Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОТОИНГУШСКИЕ ПЛЕМЕНА

Н.Д.Кодзоев

ИСТОРИЯ ИНГУШСКОГО НАРОДА

Учебное пособие

Для 7-9 классов

Общеобразовательных школ

ОТ АВТОРА

Вы приступаете к изучению нового для Вас учебного предмета - истории ингушского народа. С каждым уроком Вы будете открывать для себя все новые страницы прошлого.

Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности.

История имеет первостепенное значение для представителей любой национальности. Народ, не знающий своей истории, похож на человека, потерявшего память. Не зная прошлого, невозможно понять настоящее и тем более строить будущее.

Для успешного развития, для становления государственности необходимо узнать себя, заглянув в глубь веков. Только так мы сможем понять, какое место занимаем в этом мире.

Конечно, за один год Вы не узнаете всего и познавать далекое прошлое и настоящее ингушского народа будете постоянно.

Эта книга даст Вам возможность проследить связь времен, научиться сопоставлять историю Ингушетии с историей страны.

И хочется верить, что благодаря этому предмету Вы научитесь понимать и связывать в единое целое события, что они станут для Вас не набором сухих цифр и фактов, а сложатся в яркую и захватывающую панораму исторического пути человечества.

 

В добрый путь!

 

ГЛАВА 1

ПРОТОИНГУШСКИЕ ПЛЕМЕНА

(с древнейших времен до начала нашей эры)

 

§ 1. Каменный век

Формирование современного рельефа Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально Большой Кавказ представлял собой крупный остров с равнинным рельефом. Из-за постоянной вулканической деятельности шло образование горного рельефа и погружение межгорных прогибов.

Поднятия гор, оледенения, мощные извержения вулканов наступление и отступление морей формировали ту сложную и меняющуюся природную обстановку, в условиях которой протекали ранние этапы истории человека на Кавказе.

Начальная эпоха истории человечества получила научное название каменный век. Каменный век подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).

 

Палеолит . Палеолит охватывает время от появления человека на земле (около 2,5 миллионов лет назад) до начала современной геологической истории (до 10 тысячелетия до н. э.).

В свою очередь палеолит делят на несколько эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры. Это олдувейская и аббевильская эпохи, соответствующие начальному этапу истории человечества, ашельская (400-80 тыс. лет до н. э.), мустьерская (80-35 тыс. лет до н. э.) и верхнепалеолитическая (35-10 тыс. лет до н. э.).

Кавказ является одним из древнейших мест обитания человека. На территории Кавказа найдено значительное количество стоянок первобытных людей эпохи палеолита (древнекаменного века), а также остатки окаменевших костей различных животных, живших в те времена на земле: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, бизонов, оленей и др. Имеются такие находки и на территории Ингушетии. В Ингушском государственном музее краеведения хранятся зубы мамонтов, найденные на территории Сунженского района. На водоразделе между реками Сунжей и Назранкой на территории Гамурзиевского муниципального округа города Назрань обнаружены ранние памятники среднего палеолита (эпоха мустье), изготовленные из камней местных пород. Ученые считают, что здесь в древности существовала мастерская по первичной обработке камня. Отдельные находки каменных орудий этого времени сделаны у селения Экажево и Насыркортского муниципального округа г. Назрань.

Эти находки свидетельствуют о широком расселении людей на территории Северного Кавказа, в том числе и на территории Ингушетии. Люди в эпоху мустье умели обрабатывать камень, делать из него различные орудия труда и оружие для охоты (остроконечники, скребла, каменные топоры и т.д.).

 

Мезолит . Между эпохой палеолита (когда человек занимался в основном охотой и собирательством) и эпохой неолита (возникло земледелие и скотоводство) находится промежуток времени, получивший название мезолита. Для Северного Кавказа это 10-6 тыс. лет до н. э.

В эту эпоху произошли заметные изменения в образе жизни людей и в характере их материальной культуры. Возможно, что уже в этот период начали применяться луки и стрелы, охота и собирательство стали более интенсивными. Рыболовство приобрело важное хозяйственное значение.

Для этого периода характерны мелкие орудия из кремния - микролиты, которые вбивались в основу из дерева или кости и служили ножами, скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовались как наконечники для стрел. Подобные орудия часто встречаются на территории Ингушетии. В целом же мезолит на территории Ингушетии почти не изучен.

 

Неолит . Эпоха неолита на Северном Кавказе датируется 6-4 тысячелетиями до н. э. Неолит для становления человеческой цивилизации имел огромное значение.

Человек современного вида (человек разумный, как называют его ученые) появился на земле около 40 тысяч лет назад. На протяжении 30 тысяч лет люди с помощью изготовленных ими орудий труда умели получать только то, что давала природа, то есть у них был присваивающий тип хозяйствования. В этот период пищу добывали охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений. Поэтому жизнь человека сильно зависела от природных и климатических условий. Продолжительность жизни была короткой. В результате численность людей на огромных пространствах Земли была очень невелика.

Жизнь человека изменилась, когда он научился производить пищу - сеять хлеб, обеспечивавший пищей круглый год, и разводить скот, дававший молоко, мясо, шкуры, шерсть. Таким образом, произошел переход от присваивающего к производящему ведению хозяйства. Этот переход в науке получил название неолитической революции.

Переход к производящему типу хозяйствования привел не только к усовершенствованию орудий труда, но и к появлению посуды (сначала плетеной, потом из глины), что позволило лучше готовить и хранить пищу. Повышение уровня жизни людей способствовало и увеличению их численности.

Были усовершенствованы орудия труда и охоты - люди научились шлифовать камень, сверлить отверстия в каменных орудиях.

Лишь после того как в эпоху неолита человек сам научился производить пищу, стал возможным дальнейший прогресс и появление первых цивилизаций.

На Северном Кавказе неолитические памятники обнаружены во многих местах. На территории Ингушетии неолитические поселения зафиксированы у с. Али-Юрт и на территории строительства города Магас. Находки (каменный топор и др.) из Магасского поселения можно увидеть в Ингушском государственном музее краеведения. Само же поселение во время проведения строительных работ было уничтожено. Обнаружены также очень интересные заготовки каменных неолитических клиновидных топоров на Терском хребте у станицы Вознесеновской Малгобекского района Ингушетии, датируемые 5 тысячелетием до н. э.

Люди стали обустраивать жильё. У них появились постоянные дома из глины и камня, а затем и из сырцового кирпича. Неолитические племена уже умели строить жилища, которые представляли собой легкие постройки из плетеного каркаса, обмазанного с обеих сторон глиной. Для внутренних перегородок и печей уже применялись специальные заготовки из слабо обожженной глины, имевшие форму продолговатых, утолщенных с одного края «лепешек». В горных районах жилища строились из камня. С течением времени (в VIII тысячелетии до н. э.) появились целые поселки, иногда даже окруженные стенами.

На протяжении эпохи неолита земледелие и скотоводство занимали ведущее положение в экономике северокавказских племен.

Развитие земледелия привело к существенным изменениям в форме орудий труда. С помощью каменного топора-тесла вырубались деревья и кустарники, расчищались участки земли для посевов, сооружались жилье и хозяйственные постройки, изгороди, изготовлялись деревянные орудия труда. Топоры-тесла использовались также как наконечники для мотыг, с помощью которых рыхлили землю, рыли ямы, добывали глину и т.д. Известны были неолитическим племенам Северного Кавказа двусторонне обработанные орудия, служившие преимущественно наконечниками мотыг, а также терки и песты, предназначенные для размола растительной пищи.

