Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На территории Нижнеслободской волости с 1874 по 1918 гг.



Содержание

 

1. Введение 3 стр.

2. История народного образования на территории Нижнеслободской волости с 1874 года по 1918 год 4 стр.

3. Система народного образования на территории Нижнеслободской волости в 1918 – 1926 гг. 7 стр.

4. Заключение 10 стр.

5. Словарь 11 стр.

6. Источники 12 стр.


Введение

 

До недавнего времени считалось, что история Верхне-Кубинской средней школы берёт своё начало в 1926 году, когда была образована школа крестьянской молодёжи. Но мы предполагали, что история образования на территории Нижнеслободской волости своими корнями уходит гораздо глубже. После того как на уроках истории были изучены особенности реформ Александра II, в том числе земская реформа и реформа образования, я решил, что необходимо выяснить, каким образом великие реформы отразились на нашей местности, ведь считается, что система народного образования по-настоящему начинает складываться именно в это время, и охватывает многочисленные слои населения. Для исследования данной темы пришлось изучить множество источников, в том числе архивные материалы. Кроме этого, в своей работе я буду опираться на труды Г. И. Просвириной, Ф. Я. Коновалова, С. И. Дегтева, множественные статистические отчёты уездной управы и съездов учителей Кадниковского земства.

Тему своего исследования считаю актуальной в период серьёзных изменений в системе современного образования.

Цели исследования: изучить историю становления системы образования на территории Нижнеслободской волости в конце XIX - первой четверти XX вв., тем самым расширить представление об истории Верхне-Кубинской средней школы.

.

Задачи исследования:

1. Изучить монографические исследования по данной теме.

2. Исследовать архивные материалы, касающиеся истории народного образования на территории Нижнеслободской волости Кадниковского уезда.

3. Сопоставить и проанализировать различные источники.

4. Составить хронологическое описание истории народного образования на территории Нижнеслободской волости.

 

Гипотеза: история формирования системы образования на территории Нижнеслободской волости является отражением общеисторических процессов, происходящих в государстве в конце XIX - первой четверти XX вв.

 

Основные методы исследования:

1. Анализлитературных и архивных источников

2. Сопоставлениеразличных информационных данных.

3. Описание истории народного образования на территории Нижнеслободской волости

 


I. История народного образования

на территории Нижнеслободской волости с 1874 по 1918 гг.

В 60-х годах XIX века в России существовало четыре основных типа школ: министерские двухклассные училища, земские школы, школы церковно-приходские и «школы грамоты». Грамотность, особенно сельских детей, оставалась крайне низкой. Как отмечает Г. И. Просвирина в работе «Грамотность крестьян Вологодской губернии в конце XIX –начале XX века как фактор развития крестьянского хозяйства» «в изучаемый период наблюдается относительно низкий процент крестьянских хозяйств, в которых есть учащиеся грамоте…в Кадниковском уезде таких в среднем 14,5 %» [21].После отмены крепостного права возникла необходимость повысить уровень грамотности среди крестьян. Создаются двухклассные земские народные училища, а после издания в 1876 году «Положения о церковно-приходских школах» гораздо увеличивается число учебных заведений этого типа[18].

Эти изменения напрямую коснулись и системы образования в Нижеслободской волости. До 1874 года местное население обучалось у причта Мужевской Спасо-Преображенской церкви. В 1874 году состоялся волостной сход крестьян, где было принято решение об открытии Нижеслободского земского училища. Так в 1874 году, что следует из анкетных отчётов земского народного училища, появляется первая начальная школа (ныне Верхне-Кубинская средняя школа)[1]. Школа обслуживала население 21 деревни. Она помещалась в доме, принадлежавшем попечительству церкви и на церковной земле. В 1890 году под земское народное училище было отдано просторное здание, построенное изначально как жилое помещение. Здание было полукаменное, крытое тёсом. Располагалось в деревне Кужлевской, рядом с церковью. В настоящее время ничего от этой небольшой деревушки не сохранилось, но местные жители до сих пор называют это место Поповкой, так как именно здесь располагался дом местного священника (приложение 2). Согласно сведениям, предоставленным учителем этой школы Коничевым Алексеем Кондратьевичем в Статистическом отчёте за 1898-1899 год, больше никакой школы поблизости не было. Нижеслободское земское училище было двухклассным, состоящим из трёх отделений. Мальчики и девочки обучались совместно. В 1898-99 учебном году обучалось 67 человек: 62 мальчика и 5 девочек. Сельского сословия 66 человек и 1 девочка духовного сословия [5]. В 1910-1911 учебном году количество учащихся превышало 100 человек [10].Занятия в школе проводились ежедневно. В первой половине учебного года - 4 часа в день, а во второй половине года - 5 часов в день (кроме субботы).

