Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет науки истории, ее место в системе исторических наук. Теория и методология исторической науки.



История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др. Методология отечественной истории – это система принципов и методов исторического познания. До недавнего времени в историческом познании наиболее широко применялись позитивистская и марксистская ориентации.

Позитивистская ориентация отталкивалась от позитивных, т.е. положительных, знаний, которые, основывались на опытах.

Марксизм снабдил историческую науку диалектическим методом, который рассматривал общество «как живой, находящийся в постоянном развитии организм» и состоял в том, чтобы учитывать объективное содержание исторического процесса.

Обе эти ориентации предлагали изучить исторические события с позиций системного анализа, опираться на систему конкретных исторических фактов. Сегодня и ту, и другую критикуют с позиций постструктурализма, структурной лингвистики.

Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяют три исторического процесса: религиозно-историческая; всемирно-историческая; локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории – связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других – позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

· Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

· Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

· Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

2. Особенности трипольской культуры и ее роль в истории европейской цивилизации.

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях - 200-450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками.

В 4600-4200 годах с Карпат, Центральной Европы и Азии в них хлынул мощный поток "эмигрантов" – тех, кто чаял найти на этой территории лучшую жизнь: стремительно возросло количество поселений, возникли города, появились культовые архитектурные сооружения, произведения искусства, протописьменность , в общем – родилась цивилизация.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.