Основные даты и события: 1636 г. - постройка Теремного дворца в Московском Кремле; 1694 г. - завершение строительства Ново иерусалимского монастыря.
Исторические деятели:А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын;~ с. Полоцкий; А. Палицын; Ю. Крижанич; протопоп Аввакум; С. Ушаков.
Основные термины и понятия:обмирщение кулылуры; нарышкинское барокко; пар сун а; сатира.
План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) основные достижения в развитии кулылуры: просвещение, научные знания, географические открытия, общественная мысль, литература, архитектура, живопись; 3) сословный быт; 4) историческое значение развития кулылуры в ХУП веке.
Материал к ответу:В ХVП веке возросла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это было связано с оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами. К концу века в Москве грамотой владели 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных крестьян были свои «грамотею>, передававшие знания односельчанам. Лишь крепостные и женшины всех сословий оставались неграмотными.
В ХУП в. самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителями были либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера»' из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось приглашение учителей из-за границы (главным образом из Речи посполитой). Впервые достаточно широко распространилось обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).
Возрос и выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно разным слоям населения (например, букварь стоил 1 копейку).
Интерес к знаниям приводил к необходимости открытия школ. Как правило, они создавались при церквях и монастырях. Образцом служили украинские и белорусские школы, в Россию приглашались ученые монахи из Речи посполитой. В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвешения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греки братья Лихуды открыли первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училише (позже - академия). Прием в него был разрешен детям из любых сословий.
Научные знания в России находились еще на начальной стадии развития. Главным источником их оставались книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и т. п. Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.
По мере освоения новых территорий географы уточняли границы России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным стало составление карт отдельных районов государства, географических справочников. Обширные сведения о зарубежных странах с ХУН в. собирались и обобщались в отчетах русских послов. Во второй половине века ценные сведения о Китае и пограничных с ним территориях Сибири собрал русский посол Н. СпафариЙ.
В 1678 Г. в Киеве была издана первая печатная история Российского государства с древнейших времен до 70-х гг. ХУН в. «Синопсис,), ставшая одной из самых популярных книг, по которым и в XVIH в. изучалась история нашей страны.
Полученные научные знания использовались на практике.
В 1615 г. русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн). Русские мастера совершенст-
вовали технику крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели. Познания в астрономии применялись для более точного определения дат «переходящих» церковных праздников.
ХУН в. стал временем великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Середина и вторая половина ХУН в. были периодом постоянных экспедиций русских первопроходцев на восток. Они стали первооткрывателями сибирских и дальневосточных земель. Казачий атаман С. И. Дежнев еще в конце 1630-х гг. начал освоение Восточной Сибири и крайнего азиатского Севера России. В июле 1647 г. он предпринял попытку пройти морем на реку Анадырь, но встретил болылие льды и вернулся. В 1648 г., в ходе плавания вдоль берегов Чукотки, Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. П!:,сьменный голова В. Д. Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. Енисейский казак (позже - якутский казачий атаман) М. В. Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641-1642). В 1649 г., путешествуя по русскому северо-востоку, он сложнейшим путем дошел через Становой хребет до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю. В 1649-1653 гг. выдающийся русский землепроходец Е. П. Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье. По резулылатам походов он составил первый «Чертеж реки Амур». Геро.ическими усилиями великих землепроходцев Россия не только . прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.
Новые явления происходили и в литературе. Она перестала быть только церковной - появились первые сочинения светского характера. В ХУП в. начали записывать выдающиеся произведения устного народного творчества - былины, пословицы, песни, заговоры. Появился новый литературный жанр - сатирическая повесть «<О Шемякин ом суде», «О Ерше Ершовиче»), в которой обличались крючкотворство, продажность и волокита чиновников. «Повесть О Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей. Реальных исторических героев сменили вымышленные. Если раныле одним из самых популярных литературных жанров были жития святых, то теперь на их основе появилась биографическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осорьиной», В центре которой - образ женщины-дворянки). Первым произведением в жанре автобиографической повес-
ти стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в рассказе о мытарствах главы старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т. п. Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.
В архитектуре, как и в других направлениях кулылуры, шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявлялось, В частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованное современниками как «дивное узорочье». Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 гг. для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, т. Шаругиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид. Лишь в описаниях современников дошел до нас загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.
Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 п. был построен один из красивейших храмов Ярославля - церковь Ильи Пророка. Почти сорок лет (1656-1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Никона. В 1670-80-е гг. был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые известные на Руси по благозвучию колокола. Изменили свой облик многие монастыри: богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.
Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 гг. на прежде приземистой Спасской башне Б. Огурцов и Х. Галловей надстроили еще один ярус и украсили его белокаменными узорами. Вслед за Спасской такие украшения были помещены и на других башнях Кремля.
Новым явлением стало строительство для купцов и дворян богато украшенных каменных жилых домов.
В середине века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название нарышкинекого (или московского) барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркие при меры московского барокко - колокольня Новодевичьего монастыря и иерковь Покрова в Филях. Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры и заложил основы архитектуры XVIII века.
Живо:писные про изведения ХУII в. в основном представлены, как и прежде, иконами. Однако в них усилились реалистические тенденции. Сложились художественные иентры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. Вьщающимся мастером иконописи был Симон Ушаков (16261686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, стала икона «Спас НерукотворныЙ». Новым явлением в русской живописи ХУН в. было возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине ХУII в. портреты «<парсуны» ) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то со второй половины века они создавались масляными красками на холсте.
Новым для русской кулылуры явлением было открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрьmалось скоморохами лишь в ярмарочные дни для «юлпы». Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший простым языком, понятным народу. Царь же поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для «избранных» по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев) и начал постановку пьес на церковные и исторические темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь и ею ближайшее окружение. Однако этот первый театральный опьп в России не прижился, так как был оторван от· реальной русской жизни. После смерти царя в 1676 г. театр был закрьп.
Таким образом, ХУН в. стал новым периодом в развитии русской кулылуры. Его главной отличительной чертой было начало процесса «обмирщения» отечественной кулылуры, уменьшения ее зависимости от церкви.