Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественно-политическое развитие России в 1991-1999 гг.



Политический процесс в России (1991- 1996гг.). Актуальность проблемы посткоммунистической модернизации на сегодняшнийдень, наверное, ни у кого не вызывает сомнение. Однако, то огромноемножество проблем и противоречий, с которыми России пришлось столкнуться, входе осуществления модернизационных преобразований, непроизвольнонаталкивает на мысль о её значительно более сложном характере, чем принятообычно считать в “классической” теории модернизации. Это послужилопредпосылкой к необходимости, при рассмотрении политической модернизации впосткоммунистический период, включить в наше исследование изучениеполитического процесса, без анализа которого, нам представляетсяневозможным адекватно понять специфику и внутреннюю логику модернизационныхпреобразований России. Начало посткоммунистического периода ознаменовали события августа 1991г., распада СССР, а также уничтожение власти коммунистической партии.Отражением этих событий стало “крушение государства–монстра и формированиенового; разрушение плановой экономики и появление квазирыночных отношений;возникновение плюрализма в политике и идеологии, формирование новойгеополитической реальности. Уничтожение власти партийно-государственного аппарата в период, когда,с одной стороны, экономика ещё оставалась нерыночной, а с другой – всеинституты поддержания общественного порядка были построены так, что моглиработать лишь под воздействием этого аппарата, сказалось на нарушениифункционирования всех систем жизнедеятельности общественного организма. В сложившихся условиях на смену государству пришёл “режим”, основноеоформление и становление которого пришлось на 1991 – 1993 гг. и продолжается до настоящего времени. Речь идёт о “режиме-гибриде”, которыйсформировался после событий сентября-октября 1993 г., когда конфликтзаконодательной и исполнительной власти в 1992-1993 гг., завершилсявооружённой схваткой между ними, победой президентской стороны иликвидацией Советов. Характерная ситуация, для возникновения “режима”, сложилась в Россиив “августовский период”. Причем, слабость институциональных иобщественных структур была связана не столько с развалом , сколько с В России приход к власти обновленного правящего класса, включившего в себя как старые кадры партийных и хозяйственных прагматиков, так и новых карьерных профессионалов из демократических рядов”, произошел через ликвидацию советскогогосударства. Этот факт имел неоднозначные последствия для реформ. Так,отсутствие эффективных государственных институтов замедлило рыночныепреобразования, поскольку их было проблематично проводить в условиях, когдане совсем определенными оказались даже территориальные параметрыгосударственного пространства, национальная идентичность.В социальной среде росло разочарование в самой идее демократического реформирования общества и, соответственно, в новых, рыночно-демократического типа институтах, вследствии слабости государства, его неспособности мобилизоватьресурсы необходимые для возрождения или хотя бы стабилизации экономики). В соответствии с новой Конституцией, президент значительно усилил своивластные позиции: сосредоточив в своих руках всю полноту исполнительнойвласти и, наделяясь, огромными законодательными полномочиями (получив,таким образом, возможность влиять на ветви власти), глава государства занялроль “ пристрастного арбитра “, в отношениях между властями, чтоспособствовало усилению авторитарной составляющей фактического процессаосуществления власти в России. Эту мысль дополняет В. Елизаров, считая что“ нарастание авторитарных тенденций в условиях доминирования институтапрезидентства, способствует ограничению числа значимых игроков в составеэлиты, централизации отношений между её основными ветвями” (70). Вместе с этим, принятие Конституции ускорило консолидацию в рукахновых элит, упрочило их экономические и политические позиции. В этот периодэлита приобретает всё более закрытый характер, действует всё болеесогласовано. Опираясь на реалии динамики развития российского политическогопроцесса, предваряя исследовательский анализ основных составляющих егоспецифику факторов и феноменов, попытаемся вычленить наиболее характерныеего черты и элементы, проявившиеся в ходе этого процесса. Начнём сполитического режима. Рассматривая политический режим, сложившийся вРоссии, хотелось бы подчеркнуть его мягкость, способность к мимикрии.Наличие в нём противоположных начал постоянно воспроизводит – и внутрисистемы, и внутри общества – напряжённость, являясь источникомразнообразных конфликтов. Но, одновременно, смешанный характер власти,включённость в неё различных группировок являются основой еёсамосохранения. Изменчивый приспособленческий характер даёт властивозможность постоянно менять свою окраску, принципы и цели, не меняяглубинной сущности. Примером может послужить разнородность властного поляроссийской политии, где можно обнаружить представителей всех политическихориентаций – от крайне левых, до крайне правых. Это многообразие внутрисамого поля власти осложняет формирование серьёзной оппозиции данномурежиму. Оппозиция в России “фактически превратилась в системные силы,готовые вследствие своей гибкости или беспринципности, в любой моментинкорпорироваться в органы власти”. То есть, мы имеем возможность наблюдатьв России “деидеологизированный режим”: в зависимости от обстоятельств теили иные силы могут менять свои убеждения на противоположные, постояннонаходясь в состоянии политического “пластилина”. Тем не менее, рассматривая политический в посткоммунистический периодсоздаётся впечатление, что, несмотря на глубокий разрыв между властью иобществом, значительная часть российского населения (продолжая высказыватьвозмущение политикам) всё же нашла свой способ выживания. Сам режимнаучился сдерживать, останавливать ситуации напряжённости как внутри себя,так и в обществе. Таким образом, несмотря на хаотичность и сумбурность всвоём функционировании, этот режим, постепенно, стал обретать своювнутреннюю логику, пусть на первый взгляд и противоречивую. Значительнымподспорьем в этом ему стали – избрание представительного органа в 1995г., атакже выборы Президента в 1996г., в результате которых режим обрёлобновлённую, если не новую, легитимацию. В процессе избирательной компании,несмотря на общую авторитарную направленность и характер, выявилсядемократический потенциал режима. Таким образом, мы рассмотрели политический процесс в России с 1991-1996гг., сквозь призму становления политической системы. В этой связи, нам кажется очевидным, что процессуальную форму многочисленным изменениям, возникающим в ходе сформирования демократической политической системы в России, задают её элементы (политические партии, профсоюзы, элиты, общество и т. д.), находящиеся в постоянном взаимодействии друг с другом. И от того, в каких ритме, форме, содержании, будет осуществляться это взаимодействие, на наш взгляд, будет зависеть характер и направление политического процесса в России в дальнейшем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.