Комплект тестовых заданий.
ВАРИАНТ 1
Вставить пропущенное слово:
Основные компоненты научной когнитивной стратегии – рассудок, разум, рефлексия, интеллектуальная … .
- интуиция.
Юридическая наука есть совокупность:
А знаний о праве и правовой практике
Б знаний об обществе
В понятий
Г категорий
Доминанта мировоззрения в Древнем мире:
А евроцентризм
Б антропоцентризм
В общинность
Г космоцентризм
Выбрать способы передачи юридических знаний в России до 18 в.:
А семейное воспитание
Б работа в судебных учреждениях
В университетское обучение
Г система общего образования
Д монастырское воспитание
Теоретический юридический тип познания:
А познание объекта юридической науки
Б познание предмета юридической науки
В разработка новых теорий познания
Г отвлеченность от научных фактов
ВАРИАНТ 2
Закономерность – это:
А любая связь явлений
Б взаимодействие явлений
В устойчивая, необходимая связь между элементами
Г суждение об устойчивой, необходимой связи между элементами
Правовое понятие – это:
А любая мысль о правовом явлении
Б мысль о правовом явлении, выраженная в форме суждения
В часть крупной юридической категории
Г совокупность признаков правового явления
Методология – это:
А знание о методах исследования
Б сами методы исследования
В знания о закономерностях научного исследования
Г исследование принципов и методов исследования
К методам сбора эмпирических фактов можно отнести:
А исторический метод
Б метод анализа письменных источников
В синергетический метод
Г метод индукции
Признаки научного знания:
А объективность
Б априорность
В доказательность
Г законченность
Д операциональность.
ВАРИАНТ 3
Вставьте пропущенное слово:
Методологическим основанием правовой науки выступает …
- философия.
Позитивный закон в конфуцианстве трактуется как:
А ли
Б фа
В Дэн
Г сван
Выбрать точку зрения по поводу момента возникновения юридической науки в России:
А 9 в., Слово о законе и благодати
Б 18 в., открытие МГУ
В деятельность профессора С.Е. Десницкого
Г реформы Сперанского в 19 в.
Д появление народного образования
Эмпирический юридический тип познания:
А познание объекта юридической науки
Б познание предмета юридической науки
В разработка новых теорий познания
Г отвлеченность от научных фактов
Научные факты в юриспруденции выполняют следующие функции:
А форма закрепления эмпирических знаний
Б обоснование достоверности суждений
В форма знаний о предмете науки
Г форма разоблачения ложных теорий
ВАРИАНТ 4
Юридическая категория охватывает признаки:
А единичного правового явления
Б всех правовых явлений данного рода
В правовых понятий
Г обобщающих научных фактов
Особенность социально-гуманитарной методологии актуализируется в следующей философской традиции:
А позитивстская
Б натурфилософская
В метафизическая
Г герменевтико-диалектическая
Соотнесите методы сбора эмпирической информации:
Методы толкования
| Специально-юридическая интерпретация
| Конкретно-социологические
| Анкетирование
| Социально-психологические
| Шкалы изучения правосознания
|
Расставить по хронологии основные периоды развития научной рациональности: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Возрождение.
Основная форма развития юридической науки:
А рефлексия
Б научное исследование
В теория
Г эмпирические знания
ВАРИАНТ 5
Расставить по хронологии древнегреческих ученых, внешних вклад в рационализацию юридической науки:
Гесиод, Пифагор, Гераклит, Протагор
Найти соотношение между представителями общественно-научных течений:
Стяжатели
| И Волоцкий
| Нестяжатели
| Н. Сорский
| Реформаторы церкви
| Патриарх Никон
| Старообрядцы
| Протопоп Аввакум
| Теоретический тип познания права связан с выявлением:
А устойчивых закономерностей права
Б социальных событий в их многообразии
В случайных связей в развитии права
Г причин социальных событий
Вставьте пропущенное слово:
Соотношение правовой науки и философии носит … характер.
- плюралистический
Функции, которые выполняет понятийный аппарат юриспруденции:
А регулятивная
Б теоретическая
В гносеологическая
Г методологическая
Д онтологическая
Е категориальная
ВАРИАНТ 6
Анипозитивсткая установка в методологии говорит о:
А понимании явления в однократной и исторической конкретности
Б необходимости выявления общих закономерностей
В нелинейности развития правовых явлений
Г детерминизм в возникновении и функционировании правовых явлений.