Судя по находкам орудий труда, предназначенных для обработки дерева (долота и долотообразные орудия), обитатели неолитических поселений широко использовали в быту разнообразные деревянные поделки и утварь, которые не сохранились.

Обработка кости, шкур и кожи также занимала немаловажное место в хозяйстве неолитических племен. Однако в ту пору уже зарождалось ткачество, что подтверждается находками отпечатков плетения на глиняных изделиях.

Быстро развивалось производство глиняной посуды. Некоторые сосуды, обнаруженные во время археологических раскопок, украшены прочерченным на поверхности орнаментом.

Среди находок имеется глиняная антропоморфная (изображающая человека) статуэтка, что может свидетельствовать о развитии религиозных представлений.

Неолитические племена Северного Кавказа поддерживали связь с населением сопредельных областей. Особенно тесной она была с Закавказьем и Передней Азией. Контактировали также с племенами, жившими на территории Приазовья и нынешней Украины.

 

§ 2. Синокавказская общность

Далекие предки ингушей входили в состав этнической общности, получившей в науке условное название синокавказской, т.е. китайско-кавказской (некоторые исследователи называют ее также палеоевразийской или карийской общностью).

 

Древние синокавказцы по данным лингвистики. Существование синокавказской общности и единого синокавказского языка исследователи относят к периоду между XX и X тысячелетиями до н. э. Прародина синокавказцев предположительно находилась в Восточном Средиземноморье и на прилегающих территориях (Апеннины, Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Малая Азия, Передняя Азия, Кавказ).

Ученые давно отметили здесь множество топонимов (то есть названий местностей) с корнем, состоящим из двух согласных г (или к) и р, часто с разделяющими их гласными, а иногда и другими звуками (Крит, Кипр, Греция, Корсика, Кария, Картли и т.д.). Судя по таким этнонимам (названия народов, племен и других этнических групп), как карийцы, гаргареи, хурриты, эти топонимы явно происходят от какого-то древнего этнонима. В IX тысячелетии до н. э. происходит распад синокавказской общности и расселение древних синокавказцев на огромной территории: от Западной Европы до Китая и далее до Северной Америки.

Причины исхода синокавказцев со своей прародины и их расселение на больших пространствах, вероятно, кроются в каком-либо природном бедствии (землетрясении, наводнении, засухе, извержении вулкана и т.д.), которое обрушилось на их родину.

С течением времени единый язык преобразовался в новые языки, поскольку группы людей разошлись в разные стороны и перестали контактировать между собой. На новых территориях им нужно было общаться с другими народами, говорившими на совершенно иных языках.

Так возникли новые языки: прасеверокавказский, праенисейский, прасино-тибетский, прана-дене, прабаскский, прашумерский и, возможно, множество других языков, вымерших в глубокой древности.

Прасеверокавказский язык в V тысячелетии до н. э. распался на западнокавказский и восточнокавказский языки. Народы, говорившие на этих языках, в древности занимали более обширные территории, чем в настоящее время: Балканы, Прикарпатье, Причерноморье, Кавказ (Северный и Южный), Малая и Передняя Азия.

Западнокавказская семья языков состоит из трех групп: 1) абхазская (абхазский, абазинский языки), 2) убыхская (убыхский язык), 3) адыгская (адыгский, кабардино-черкесский языки). К западнокавказским языкам относится и мертвый хаттский язык.

Восточнокавказская семья языков включает четыре группы: 1) нахская (ингушский, чеченский, бацбийский языки), 2) аваро-андо-цезская (аварский, андийский, цезские языки), 3) лакско-даргинская (лакский, даргинский языки), 4) лезгинская (лезгинский, табасаранский, удинский, агульский, рутульский, цухурский, будухский, крызский, арчинский и хиналегский языки).

Часть синокавказцев, ушедших на запад, дала начало населению Западной Европы, говорившему на прабаскских языках.

Расселяясь на новых территориях, синокавказцы смешивались с местным населением, в некоторых случаях ассимилировали местное население, а иногда сами переходили на местные языки. В результате смешения с местным населением иногда происходило изменение антропологического типа синокавказцев. Ушедшие на восток синокавказцы приняли антропологический тип местного монголоидного населения. С другой стороны, далекие предки индоевропейских народов, входившие в ностратическую языковую общность (индоевропейская, уральская, алтайская, дравидийская и др. языковые семьи), имевшие монголоидный антропологический тип, мигрировавшие в V тыс. до н. э. из Центральной Азии в Европу, приняли кавказоидный (европеоидный) антропологический тип местного синокавказского населения Европы.

 

Древние синокавказцы по данным археологии

Распад синокавказской общности и расселение синокавказцев на огромных просторах совпадает по времени с началом неолитической революции. Данные археологических раскопок и изучение топонимов свидетельствуют о поселениях синокавказцев в различных районах Евразии и Америки. Археологи дают для изучения историкам вещественный материал: орудия труда, украшения, керамику (посуда из обожженной глины) и т.д. Наиболее массовым археологическим материалом является керамика. Изучая формы керамических сосудов, орнаменты, нанесенные на их стенках, методы их изготовления и другие параметры, сравнивая керамические сосуды из различных районов нашей планеты, ученые определяют этническую принадлежность людей, создавших сосуды той или иной формы и пути миграций тех или иных этнических групп населения. Ученые называют керамику «этническим индикатором».

Исследователи определили, что типичным показателем принадлежности какой-либо группы населения к синокавказской общности является наличие керамики с фигурно-штамповым орнаментом, который присутствует на керамике синокавказцев на протяжении многих тысячелетий.

Древние синокавказцы (и более поздние синокавказские народы) наносили на керамику орнамент-штамп в форме креста, чаще косого креста, квадрата, прямоугольника, треугольника, скобки, овала, кружка и некоторых других фигур, внутренние поля которых заполнялись решеткой, линиями, концентрическими кругами, рядом ямок и т.д. Широко в орнаментике керамики применялся штамп, сделанный из раковины, налепные узоры.

Возникновение подобной орнаментации связано с приготовлением и хранением пищи, ограждением ее от «злых сил». Нанесенные на горловину сосуда ямки и налепные валики играли охранительные функции и означали, что сосуд завязан, закрыт, прикрыт палочкой, что мешает «злым силам» проникнуть в него и испортить пищу. Возможно, первоначально сосуд действительно обвязывали крученой веревкой и прикрывали палочкой, а затем вместо веревки и палочки стали применять орнамент.

Появление первой керамики в Малой Азии (не ранее VI тысячелетия до н. э.), являющейся одним из ранних центров Цивилизации и древнейшей областью расселения синокавказцев, было обусловлено возникновением и интенсивным развитием рыболовства и морского собирательства. Соответствующий пищевой рацион требовал сосудов для приготовления пищи. Прообразом керамических сосудов были плетеные корзины и раковины. После появления керамических сосудов на их стенки наносили рифление (чтобы сосуд принял вид корзины) и использовали раковины для орнаментации.

Археологические памятники синокавказцев, относящиеся к различным эпохам, обнаружены учеными в различных регионах Земли: на островах Эгейского моря, в Италии, на Балканском полуострове, в Британии, в междуречье Зааль и Эльбы в Германии, в Прикарпатье, в бассейне среднего Дуная, на средиземноморском побережье Испании, на территории восточно-европейской равнины, на Кавказе, в Малой Азии, в Передней Азии, на Сирийском побережье Средиземного моря, в Зауралье, в Западной Сибири, на Алтае, в Гималаях, в Китае и Северной Америке.

