Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение и развитие марксизма в России (Г.Плеханов, В.Ленин).



Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

материалистическое понимание истории (исторический материализм),

учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм).

Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, (С. Платонов, 1989)[4], (А. Макарьева, 2011)[5],— является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, — для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека (С. Платонов, 1989).

Часто принято разделять:

Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;

Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г. В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации "Черный передел" П. Б. Аксель-род, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, В.Н.Игнатов.

Г. В. Плеханов и его группа перевели на русский язык многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г. В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Г. В. Плеханов показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития.

Г. В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции.

В начале ХХ века перед Лениным встала задача защитить основы материалистического материализма. «Материализм и эмпириокритицизм». Кризис в физике, суть которого состоит в ломке старых законов и основных принципов, в замене материализма идеализмом и агностицизмом. Появился «физический» идеализм, провозгласив «исчезновение материи». Ленин доказывал, что исчезла не материя. Виды и форма материи бесконечно многообразны, науке известна их малая часть. Но все они существуют объективно. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Ленин указывает гносеологические корни возникновения «физического» идеализма:

1) математизация теоретической физики, исчезает материя, остаются одни уравнения;

2) распространение идей релятивизма вследствие ломки представлений в физике.

Ленин выделяет истину абсолютную и относительную. Доказывает объективный характер истины. Объективная истина есть правильное отражение объективного мира в сознании людей. Практика включает совокупность материальной деятельности человечества – общественное производство, классовую борьбу, научные эксперименты. Практика – критерий истины

Все знания проистекают из опыта, ощущений, восприятий, в которых отражаются свойства вещей. Ощущения – субъективный образ объективного мира. Диалектика – теория познания марксизма. Мысль о единстве (тождестве) диалектики, логики и теории познания. «Материализм вообще признает реальное бытие (материю), независимо от сознания, от ощущения, от опыта и т.д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного познания «человечества». Общественное бытие и общественное сознание не тождественны. Философия носит мировоззренческий характер – «партиями» выступают два основных философских направления – материализм и идеализм.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.