Определение понятия генетическим путем можно считать составляющей следующего метода:
А грамматическое толкование
Б статистический
В формально-догматический
Г сравнительно-правовой
«Осевое время» бурного развития научной рациональности:
А 20 век до н.э.
Б 8-5 в.в. до н.э.
В 1 в. н.э.
Г 11 в. н.э.
Д 17-18 в.в. н.э.
Выбрать основные черты современной ситуации в правоведении:
А монолитность знаний
Б плюрализм мнений
В критика марксистского подхода
Г отсутствие прямого выхода методологии на практику
Д переходность исследуемых правовых форм
Основная особенность научной рационализации в Древнем Риме:
А космоцентризм
Б утилитаризация
В идеализация
Б теологизация
ВАРИАНТ 7
Соотнесите даты попыток преподавания юриспруденции в России:
| Славяно-греко-латинская академия
|
| Основание Нарышкинского училища
|
| Проект учреждения в России академии политики
|
| Основание коллегии юнкеров
| Вставить пропущенное слово:
Научный факт – это … о признаках, свойствах, развития того или иного явления.
- суждение
Соотнесите философские основания юридической науки:
Онтология
| Учение об устройстве окружающего мира
| Гносеология
| Учение об условиях, сущности, границах явлений
| Логика
| Ученее о последовательном и упорядочиваемом мышлении
|
Метод изолирующей абстракции при формулировании понятия связан с:
А переносом части признаков одного явления на другое
Б абстрагированием от некоторых индивидуальных признаков с целью обобщения некоторых
В созданием идеальной мыслительной модели
Г изолированием субъекта от познавательного процесса
Сопоставить методы исследования:
общефилософские
| Диалектика
| общенаучные
| Системно-структурный
| специальные
| Статистические
| частнонаучные
| Формально-догматический
|
ВАРИАНТ 8
К числу теоретических методов исследования можно отнести:
А сравнительно-правовой
Б анкетирование граждан
В восхождение от конкретного к абстрактному
Г анализа письменных источников
Д создания шкал
Соотнесите черты современной науки:
прогрессизм
| Самообновление интеллектуального арсенал
| Логическая организованность
| Доказательность, системное устройство
| истинность
| достоверность
| критицизм
| Способность к самоотрицанию и проверке истинности
|
В число компонентов юридической науки не входят:
А результаты научных исследований
Б метод научного познания
В процедуры научных исследований
Г социальные факты
Курс на суверенизацию научного знания в средневековье связан с именами ученых:
А Бэкон
Б Аквинский
В Иоанн Дунс Скот
Г Августин Блаженный
Выбрать известных ученых-правоведов, работавших в Российской академии наук:
А Шнейдер
Б Шаден
В Вебер
Г Пургольд
Д Кельзен
Е Петражицкий
ВАРИАНТ 9
Свойства теоретического знания:
А предметность
Б вероятностность
В полнота
Г системность
Д противоречивость
Е эмпиричность
В предмет юридической науки включаются:
А закономерности познания права
Б научные факты о правовых явлениях
В закономерности функционирования права
Г конкретные правовые явления
Метод абстракции идеи при формулировании понятий связан с:
А переносом части признаков одного явления на другое
Б абстрагированием от некоторых индивидуальных признаков с целью обобщения некоторых
В созданием идеальной мыслительной модели
Г изолированием субъекта от познавательного процесса
Сопоставить методы исследования:
общефилософские
| Синергетика
| общенаучные
| Анализ и синтез
| специальные
| Психологические
| частнонаучные
| Сравнительно-правовой
|
К методам системных исследований можно отнести:
А восхождения от абстрактного к конкретному
Б догматический метод
В метод наблюдения
Г моделирование
ВАРИАНТ 10
Особенности социально-гуманитарного знания:
А номотетичность
Б идеографичность
В гипотетичность
Г социоцентризм
Юридическая наука – это:
А единая область знаний о праве
Б часть философской науки
В область знаний о праве, расчлененная на относительно самостоятельные элементы
Г комплекс знаний о праве из философии и социологии
Соотнесите группы средневековых юристов-ученых:
Глоссаторы
| Приверженцы неизменности римского права
| Комментаторы
| Ученые, изменяющие римское право с учетом требований жизни
| Кононисты
| Ученые, изучающие церковное право
| Практики
| Знатоки обычного права
|
Наибольших успехов в использовании рационалистической методологии в 18 в. достигли следующие российские ученые:
А Прокопович
Б Муромцев
В Шершеневич
Г Посошков
Д Радищев
Е Петражицкий
Предмет исследования в юридической герменевтике:
А смысл конкретных юридических текстов
