член Госсовета и ми­нистр государственных имуществ. Главным пунктом реформы стало введение крестьянского самоуправления. В деревнях со­здавались школы и больницы. Там, где земли не хватало, при­нимались решения о переселении крестьян на свободные зем­ли в другие районы страны (особенно в восточные). Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено часть земли оставить под «общественную запашку,), где они работа­ли сообща и имели право пользоваться плодами общего труда. На этих землях крестьян насильно заставляли сеять картофель, что вызвало в начале 1840-х гг. серию «картофельных бунтов,). Реформа Киселева не могла получить поддержку со стороны по­мещиков, так как контраст между государственной и крепост­ной деревней был слишком велик. Недовольство высших слоев наряду с волнениями крестьян (совсем по другому поводу) при­вели Николая к убеждению, что хоть крепостное право и зло, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны всех сословий. Тем не менее была запрещена продажа крепостных с аукционов за долги; запрещалась «розничная,) продажа членов одной семьи; в 1842 г. был принят указ об обя­занных крестьянах, по которому помещики могли заключать с креСТЬЯНlli\ofИ договор о предоставлении им земельных участков в наследственное владение (этим своим «правом,) помещики так и не воспользовались); было дано разрешение помещикам осво­бождать крепостных без земли; в 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их вла-

дельца выставляется на продажу за долги; наконец, в 1848 г. им было предоставлено право выкупать не заселенные земли и строения. Однако, несмотря на все нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

Одним из важнейших направлений царствования Николая 1 стала борьба с любыми проявлениями несогласия и оппози­ционности царизму. Расправившись с декабристами, царь ре­шил по-новому организовать деятельность политической по­лиции и поставить ее под свой личный контроль. Указом 3 июля 1826 г. было создано IIIОтделение императорской кан­целярии, которому были поручены все политические дела и контроль за умонастроениями. «Филиалы» этой организа­ции были созданы и на местах. для наведения порядка в рас­поряжении шефа IIIОтделения находилась вооруженная сила корпуса жандармов (шефом обоих этих подразделений стал отличавшийся жестокостью и облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф). Для обуздания «распустив­шейся печати» Николай поставил ее под жесткий цензурный контроль (цензурный устав 1826 г. был метко назван «чугун­ным»). Опасаясь плодов народного просвещения, царское пра­вительство запретило принимать крепостных крестьян в сред­ние и высшие учебные заведения, ограничив их образование лишь одноклассными приходскими училищами. Особым усердием отличался здесь министр народного просвещения граф С. С. Уваров, заявивший: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я испол­ню мой долг и умру спокойно».

Таким образом, главным направлением внутренней политики Николая 1 стало укрепление дворянской империи и борьба про­тив революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.