Наиболее древние поселения синокавказцев раскопаны в Малой Азии, в Сирии и Палестине, на территории Ирана. Уже в VIII-VI тысячелетиях до н. э. здесь возникали развитые и богатые поселки, зачастую обнесенные стенами. Первая протогородская цивилизация появилась на полуострове Малая Азия.

Этот полуостров, называемый также Анатолией и образующий азиатскую часть современной Турции, - один из древнейших в мире очагов земледелия и скотоводства. В X-VIII тысячелетиях до н. э. здесь господствовал относительно влажный климат, предгорья покрывали луга злаковых трав, среди которых были предки ячменя и пшеницы-однозернянки; дожди выпадали обильно и регулярно. В горах и на равнинах паслись стада дикого мелкого и крупного рогатого скота. Именно здесь, наряду с Сирией, Палестиной и западными склонами Иранского нагорья, люди раннего неолита впервые научились высевать злаки, вскапывая предварительно землю палками, а позже и мотыгами, и сжинать первые хлеба; еще ранее для жатвы диких злаков был изобретен серп, костяной или деревянный, со вставляемыми кремневыми зубьями. В этих же местах был сначала приручен, а затем и одомашнен первый скот.

На северо-востоке Малой Азии было открыто поселение Чейюне-Тепе (здесь и далее названия древних поселений условны; ученые дают названия древним поселениям по современным названиям местностей, вблизи которых они находятся), датируемое 7250-6750 годами до н. э., населению которого уже было известно земледелие и скотоводство. В VII—VI тысячелетиях существовали высокоразвитые поселения Чатал-Хююк, Хаджилар, Суберде, Кан-Хасан и др.

 

Протогородская цивилизация Чатал-Хююка

Наиболее крупным и развитым поселением этого периода, почти городом, было поселение Чатал-Хююк, занимавшее площадь в 13 гектаров. Население Чатал-Хююка составляло около 5 тысяч человек. Это был центр 22 небольших поселений (1-1,5 гектара), расположенных поблизости. Здесь были развиты производящие формы хозяйства. Жители поселения разводили крупный и мелкий рогатый скот, выращивали пшеницу, полбу, ячмень, горох, чечевицу, виноград - всего до 22 видов растений и даже цветы. Были им известны и различные ремесла, о чем свидетельствуют орудия из камня, обсидиана (вулканическое стекло), нефрита, кости; они умели ткать шерсть, изготовлять ковры и войлок. Охотились жители Чатал-Хююка на оленей, онагров (дикие ослы), леопардов, диких быков, кабанов, птиц. Занимались рыболовством. Была одомашнена собака.

Одним из самых значительных источников доходов являлась торговля. Чатал-Хююк, расположенный вблизи потухших вулканов, где были крупные месторождения обсидиана, из которого производили наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, обладал монополией на торговлю обсидианом с Кипром, Западной Анатолией и Сиро-Палестиной.

При строительстве домов использовали сырцовый кирпич с добавлением ила и тростника, а также камень. Несущие конструкции были деревянными. Стены домов в поселении плотно примыкали друг к другу, не имели окон и образовывали снаружи глухую оборонительную стену.

Вначале жители поселения пользовались плетеной и деревянной посудой, а в VI тысячелетии до н. э. появилась керамическая утварь. В форме глиняных сосудов заметно влияние деревянных и плетеных прототипов. Сосуды расписаны в красный, крапчатый и темно-желтый цвета, украшены орнаментом в виде красных полос.

В Чатал-Хююке обнаружено 48 святилищ, по одному на два-три дома. Изнутри делали росписи, дающие прекрасное представление об искусстве того времени. Преобладают динамичные охотничьи и магические сцены, орнаменты в виде отпечатков рук красного и черного цветов, расположенные сверху и снизу росписи. Уникально изображение плана поселения Чатал-Хююк - самого древнего в мире плана. Обнаружены также настенные рельефы, изображающие людей и животных, и статуэтки из различных пород камня, мела, глины, носившие культовый характер.

Чаще всего встречаются изображения быков, медведей и леопардов, а также мужского божества в образе быка - покровителя охоты и скотоводства. Имеются и изображения женщины, возле которой находятся два леопарда - прообраз Великой матери, богини плодородия и земледелия. Эти находки свидетельствуют, что в Чатал-Хююке была развита мифология и существовала религиозные воззрения.

Жители Чатал-Хююка использовали металл. Археологами было найдено множество предметов из меди и свинца: проколки, пронизи, шила, бусы и т.п. Найдены медные шлаки, остатки печей для обжига, что свидетельствует о выплавке металла, а не о простом использовании самородной меди.

Раннеземледельческие культуры южных областей Малой Азии в конце VI-V тысячелетиях до н. э. в определенной мере продолжают блестящие традиции Чатал-Хююка. Типичным их памятником является поселение Хаджилар.

В Хаджиларе были прочные глинобитные дома, парадная расписная керамика и богатый набор мелкой терракотовой скульптуры. Керамика краснолощеная с геометрическим орнаментом.

 

Синокавказцы Юго-Восточной Европы

Большое влияние анатолийская цивилизация оказала на Юго-Восточную Европу. В VI—V тысячелетиях до н. э. в Подунавье, Прикарпатье, на Балканах, в Северном Причерноморье складываются высокоразвитые культуры синокавказцев. На этих территориях развивается горнометаллургическое производство. Население занимается также земледелением и скотоводством.

У различных культур этого региона очень много общих черт: мощные глинобитные строения в многочисленных поселках, антропоморфная (изображающая людей) и зооморфная (изображающая животных) пластика, высокий уровень производства керамики, которая в большинстве случаев покрыта сложными цветными узорами.

В конце IV - начале III тысячелетий до н. э. по всему региону начинается строительство каменных крепостей, вероятно, это было связано с нашествием орд кочевников — индоевропейцев, вышедших несколько тысячелетий назад из глубин Азии. В конце III - начале II тысячелетий до н. э. индоевропейцы через Балканы пришли в Малую Азию (хетто-лувийцы), что привело к созданию Хеттского царства.

Синокавказцы Балканского полуострова - северокавказцы по языку (в V тысячелетии до н. э. прасеверокавказский язык разделился на два языка: празападнокавказский и правосточнокавказский) - в последующие века были ассимилированы индоевропейцами. Во многих индоевропейских языках сохранилось множество субстратных кавказских слов. Также на Балканах и на некоторых других территориях сохранились кавказские топонимы.

В конце IV - начале III тысячелетий до н. э. восточнокавказский язык распался на нахский (древнеингушский) и дагестанские языки. Распад единой восточнокавказской этнической общности отразился на материальной культуре. На Кавказе складываются археологические культуры: майкопская, носителями которой были древнеингушские племена, и куро-аракская, носителями которой были предки современных дагестанских народов. Начиная с конца IV тыс. до н. э. (особенно интенсивно - со второй половины III тыс. до н. э.) майкопцы начинают проникать в Закавказье и Переднюю Азию, где они становятся известными под названиями су, субир, субареи, хурриты, урарты.

 

§ 3. Археологические культуры Северного Кавказа эпохи ранней и средней бронзы Археологическая культура

Археологическая культура — термин, употребляемый для обозначения общности археологических памятников и предметов, относящихся к одному периоду времени и сосредоточенных на определенной территории. Важными в определении археологической культуры являются устройство погребальных сооружений, обряд погребения, орудия труда, керамика и украшения.