Б скрытый образ мысли
В правовой дискурс в целом
Г способы самоорганизации сложных объектов
ВАРИАНТ 11
В классической рациональности:
А предмет науки включается в объект
Б объект науки включается в предмет
В фактически предмет и объект науки отождествляются
Г допускается один объект науки и несколько предметов
В зависимости от выполняемой в юридической науке роли правовые понятия могут быть:
А легальные и нелегальные
Б общие и конкретные
В фундаментальные и прикладные
Г общие и абстрактные
Сопоставить методы исследования:
общефилософские
| Герменевтика
| общенаучные
| Исторический
| специальные
| Математические
| частнонаучные
| Методы толкования права
|
Выбрать основные критерии сравнения, используемые в рамках сравнительно-правового метода:
А нормативные
Б логические
В грамматические
Г онтологические
Д функциональные
Наука может пониматься как:
А способ познания
Б социальный институт
В деятельность по преобразованию природы и общества
Г деятельность по производству знаний
Д совокупность природных и социальных фактов
ВАРИАНТ 12
Для классической рациональности характерно:
А исключение особенностей субъекта из процесса научного познания
Б исключение средств и процедур научной деятельности из процесса познания
В включение субъекта, средств и способов научной деятельности в процесс познания
Г различение объекта исследования и его описания
Д включение в процесс научного познания ценностно-целевых структур
Для постнеклассической рациональности характерно:
А исключение особенностей субъекта из процесса научного познания
Б исключение средств и процедур научной деятельности из процесса познания
В включение субъекта, средств и способов научной деятельности в процесс познания
Г различение объекта исследования и его описания
Д включение в процесс научного познания ценностно-целевых структур
Представление о разумных основаниях устройства мира в Новое время:
А рациоцентризм
Б прогрессизм
В интеллектуализм
Г гносеологизм
Деление наук на науки о сущном и должном есть проявление следующего типа познания:
А юридический натурализм
Б юридическая герменевтика
В юридический прагматизм
Г юридическая аксиология
Возникающие в юриспруденции правовые понятия:
А полностью совпадают с реальными юридическими явлениями
Б выступают как модели реальности
В отражают идеальные представления о должном
Г выражают перенос философских знаний на юридическую почву
ВАРИАНТ 13
Для неклассической рациональности характерно:
А исключение особенностей субъекта из процесса научного познания
Б исключение средств и процедур научной деятельности из процесса познания
В включение субъекта, средств и способов научной деятельности в процесс познания
Г различение объекта исследования и его описания
Д включение в процесс научного познания ценностно-целевых структур
Специфика юридического научного познания состоит в следующем:
А практический характер
Б направленность как на объективную реальность, так и смысловые конструкции
В наличие особой частной методологии
Г основанность на методах естественных наук
Основные черты юридической науки эпохи Возрождения:
А теоцентризм
Б гуманизм
В практическая направленность
Г социоцентризм
Д этатизм
Е секуляризация
В неклассической рациональности:
А предмет науки связан с субъектом
Б объект науки субъективирован
В предмет и объект науки отождествляются
Г возможны разные предметные объяснения одного объекта науки
Метод реконструкции опыта характерен для следующей методологии:
А юридический натуроцентризм
Б нормативизм
В юридическая феноменология
Г юридический прагматизм
ВАРИНТ 14
Выбрать принципы классической науки:
А методологический монизм и дисциплинарный синкретизм
Б методологический плюрализм и дисциплинарный синкретизм
В методологический плюрализм и дисциплинарная специализация
Г методологический монизм и дисциплинарная дифференциация
Для неклассической науки характерны следующие черты:
А принцип дополнительности
Б теоретическая гомогенность
В децентрация
Г механистический детерминизм
Диалогизм как принцип характерен для:
А древнегреческой науки
Б классической науки
В неклассической науки
Г постнеклассической науки
Соотнесите группы методов:
Сбора эмпирической информации
| Тестирование
| Обобщения
| Статистический
| Логические
| Абстрагирование
| Системные
| Восхождения от абстрактного к конкретному
|
Опрос и наблюдение могут быть использованы в рамках исследований:
А догматических
Б метатеоретических
В метафизических
Г социологических
Поиск по сайту:
|