В училище преподавали: Алексей Кондратьевич Коничев, родом из Кадниковского уезда и его помощница, Екатерина Сергеевна Молоковская, уроженка Тотьмы. Коничев получил образование в Тотемской учительской семинарии, а Молоковская - в Тотемской женской прогимназии (приложение 5). Учитель имел квартиру при школьном здании, а помощница нанимала квартиру за волостные деньги – 10 рублей в год. Жалованье за работу учителя получали 6-7 раз в год. В конце ноября выплачивались деньги за период с июня по ноябрь. А за период с декабря по май следующего календарного года по истечении каждого месяца. Коничев получал в год 300 рублей, а Молоковская – 120[4]. Екатерина Сергеевна Молоковская проработала в этой школе вплоть до установления советской власти и продолжила педагогическую деятельность в Нижеслободской опорной школе уже после 1917 года. А вот Коничева сменили к 1910 году Анна Васильевна Пинаева и А. Кратиров. Школа была обеспечена учебными пособиями на сумму 271 рубль. Учебными и письменными принадлежностями школу снабжало земство. При школе существовала бесплатная народная библиотека. Она была учреждена земством в сентябре 1899 года (приложение 5). Коничев отмечал, что местное население охотно читает книги духовного и исторического содержания. Журналы и газеты библиотека не выписывала. За 1898-1899 учебный год на содержание земского училища было израсходовано 839 рублей: 543 рубля – это деньги земства, 75 рублей – от казны губернии, 221 рубль заплатила сельская и волостная община. А. К. Коничев пишет, что «раскладка вносимой крестьянами суммы на содержание школы взимается со всех крестьян наравне с другими общественными сборами»[7]. Примечательно, что вопросы, составленные для анкетного отчёта, в случае откровенного на них ответа, предусматривали описание проблем образования в данной местности. Поэтому мы можем сделать вывод о множестве нерешённых задач, стоящих перед Кадниковским земством в 1899 году. Например, в школе не хватало мебели. Да и та, что была, нуждалась «в строгании и покраске». Одной из наболевших проблем стала низкая посещаемость школы детьми из отдалённых деревень. Действительно, судя по анкетным данным, дети из Ескинской, Павловской вообще не посещали школу, а из некоторых деревень ходили на занятия 1-2 ребёнка (приложение 6). Как оказывается, причин столь низкой посещаемости было несколько. Во-первых, доставлять детей на занятия за 6-10 вёрст ежедневно родители не могли. При Нижеслободской школе существовал ночлежный приют на 10 человек. Но «он не вполне приспособлен для своей цели». К тому же, мест в приюте на всех не хватало, дети из Хмелевской жили на квартирах. Родители нанимали для них жильё за 40-50 рублей в год. Во- вторых, как отмечает сам учитель, «главная причина, препятствующая правильному течению школьной жизни в данном училище – беднота населения. Некоторая материальная поддержка со стороны школы в виде тёплой одежды и обуви могла бы поднять грамоту на значительную высоту»[5]. Ещё одна, практически не решаемая для того времени проблема, касалась всей России. Мужское население обучалось в гораздо большей степени, нежели женское. Мы видим, что на 67 учеников в 1898 году приходилось только 5 девочек. А. К. Коничев объясняет это тем, что «местное население к образованию девочек относится безразлично. Такое отношение объясняется тем, что крестьяне не осознают пользы, какую приносит девочкам грамота». Скорее всего, мальчиков учили как будущих домохозяев, продолжателей дела, а для девочек считали естественной долю «хранительницы очага». Эту же проблему выдвигает в своей работе и Г. Просвирина. Она пишет: « Грамотность мужчин традиционно выше, чем грамотность женщин. 31, 4 % мужчин и 4,2 % грамотных женщин»[21]. Таким образом, мы видим как зеркально отражает развитие образования и грамотности в Кадниковском уезде и Нижеслободской волости эти же процессы в регионе Севера и всей России.