Археологические культуры имеют условные названия, данные по названию местности, где впервые были обнаружены памятники или отдельные предметы этой культуры (майкопская, куро-аракская, кобанская), или по наиболее характерным археологическим признакам (дольменная, катакомбная).

 

Майкопская культура

В III тысячелетии до н. э. западную и центральную части Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, а восточную - племена куро-аракской культуры. Свое название майкопская культура получила от кургана, раскопанного в 1897 году у г. Майкопа. Майкопские поселения были распространены от черноморского побережья Северного Кавказа на западе до Ингушетии и Чечни на востоке.

На территории Ингушетии раскопано майкопское поселение у с. Мужичи. Известны майкопские курганы на территории Насыркортовского муниципального округа г. Назрань (курган Аби-Гу) и у с. Сурхахи (курган ЙиIий-Боарз).

Основу экономики майкопских племен составляло, прежде всего, скотоводство. Для верховой езды, видимо, уже использовали лошадь.

Крупным достижением было развитие металлообработки. На месте майкопских поселений найдены крупные бронзовые котлы, ножи-кинжалы, топоры, плоские тесловидные орудия, долота и другие предметы. Они изготовлялись, в основном, из мышьяковистой бронзы (сплав меди и мышьяка) и иногда из сплава меди, мышьяка и никеля. Котлы из тонкой листовой бронзы, иногда их украшали орнаментом. С помощью литья и ковки майкопцы создавали высокохудожественные изделия из золота, серебра и меди, украшали предметы домашнего обихода и т.д.

Более тысячи лет, до середины II тысячелетия до н. э., Кавказ оставался почти единственным источником, откуда металл и металлические изделия поступали в сопредельные области восточной Европы — Подонье и Поволжье.

Высокого мастерства достигли майкопские племена и в производстве керамических сосудов. Ранняя керамика характеризуется небольшими, прекрасно обожженными тонкостенными сосудами. Поздние сосуды были более разнообразными по форме и назначению: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды. Гончарное ремесло выделилось в самостоятельную отрасль производства, начали использовать гончарный круг.

Часть орудий труда и оружия (вкладыши серпов, наконечники стрел, проколки и др.) майкопские племена изготовляли еще из камня и кости.

Больших успехов племена майкопской культуры достигли в изготовлении тканей. Об этом свидетельствуют находки пряслиц в поселениях, а также обрывков льняной ткани и остатков шерстяных и холщовых одежд в захоронениях.

Поселения майкопских племен располагались обычно на труднодоступных мысах плато или на высоких речных террасах. Известны также и пещерные стоянки майкопской культуры. Большинство поселений были укреплены каменными оборонительными стенами, окружены рвами. Майкопские племена вели оседлый образ жизни. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои в их поселениях, имевших форму круга или овала. Жилища располагались, в основном, у оборонительной стены. В центре поселений были загоны для скота. Жилища имели прямоугольную форму и представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. В поселениях имелось большое количество ям, которые использовались как хранилища. Некоторые ямы - остатки очагов - в них найдено большое количество мелких камней со следами воздействия огня.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе, но значительное влияние на нее оказали также культуры Передней Азии. Погребальный инвентарь некоторых майкопских памятников имеет значительное сходство с соответствующими предметами из Сирии и Месопотамии. Керамика и бронзовые изделия, серебряные сосуды, украшения из золота и серебра, бирюзы и сердолика и т.д. находят многочисленные аналоги в древних памятниках Ближнего Востока. Тесные связи были у майкопцев и с племенами Юго-Восточной Европы и особенно с племенами куро-аракской культуры и дольменной культуры Западного Кавказа, которая сложилась во второй половине III тысячелетия до н. э.

Религиозные представления майкопских племен были основаны на культе солнца и быка. Каменные кольца (так называемые кромлехи) вокруг могил связаны именно с этим культом. Погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь, так как в могилу помещали предметы, которыми человек пользовался до смерти: разнообразную посуду, орудия труда, оружие, украшения. Погребенных посыпали красной краской (сурик, охра). Красной краске придавалось значение очистительной силы огня.
Эти архаичные черты в верованиях майкопских племен сочетались с различными культурами Закавказья и Передней Азии. Очажные роговидные подставки из майкопских поселений, связанные с культом быка, были распространены на обширной территории, где проживали древние синокавказские племена, от Средиземноморья до Северо-Восточного Кавказа.

В конце III - начале II тыс. до н. э. на основе майкопской культуры, прекратившей свое существование, возникает генетически связанная с ней северокавказская культура. Причина этого кроется в массовом переселении майкопцев в Переднюю Азию, где они завоевали огромные территории и создали государства, сыгравшие во II-I тыс. до н. э. в истории Древнего Востока значительную роль.

 

Куро-аракская культура

В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. на территории Кавказа и Передней Азии сложилась куро-аракская культура. Она была распространена на территории от Северо-Восточного Кавказа на севере до Северной Месопотамии на юге, от западной части Иранского нагорья на востоке до восточной части Малой Азии на западе. На Северном Кавказе куро-аракская культура была представлена на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии и высокогорной части современной Северной Осетии. Отдельные элементы куро-аракской культуры прослеживаются в хирбет-керакской культуре в Сирии и Палестине. По языку носители куро-аракской культуры были восточнокавказцы - предки современных дагестанских народов.

Исследователями признаются восточно-анатолийские связи куро-аракской культуры. Налепной узор, свойственный куро-аракской культуре, встречается в восточно-анатолийских поселениях более раннего периода.

Название «куро-аракская» культура получила по первым своим памятникам, открытым в междуречье Куры и Аракса.

Поселения куро-аракских племен располагались у рек на естественно укрепленных холмах и холмообразных возвышенностях, а также на речных и горных террасах (в предгорных и горных районах) на участках, благоприятных для развития земледелия и скотоводства.

В целом куро-аракские поселения отличаются небольшими размерами (3500-10 000 квадратных метров). Например, размеры поселения Луговое (с. Мужичи, Ингушетия) — 6000 квадратных метров.

Некоторые поселения были укреплены оборонительными стенами, сложенными из сырцового кирпича. Иногда вокруг поселка рыли рвы для защиты от нападения врагов.

Дома куро-араксинцы в основном строили круглые на каменном фундаменте. Круглые дома строили в Закавказье и в Анатолии и в предыдущие эпохи.

Средний диаметр домов 4-5 метров, но встречаются и более крупные, диаметром до 13 метров. Толщина стен доходит до 1 метра. Иногда к круглым домам примыкают прямоугольные помещения. Встречаются и каменные прямоугольные террасно расположенные дома, площадью от 9 до 60 квадратных метров. Каждый дом состоял из передней и одной комнаты. Вдоль задней стены комнаты и боковых стен передней делались небольшие возвышения. Перед дверью иногда помещали глинобитные ступеньки. В центре стоял столб, поддерживающий крышу. Дома имели плоское глинобитное покрытие на балочной конструкции, с отверстием вместо окна, через которое выходил дым.

Жилища строились из камня и сырцовых кирпичей прямоугольной формы. В некоторых поселениях кладка стен была фигурной, была обнаружена также настенная роспись.

Широко были распространены и простые жилища - легкие надземные постройки, обмазанные глиной. Полы в домах были глинобитные, иногда обожженные или окрашенные в красный цвет.

В каждом доме, как правило в центре, помещался круглый глиняный толстостенный очаг (диаметром до 1 метра). С внутренней стороны очаги обычно имели три радиально расположенных утолщения-выступа. Некоторые очаги были переносными - у них имелись ручки. Иногда очаги украшали орнаментом.

