Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности культуры народов Кубани XVIII-XIX вв.



В силу особен­ностей процесса заселения и хозяйственного освое­ния Кубань стала уникальным регионом, где эле­менты традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской куль­туры.

Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональ­ным регионом, в котором сочетались культурные тра­диции различных народов. Взаимовлияние и куль­турный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала ка­зачья колонизация. С первых лет переселения на Ку­бань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народа­ми. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остано­вить. По окончании военных действий мёжкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентирован­ной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев полу­чить высшее и среднее образование в учебных заведе­ниях России. Несмотря на некоторые негативные фак­ты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный пе­риод привело к формированию прочных начал духов­ной общности горских племен и русского народа.

Изначально На значительной части степ­ной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые построй­ки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карниза­ми, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками со­ломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали коньки. В восточных районах края позже широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, тур лучными, часто с железной или черепичной кры­шей. Такие дома обычно состояли из нескольких ком­нат, веранды, парадного крыльца.

В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круг­лый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широ­кая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй ком­нате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (гор­ка), комод для белья и одежды, кованые и деревян­ные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушника­ми семейные фотографии, цветные литографии с изоб­ражением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны, зер­кала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов.

В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка).

Помимо русского народа в Кубан­ской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, та­тары, эстонцы и некоторые другие.

Второй по численности группой коренного насе­ления области были адыги - черкесы.

В целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в развитии системы образования в среде горцев.

Создава­лись окружные и начальные школы, причем окруж­ные соответствовали уездным училищам Централь­ной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. На­чальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения му­сульманским.

Школы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свидетельствует об осознании значимости образования в горской сре­де.

Значительное место в духовной культуре адыгов за­нимало устное народное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь главных ге­роев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для ады­гов образцом мужества, смелости, любви к Родине, примером чес­тности и благородства, верности в дружбе.

Значительное влияние горской культуры сказа­лось на вооружении и одежде казаков. Первыми одеж­ду черкесского образца стали носить линейные каза­ки, а в начале 1840-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линей­ных. Эта форма стала единой и для образовавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимство­вания у адыгов.


12.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.