Заслуживает внимания тот факт, что анкетный отчёт учителя Коничесва за 1898-99 учебный год положил начало образованию ещё 3-х земских училищ в данной местности. На вопрос о необходимости открытия новых школ в отдалённых деревнях, учитель отвечает, что «существуют три группы деревень: 1) Якутинская, Заречная, Угленская. 2)Олюшинская, Ескинская, Павловская. 3) Гурьевская, Заозерье, Митинская. Можно открыть школы грамоты в первой группе – в деревне Якутинской, во второй группе – в Павловской, в третьей группе – в Митинской». Вероятнее всего, данные рекомендации были приняты к рассмотрению, так как вскоре были открыты ещё три земских училища: в 1903 году – Нижеслободское второе училище, в 1911г. – Нижеслободское третье и четвёртое училища.

Нижеслободское второе земское училище было одноклассным, располагалось в деревне Хмелевская. Преподавали в нём Чулкова Фавета Дмитриевна и священник Алексей Образцов. Ночлежного приюта школа не имела, так как обслуживала рядом стоящие деревни, библиотеки в ней тоже не было. Количество учащихся в разные годы колебалось, но не превышало 30 человек[9]. В Нижеслободском третьем земском училище преподавала Брянцева Лидия Алексеевна. Начала работать в год открытия школы в 17-летнем возрасте[10]. Все вновь созданные земские училища обеспечены материально были гораздо хуже первого, обслуживали небольшой куст деревень, явно нуждались в образованных учительских кадрах.

В 1895 году на территории Нижеслободской волости была создана Фёдоровская Хмелевская церковно-приходская школа. Открытию школы, вероятно, послужило «Положение о церковно-приходских школах» 1876 года, и то обстоятельство, что из отдалённых деревень, расположенных за рекой Кубеной, детям добираться до Нижеслободского земского училища было невозможно. Так или иначе, но в таблицах, помещённых в «Обзоре учебного дела по Вологодской губернии за 1879 год» церковно-приходские школы в Нижнеслободской волости не значатся [19].В наши дни территория, на которой тогда располагалась эта школа, принадлежит сельскому поселению Митюковское. Школа формировалась как одноклассная из трёх отделений. Располагалась в церковном здании. Библиотеки и ночлежного приюта не имела. Преподавали в школе Денежкина Мария Павловна и священник Алексей Павлович Образцов. В последующем ему стала помогать дочь Софья Алексеевна Образцова, получившая звание домашней учительницы в 1912 году. Учителем пения и гимнастики был псаломщик Васильев Вианор Ростиславович. В школе обучалось в разные годы до 40 детей, преимущественно мальчики[8]. Примечательно, что количество детей в школе растёт к 1915 году. Уровень образования в земских школах был гораздо выше, чем в церковно-приходских. Помимо закона Божьего там преподавали арифметику, историю, русский язык. Крестьяне предпочитали отдавать детей именно в земские школы. К тому же учительский состав там был более профессиональный, использовались самые современные методы обучения [18]. Проблемы школьного образования регулярно обсуждались на учительских земских съездах. Так в первой половине сентября 1884 года состоялся съезд учителей и учительниц Кадниковского уезда. В программе съезда значились вопросы обучения чтению и письму, знакомства учащихся со старославянским языком, методики заучивания стихотворений, устного и письменного решения арифметических задач и многие другие. Но, кроме методических вопросов, поднимались для обсуждения практические, материальные проблемы существования земских школ. Например, на заседании от 12 сентября 1884 года обсуждался вопрос «Необходимо ли устройство ночлежных помещений, и насколько при устройстве их могло бы увеличиться число учащихся?». При обсуждении выяснилось, что только 9 училищ в Кадниковском уезде не имеют ночлежных приютов. Среди них и Нижеслободское. Не имея возможности переночевать в другом месте, учащиеся ночуют прямо в классной комнате, что не соответствует гигиеническим требованиям. При этом учителя отмечают, что обустройство ночлежных помещений вполне можно произвести в пустующих классных комнатах, если бы волости согласились сделать необходимые переделки, стоимостью 10-20 рублей. Съезд постановил: «Ходатайствовать об устройстве ночлежных помещений»[20].

Скорее всего, именно это решение привело к тому, что ночлежное помещение было всё же обустроено в Нижеслободском земском училище.

Таким образом, мы видим, что начиная с 1874 года, формируется единая система начального образования на территории Нижнеслободской волости Кадниковского уезда. Большую роль в решении проблем образования играет земство и волостные органы. Перед учителями и родителями, желающими обучить своих детей, стояло множество проблем. Не сразу и не одномоментно, но они решались. Ситуация постепенно улучшалась к 1914 году. В планы властей всех уровней вмешалась первая мировая война и последовавшие за ней революции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.