В горах поселения располагались на искусственных террасах в несколько рядов или отдельными постройками. Стены домов нижней террасы подпирали продольные стены домов на верхней террасе. Культовые здания обычно располагались особняком на вершинах гор.

На равнинах дома в поселениях группировались вокруг нескольких площадок и соединяющих их переходов. В центре некоторых поселений находились ямы для хранения зерна.

Основу хозяйствования куро-аракского населения составляли земледелие и скотоводство. Для обработки земли наряду с мотыгами уже применялись простейшие плуги и сохи. Землю засевали различными сортами пшеницы и ячменя. Также выращивали лен для производства ткани. Жали с помощью изогнутых серпов с кремневыми вкладышами, нередко употребляли и металлические серпы. Появляется и молотильная доска. Мололи зерно на каменных зернотерках.

Разведение скота постепенно принимало форму пастушеского отгонного скотоводства, основанного на использовании в летнее время высокогорных пастбищ вдали от оседлых поселений.

Широко было развито у куро-аракских племен гончарное производство. Керамические сосуды изготовляли очень тщательно. Орнамент встречается почти на всех формах посуды. Иногда даже на крышках от сосудов и на очагах.

У куро-араксинцев уже имелся колесный транспорт. Было развито и текстильное производство. Ткань изготовляли из шерсти и льна. На местах их поселений находят антропоморфные и зооморфные фигурки. Интересны часто встречающиеся глиняные фигурки быков, что свидетельствует о широком распространении культа быка у восточ-нокавказцев, также был широко развит культ очага. О существовании культа солнца свидетельствуют многочисленные спирально-концентрические изображения на керамике.

Во второй половине III тысячелетия до н. э. наблюдается нарушение культурного единства куро-аракских племен. К концу III тысячелетия до н. э. куро-аракская культура прекращает свое существование, и на ее основе складываются новые археологические общности. Куро-аракская культура перестала существовать в результате нашествия хурритов, продвигавшихся с Северного Кавказа в Закавказье и Переднюю Азию.

 

Дольменная культура

На значительной территории черноморского побережья Северного Кавказа (от Таманского побережья до г. Очамчири в Абхазии и в бассейне реки Кубань) была распространена дольменная культура - культура с погребальными сооружениями в форме дольменов, представлявших собой монументальные (мегалитические) постройки из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. Древнейшие дольмены появились на Западном Кавказе еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до н. э. Сейчас на территории Западного Кавказа известны более 2200 дольменов. Чаще встречаются сооружения из каменных плит и блоков, реже — монолитные сооружения, высеченные в скалах.

Археологические находки из дольменов и поселений носителей дольменной культуры говорят о высоком уровне развития их строителей. Это были племена, которые занимались земледелием и скотоводством, а в приморье - морским промыслом. Они владели мастерством обработки камня и металла, делали прекрасную керамическую посуду, украшенную орнаментом.

Дольменную культуру ученые связывают с древнейшим адыго-абхазским населением.

 

Северокавказская культура

В конце III - в начале II тысячелетия до н. э. на Северном Кавказе распространяется северокавказская археологическая культура, генетически связанная с майкопской. Определенное воздействие на ее формирование оказала и куро-аракская культура.

Носители северокавказской культуры говорили на древне-ингушском языке и являлись далекими предками ингушей. Об этом свидетельствует и генетическая связь между северокавказской и кобанской культурами, которая получила распространение на той же территории в конце II тысячелетия до н. э.

На западе территория северокавказской культуры соприкасалась с территорией дольменной культуры, на востоке северокавказская культура была распространена до бассейна реки Сулак, на юге — примыкала к Закавказью, а с севера, со стороны степей, проходила зона, где перемещались племена северокавказской культуры и степное население - носители катакомбной культуры.

Погребальные памятники северокавказской культуры разнообразны. В степных и предгорных районах северокавказцы хоронили своих умерших соплеменников под курганами, также известны (особенно в горной зоне и в предгорьях) грунтовые некрополи, содержащие могилы в виде каменных ящиков, склепов и ям.

Основу хозяйства северокавказских племен составляли земледелие и скотоводство. Выращивали в основном пшеницу и ячмень. Землю обрабатывали мотыгой. С течением времени составные серпы с кремневыми вкладышами, с помощью которых убирали урожай, были вытеснены бронзовыми.

Разводили северокавказцы крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей, которых использовали для верховой езды.

Большое значение для хозяйственной жизни племен северокавказской культуры имели металлургия и металлообработка. На территории распространения культуры имелись залежи руды. Медь добывалась как поверхностным способом, так и в шахтах и штольнях. Археологами найдены и орудия рудокопов - каменные желобчатые молоты и каменные терочники.

Также продолжали обрабатывать и камень. Среди предметов материальной культуры выделяются боевые и ритуальные топорики, изготовлявшиеся из плотных, обычно желто-зеленых пород камня (змеевик), крупные булавы из еще более твердых горных пород (диорит, диобаз и др.).

Было развито производство керамических изделий. Керамические сосуды часто украшали оттисками веревочки в виде орнаментальных поясков или свисающих зубцов. Иногда орнамент дополняли налепными валиками и шишечками. Подобно керамике, шнуровым узором (но выпуклым и литым) украшались и изготовленные из бронзы подвески, булавки, бляхи, топоры.

Племена северокавказской культуры поддерживали связи с племенами дольменной культуры, Закавказья, Дагестана, племенами катакомбной культуры.

 

Культура Гинчи-Гатын-Кале

На юго-востоке Чечни и Дагестана была распространена культура Гинчи-Гатын-Кале (конец III -первая половина II тыс. до н. э.). Генетически эта культура связана с куро-аракской. Носители культуры Гинчи-Гатын-Кале являлись предками некоторых современных дагестанских и чеченского народов. В Юго-Восточной Чечне она представлена могильником Гатын-Кале, а в горном Дагестане - могильниками Гинчи, Галгалатли, Чох, Ирганай, Верхнегунибским поселением.

Поселения этой культуры строились на высоких речных террасах и труднодоступных горных склонах. Дома уже были не круглые, как куро-араксинские, а прямоугольные и многокомнатные, располагавшиеся на склоне террасообразно. Людей хоронили в большесемейных подземных каменных круглых и прямоугольных склепах.

Основу хозяйства гинчи-гатын-калинских племен составляли земледелие и скотоводство. О развитии у них металлургии и металлообработки свидетельствуют открытые на Верхнегунибском поселении остатки литейной мастерской, где обнаружены глиняные литейные формочки, тигели, «вкладыши» сопла, каменные ступки и песты для дробления руды. Продукция местной металлообработки состояла из бронзовых топоров, кинжальных клинков, различных украшений и т.д.

В керамическом производстве широко были распространены приемы обмазывания поверхности сосудов жидкой глиной. Стали изготавливать круглодонную посуду. Керамику украшали орнаментом. На некоторых сосудах нанесен рельефный орнамент.

Религиозные представления племен культуры Гинчи-Гатын-Кале были тесно связаны с земледелием и скотоводством (культ пашни) и т.д. В культовых целях пекли ритуальные хлебцы, изображающие вспаханное поле.

 

Каякентско-хорочоевская культура

С середины II тысячелетия до н. э. на основе культуры Гинчи-Гатын-Кале складывается каякентско-хорочоевская культура, получившая свое название от могильника у с. Каякент в Дагестане и могильника у с. Хорочой в Чечне.

