Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности кулылурного развития русских земель в ХIII- ХV веках



Основные даты и события: 1479 г. - завершение строительства Успенского собора Московского Кремля.

Исторические деятели:Аристотель Фиораванти; Феофан Грек; Андрей Рублев; Даниил Черный; Дионисий; Прохор с Городца.

Основные термины и понятия:новгородский стиль в архитекту­ре; эпос; историческая песня.

План ответа: 1) исторические условия развития кулылуры рус­ских земель в XIII-XV вв.; 2) основные достижения кулылу-

. ры: фольклор, литература, архитектура, живопись; 3) значение русской кулылуры этого периода.

Материал к ответу:Главными событиями, определившими раз­витие кулылуры русских земель в Xllf-XV ВВ., стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники кулылуры - соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угна­ны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.

Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития кулылуры русских земель в XIII-XV веках.

Главной темой устного народного творчества стала борь­ба с ордынским господством. Сохранились или в перерабо­танном виде дошли до наших дней сказания о битве на Кал­ке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляют героический былинный эпос. В XIV в. были созданы были­ны о Василии Буслаеве, Садко, отражавшие вольнолюбивый характер новгородцев, богатство и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества - историческая песня, описывавшая в деталях события, современником ко­торых был автор.

В про изведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV в. возобновляется об­щерусское летописание.

С конца XIII в. началось возрождение каменного строи­тельства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пост­радавших от нашествия. Одним из центров кулылуры в эти го­ды становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы на Липне и церковь Федора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности, от­носительно неболылими размерами сооружений, более скром­ным оформлением стен, использованием наряду с кирпичом известняковых плит и валунов. В Москве каменное строитель­ство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор (ставший дворцовой церковью великих князей) и Архангель­ский собор (усыпальница московских правителей). Была пост­роена Грановитая палата новгородского кремля. О возрастании политического могушества Москвы свидетельствовал камен­ный Кремль, построенный в 1367 году.

Политические мотивы присутствовали и в церковной жи­вописи - иконописи. Ярким примером этого стала икона «Царь царей», на которой Иисус Христос был изображен с ко­роной на голове. Это выражало непризнание власти ордын­ских ханов (именовавших себя «царями царей») и показывало приоритет христианской веры и власти православных власти­телей. Не случайно эта икона была установлена в Успенском соборе после Куликовской битвы.

Наряду с местными мастерами в это время на Руси работа­ли и иностранные живописцы, главным образом из Византии. Яркой фиrypой среди них был Феофан Грек, сумевший соеди­нить классическую византийскую манеру иконописи с традици­ями русских мастеров. Кисти Феофана, работавшего в Новгоро­де и Москве в конце XIV в., принадлежат иконы Богоматери Донской, святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Некото­рыми из его произведений был украшен Благовещенский собор Московского Кремля. Учеником и последователем Феофана стал русский художник Андрей Рублев (1360-1430) - монах Троице­Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Даниилом Черным он расписывал фресками стены Успен­ского собора во Владимире, а затем Троицкого собора в Трои­це-Сергиевом монастыре. Самой известной из его работ стала «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора.

Пострадавшая в период монгольского нашествия, русская кулылура начала свое возрожден~е уже в конце XIIIвека. Ли­тература, архитектура, изобразительное искусство этого вре­мени были пронизаны стремлением авторов к высоким ду­ховным идеалам, идеей борьбы за свержение ордынского господс~ва, формированием основ общерусской кулылуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.