Носителями каякентско-хорочоевской культуры исследователями признаны дагестаноязычные племена. Но на территории Ичкерии - современные Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни - с течением времени наблюдается изоляция населения от дагестаноязычных племен, отделенных от ичкеринцев Андийским хребтом, и резкая активизация контактов с кобанцами. На основе смещения дагестаноязычных местных племен и продвинувшихся с запада ингушеязычных кобанцев начинается процесс складывания чеченского народа. Именно эта территория, именуемая Нохчий мохк («Страна чеченцев»), признается в чеченском фольклоре той местностью, где происходит складывание чеченского народа. Ичкерия и в более поздние времена являлась зоной стыка ингушских (аланских), дагестанских и тюркских (хазарского) этнических элементов, что в конечном итоге (в позднем средневековье) привело к окончательному оформлению отличного от ингушского чеченского языка и чеченского народа.

Земледелие и скотоводство являлись основными отраслями хозяйства племен каякентско-хорочоевской культуры. В скотоводстве появилась новая отрасль - коневодство. Лошади использовались и для верховой езды и как тягловая сила для легких двухколесных колесниц и повозок, изображения которых обнаружены исследователями.

Изделия местных металлургов известны в основном по находкам разнообразных украшений. Оружие из металла почти не встречается.

Поверхность керамики перед обжигом покрывали, как и в предыдущие времена, обмазкой из жидкой глины. В горных районах керамику украшали налепными валиками или поясами вдавленного узора, а на равнине и в предгорьях преобладал нарезной геометрический узор в сочетании с налепами.

В этот период начинается процесс дробления большесемейных общин, что выразилось в заметном уменьшении размеров жилищ и особенно в погребальном обряде: на смену склепам — коллективным усыпальницам членов больших семей — приходят одиночные и парные захоронения в каменных ящиках. Однако родственные узы были еще крепкими. На родовых кладбищах захоронения в каменных ящиках располагались обычно отдельными группами из близких родственников.

Искусство северокавказских племен эпохи ранней и средней бронзы

Широкое распространение в эпоху бронзы получили на Северном Кавказе наскальные изображения, которые рисовались с помощью краски и выбивались или вырезались. Большое место среди наскальных изображений занимают солярные (солнечные) знаки. Попадаются и изображения животных и птиц - оленей, козлов и орлов, - наделенных солярной символикой. Изображаются различные домашние и дикие животные, сцены охоты. Имеются схематические изображения коней и всадников.

Археологами найдены на месте поселений глиняные фигурки людей и животных. Женские фигурки, изображающие богиню-мать, сильно стилизованы. Появляются каменные антропоморфные стелы.

Многочисленные металлические (бронзовые) художественные изделия (в основном ювелирные) отличаются сложной техникой обработки, включающей чеканку, штамповку, гравировку, тиснение, литье по восковой модели и другие приемы.

В эпоху бронзы у северокавказских племен развивались обработка камня, резьба по дереву, определенных успехов они достигли в отделке и орнаментации керамики и других изделий из глины.

 

§ 4. Племена кобанской культуры (середина II - конец I тыс. до н. э.)
Возникновение кобанской культуры

На основе северокавказской культуры с середины II тыс. до н. э. начинает складываться кобанская культура. Материальная культура кобанской и северокавказской культур имеют много общих черт, что позволяет некоторым исследователям называть кобанскую культуру поздним этапом северокавказской культуры.

Наименование «кобанская» эта культура получила от названия аула Верхний Кобан в Тагаурском ущелье в современной Северной Осетии, где в 1869 г. был обнаружен могильник с многочисленными и своеобразными предметами из бронзы.

Позже предметы кобанской культуры были обнаружены на обширной территории Северного Кавказа и высокогорной части Закавказья. На западе граница кобанской культуры проходит по междуречью Большого Зеленчука и Урупа. На востоке памятники этой культуры фиксируются до Андийского хребта. На севере Кавказского хребта кобанская культура занимала территорию до современной Ставропольской возвышенности. На юге она была распространена в высокогорной части современной Грузии.

Кобанская культура имеет также многих общих черт в своей материальной части с колхидской культурой, потому многие исследователи объединяют эти две культуры в одну — колхо-кобанскую культуру.

Наиболее древние памятники кобанской культуры на сегодняшний день известны на территории современной Южной Осетии (древняя Двалетия), которые датируются XVI веком до н. э.

На Северном Кавказе хронологические рамки кобанской культуры определяются XII-IV веками до н. э. Ученые делят весь период существования кобанской культуры на два больших этапа - раннекобанский (классический) этап, завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский этап, оканчивающийся в IV веке до н. э.

 

Этническая принадлежность

Кобанцы в древнегрузинских хрониках именуются кавкасионами и дзурдзуками, которые в научной литературе признаны нахоязычными. Граница расселения кавкасионов и дзурдзуков, согласно грузинским источникам, определяется от Андийского хребта на востоке до мест проживания адыгских племен и соответствует границам расселения носителей кобанской культуры.

В античных источниках племена кобанской культуры именуются махли (махалы). Названия «махли» и «махелоны» - это один и тот же этноним, образованный от древнеингушских слов «ма» - «солнце» и «хал» - «бог» и означающий «люди бога солнца».

Часть кобанцев, проживавших на равнине (плоскости) в бассейне рек Терека и Сунжи, Страбон называет гаргареями. Этноним «гаргарей» многие исследователи выводят из ингушского слова «гаргар» - «близкий, родственный». Слово «гар» также в ингушском языке означает «род, ответвление рода».

На всей территории проживания кобанских племен исследователями давно обнаружен пласт нахских (древнеингушских) топонимов.

 

Поселения и жилища кобанцев

Поселения кобанцев располагались на предгорных, естественно укрепленных возвышенностях или по долинам рек на высоких плато и на отдельно стоящих возвышенностях. В горных ущельях поселения располагались на уплощенных отрогах гор. В верховьях реки Ассы, на территории современной Горной Ингушетии, известны остатки кобанских циклопических (т.е. построенных из крупных каменных плит и блоков) крепостей, относящихся к концу II - началу I тыс. до н. э. (Дошхакле, Эгикал, Хамхи, Карт и др.).

В поселках бытовые комплексы (жилища, производственные постройки и культовые сооружения) размещались поквартально. Кварталы были разделены узкими улицами, вымощенными булыжниками. Форма жилых домов в основном была прямоугольной и лишь иногда овальной. Только культовые постройки (храмы) имели форму пятиугольника. Строения размещались компактно, примыкая стенами друг к другу. Дома обычно состояли из двух частей: жилой и хозяйственной. Встречаются многочисленные хозяйственные ямы цилиндрической и грушевидно-колоколовидной формы.

Характерным типом жилищ в предгорьях были глинобитные дома, укрепленные в нижней части стен рядами булыжников. Стены и пол тщательно обмазывались глиной. Внутри домов сооружали глинобитные очаги. Некоторые дома строили из камня и плетня, обмазанного глиной.

На равнинах постройки были больших размеров (до 80-90 кв. м), прямоугольной формы, иногда слегка углубленные в землю. Стены возводили из булыжника в сочетании с глинобитной массой. Полы вдоль стен грубо вымощены плоскими плитами. Дома были разделены на комнаты более легкими, чем внешние стены, внутренними перегородками. У некоторых домов были двускатные крыши. В жилищах имелись примитивные очаги хозяйственного назначения и один овальный глинобитный очаг с плоской гладкой поверхностью, скорее всего культового назначения. Непосредственно к стенам жилых домов примыкали хозяйственные постройки.

 

Хозяйственная деятельность

Основными отраслями хозяйственной деятельности кобанских племен были скотоводство и земледелие.

Кобанцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Скот давал мясо, молоко, сыр, кожу и шерсть. Из кожи и шерсти делали одежду. Скот у кобанцев выступал также в роли денег - его обменивали на необходимые товары и предметы. Лошади использовались как транспортное средство.

Особые условия существования в горах вызвали к жизни новые способы ведения хозяйства. В горных долинах преобладало овцеводство. Здесь находились постоянные поселения скотоводов. Весной стада из этих мест отгоняли высоко в горы, на тучные альпийские луга, где скот находился все лето. На зиму стада перегоняли обратно в долины.

Основными земледельческими культурами были пшеница, ячмень, рожь, просо. Пригодные участки земли под их посевы располагались в долинах гор, с этой же целью использовали искусственно созданные террасы. Обрабатывали землю с помощью деревянной сохи, деревянного плуга или мотыгой с бронзовой насадкой. Пахали землю с помощью быков. При сборе урожая пользовались бронзовыми серпами. Мололи зерно каменными зернотерками. Хранили зерно и муку в больших глиняных сосудах-корчагах.

Территория расселения кобанских племен, особенно горная зона с богатым животным миром, являлась благодатным краем для охотников. Охота уже не имела большого значения в хозяйственной жизни кобанцев, скорее всего это был подсобный промысел. Охотились с помощью лука и стрел. Распространены были и коллективные формы охоты, при которых использовались собаки.

Занимались кобанцы различными ремеслами: гончарным делом, металлургией и металлообработкой, ткачеством.

Высокого уровня достигло у кобанцев гончарное производство. Керамические сосуды-горшки, чашки, миски, кружки лепились вручную. Они обычно отличались четкими пропорциями и правильными формами. Посуда обжигалась в горнах или в специальных ямах, а столовая посуда подвергалась тщательному лощению. Блестящая, хорошего качества поверхность сосудов покрывалась геометрическим врезным и налепным орнаментом. Некоторые сосуды, обнаруженные археологами, имеют зооморфные ручки.

Прядение и ткачество также находилось для своего времени на довольно высоком уровне. Об этом свидетельствуют находки многочисленных глиняных пряслиц на всей территории распространения кобанской культуры. Хотя и редко, но встречаются обрывки тканей и кожи. Для изготовления одежды и обуви широко использовалось сырье, даваемое животноводством, - кожа и шерсть.

Подлинных высот мастерства достигли кобанские племена в металлургии и металлообработке. Добыча медных руд велась как открытым способом, с применением глубоких канав и ям, из верхних слоев месторождений, так и посредством подземных разработок, с использованием шахт и наклонных штолен. Добывалась руда бронзовыми и каменными кирками, молотами, клиньями, а также корзинами и мешками для выноса добытой руды.

При обработке руды ее вначале отделяли от пустой породы, дробили крупными каменными молотами, а затем сортировали. Для измельчения использовали объемные каменные ступы. Затем руда поступала в плавильные мастерские. Медеплавильни находились, как правило, вблизи рудников. Плавка производилась в печах, сооруженных в ямах из каменных плит. В печи закладывался древесный уголь. Через глиняные трубки мехами нагнетали воздух. Таким образом выплавлялась чистая медь. Для производства бронзы в сплавах с медью использовались мышьяк, сурьма, свинец, цинк. Более распространена была мышьяковистая бронза. Археологами найдено также много изделий, сделанных из оловянистой бронзы. По многим показателям (в литейных свойствах, легкоплавкости, твердости предметов, в красоте цвета) оловянистая бронза превосходит другие типы медных сплавов. Но если мышьяк и другие вещества, используемые в сплавах с медью для производства бронзы, добывались на Кавказе, то олово завозили из далека - с Западного Средиземноморья, куда оно попадало из Британии.

Главнейшей стадией создания бронзовых предметов было литье. Литейные мастерские часто располагались вблизи от первичных производств металла, иногда же они примыкали к поселениям. Для отливки изделий пользовались глиняными, каменными, иногда металлическими (медными) литейными формами. В металлической форме можно было получить отливки сложного профиля, точно передать мелкие детали. Сама медная форма была прочнее других, и ее можно было использовать многократно.

При отливке бронзовых предметов задумывалось и создавалось их украшение, часто в форме орнаментации. Литой орнамент обычно сводился к рельефным граням, выпуклостям, валикам, шнуровым линиям и т.д.

Большое распространение получило украшение изделий гравировкой уже после их отливки. Так, на поверхности вещей появлялись композиции геометрических фигур, порой довольно сложные, и изображения животных. Иногда рисунки на изделие наносились методом чеканки. Применялась и техника инкрустации - украшение изделий различными вставками из кости, дерева, стекловидной пасты. Для инкрустации также применялось железо. В начале I тыс. до н. э. железо было редким металлом — оно очень ценилось и встречается только на отдельных вещах в виде небольших вставок.

Из бронзы кобанцы изготовляли различные орудия труда (бронзовые насадки для мотыг, скребок, топоры), посуду (миски, чаши, маленькие «рюмочки» на низкой ножке, кубки, ритуальные сосуды для питья в форме рога, котлы), оружие (боевые топоры, кинжалы, наконечники стрел и копий, навершия булав, доспехи), принадлежности конского убора (удила, псалии, различные бляхи для конской сбруи, колокольчики с большими петлями для подвешивания), украшения (пояса и пряжки к ним, булавки, пуговицы, застежки, всевозможные подвески и браслеты, цепочки и т.д.), различные предметы и скульптуры культового предназначения (скульптурные подвески - фигурки стоящих зверей, птички, головы баранов и козлов, рога и т.д., пластинчатые изображения животных, изображения человеческой руки, различные навершия на деревянные шесты, крошечные копии различных предметов вооружения, скульптурные антропоморфные изображения и т.д.).

С конца X в. до н. э. кобанские племена начали осваивать железо. Начался этот процесс на южном склоне Кавказского хребта в конце X - начале IX в. до н. э. и несколько позднее уже на Северном Кавказе. VIII в. до н. э. датируется изготовление широкого ассортимента железных предметов, а с конца VII в. до н. э.- массовый переход к использованию железа.

Продолжали существовать также косторезное и камнеделательное производства.

Определенную роль в хозяйственной жизни кобанских племен занимал натуральный обмен. Меновой единицей часто выступал скот.

Были развиты торговые отношения с Восточной Европой. На памятниках кобанской культуры обнаружены многочисленные предметы из Восточной и Центральной Европы. Археологами найдены произведения кобанских мастеров в Юго-Восточной Европе, в Северном Причерноморье, в Нижнем Подонье и в Поволжье. Имелись также торговые связи с Закавказьем и Передней Азией, где жили племена, говорившие с кобанцами на одном языке (хурриты, урарты, колхидские племена). В кобанских памятниках обнаружены вещи урартского, ассирийского, иранского, малоазийского, греческого, средиземноморского, балканского происхождения.

 

Искусство кобанцев

Бронзовые изделия кобанцев являются подлинными шедеврами мирового искусства. Главным образом это касается украшений. Для торжественных случаев, по мнению исследователей, изготовлялось множество бронзовых украшений для костюмов. Все украшения снабжались петлями и отверстиями, чтобы они могли крепиться на одежде. В отдельных случаях фигурки подвешивались к пластинам, которые также крепились к одежде.

Некоторые предметы специально создавались для погребального обряда.

Для кобанского искусства характерно изображение животных. С течением времени сложились свои каноны — правила, которые соблюдались при изготовлении того или иного предмета. Фигуры животных в большинстве случаев даны в движении. Но есть случаи, когда изображались и неподвижные звери. Фигуры зверей гармонично вписывались в форму предмета. Но иногда встречаются изделия, при изготовлении которых это правило нарушается, - изображение животного может переходить с одной плоскости-грани на другую. Тем самым подчеркивалось движение.

В кобанском искусстве в изображении отдельных частей животных наблюдаются твердо установленные приемы. Например, на многочисленных подвесках в виде головы барана повторяется рисунок длинных, завитых рогов, вытянутых морд, выпуклых глаз.

 

Расположения фигур на предметах часто симметричны (например, на топорах одна и та же фигура зверя симметрично помещается на обеих плоскостях топора). Встречаются и предметы с изображением одного зверя. Фигуры зверей обычно схематичны, но даже при сильной стилизации можно определить, какой зверь изображен.

Таким образом, у кобанских племен развивалась своеобразная, только им присущая манера исполнения бронзовых художественных произведений. Олени, собаки, бараны, козлы, змеи, птицы, рыбы, воплощенные в бронзе, даны в единой, особой манере стилизации, объединяющей их в особую группу произведений кавказского звериного стиля.

Орнамент на бронзовых предметах кобанцев заключает в себе определенное смысловое значение, отражает мировоззрение, мифологию кобанцев — древних ингушей. Часто на кобанских бронзовых, керамических предметах встречаются квадраты, треугольники, ромбы, свастики, круги, точки, пунктиры, спирали, прямые и волнообразные линии и т.п. Повторяются мотивы, известные в культурах далеких предков кобанцев - майкопцев, синокавказских племен эпохи неолита (неолитические культуры Малой Азии и Передней Азии) и т.д.

Многие геометрические фигуры в кобанском орнаменте - это символы, изображающие солнце и другие небесные тела, которые занимали большое место в религиозных воззрениях не только кобанцев, но и, собственно, ингушей с глубокой древности до нового времени, когда был принят ислам. Подобное же значение имеют и знаки, нанесенные на средневековых башнях в Горной Ингушетии.

В мировоззрении далеких предков ингушей солнцу всегда принадлежала особая роль. Найденные на месте кобанских поселений в жертвенниках глиняные модели колес с шестью спицами исследователи считают изображениями солнца с шестью лучами, отмечая при этом связь понятий «колеса» и «солнца» в сознании древних. В ингушских мифах солнце часто называют колесом.

 

Религиозные воззрения

Верховным богом кобанских племен считалось солнце - Малх. На территории их проживания сохранилось множество топонимов, происходящих от слова «малх»: река Малка (в Чечне), местности Малкана, Малхар, Малгобек (в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии), Малгобек (в Ингушетии), Малхиста. Этноним «махли-махал-махалон» переводится как «люди бога солнца».

Так же почитался священный бык, олицетворявший божество плодородия. На кобанских памятниках известны находки культовых глиняных фигурок быков. Кобанцы также поклонялись духам предков и различным божествам - покровителям земледелия, животноводства, охоты, различных стихий, ремесел, культы которых угадываются в элементах святилищ, в домашних жертвенниках с остатками костей животных, в предметах со следами имитации магии, в заупокойных тризнах и в огневом ритуале при погребениях.

В представлении кобанцев весь мир был населен добрыми и злыми духами, на которых можно воздействовать магическими действиями и заклинаниями. Божественные силы олицетворялись образами животных. Изображения божеств и духов в виде зооморфных статуэток играли роль охранительных амулетов. Звери были символами тех или иных божеств. Например, символом солнца являлся олень.

Культовые места располагались на возвышенностях, на вершинах гор, поднимавшихся над окрестностью. В святилищах археологами найдено множество фигурок в виде людей и зверей, являвшихся приношениями древних людей божеству, которому посвящено то или иное святилище или храм. Древние святилища представляли собой специальные площадки с каменным сооружением в центре. На их месте исследователи находят остатки костров и множество костей жертвенных животных.

Жизнь в мире мертвых кобанцам представлялась как продолжение жизни на земле. Поэтому многие вещи, которые окружали человека при жизни, сопровождали его и на тот свет их клали вместе с ним в могилу.

Людей чаще хоронили в так называемых каменных ящиках (ямы прямоугольной формы, обложенные и перекрытые каменными плитами). В каменный ящик покойника клали чаще всего на правый бок в скорченном положении, т.е. ему сгибали ноги и руки. Вместе с ним в погребальное сооружение помещались одеяния, оружие и конская сбруя, различные бытовые и ритуальные предметы, украшения, ставились сосуды с пищей. Иногда всадника хоронили с взнузданным верховым конем.

 

Общественно-политическая жизнь кобанцев

Основной экономической ячейкой кобанского общества становится патриархальная семья, и возникает частная собственность семьи, хотя значение родов по-прежнему было велико и сохранялась собственность рода.

Общественный строй кобанских племен находился на стадии развития военной демократии. В жизни общества приобрели главенствующую роль вожди военных дружин. Частые военные столкновения со степняками способствовали развитию военного дела и вооружения. Эта эпоха характерна и производством в больших масштабах разнообразного, отличной выделки оружия. Воевали кобанцы в основном верхом на лошадях. Часто они совершали военные набеги за добычей на территорию соседних племен и народов.

В VII в. до н. э. территория проживания кобанцев подверглась скифскому нашествию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы совершили ряд походов через Кавказ в Переднюю Азию. Основная дорога скифов шла через Дербентский проход, но некоторые их отряды использовали и дороги на Центральном Кавказе: Дарьяльское ущелье, Мамисонский и Клухорский перевалы. Скифы и сорматы, которые сопутствовали им, вступили в военное противоборство с кобанцами, что привело к гибели ряда кобанских поселений. Часть местных жителей была вовлечена в скифские походы.

Военно-политическая активность скифов длилась до начала VI в. до н. э. За это время (с участием кобанских элементов) выработался комплекс черт, характеризующий скифскую культуру и больше всего ее оружие, конскую сбрую, оригинальное искусство и т.п. Часть скифов, осевшая на равнинах среди кобанского населения, в скором времени была ассимилирована и растворилась в кобанской среде.

Кобанцы во второй половине I тыс. до н. э. создали крупное политическое объединение племен, занимавшее территорию от Приэльбрусья и реки Малки на западе до подножий Андийского хребта и междуречья Сунжи и Аргуна на востоке, от реки Терек на севере до Главного Кавказского хребта на юге. По античным источникам это объединение известно под названием Малх, по грузинским источникам - под названием Дзурдзукети.

Контролируя горные проходы в Закавказье и постоянно угрожая вторжением закавказским странам, этот союз племен, находившийся на стадии преобразования в государство, представлял довольно грозную силу для того времени. По данным античного писателя Лукиана, известно имя одного из правителей политического объединения древних кобанцев - Адирмах, которое абхазский исследователь Г. Д. Гумба с помощью ингушского языка этимологизирует как «обладатель мощи солнца» («а дар малх»).

В начале II в. до н. э. в результате военного вторжения на Северный Кавказ селевкидского царя Антиоха III, которого поддерживали находившиеся под его властью закавказское государства, политический союз кобанских племен был разгромлен.

В результате распада политического объединения кобанских племен в источниках перестают употреблять общекобанские наименования и в дальнейшем (в I в. до н. э.- I в. н. э.) потомки кобанцев известны в источниках под названиями отдельных родоплеменных групп хамекитов, сьербов, двалов, троглодитов, санаров, хонов, масах/машах, дигор, иса

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.