Государственная значимость глин гжельской волости. Ценность глин - белизна, огнеупорность.
1710 г – Гжельская волость полностью приписана к Аптекарскому приказу. Исследования и испытания качества гжельской глины с целью получения строительного кирпича. Поставка гжельской глины для Гончарной слободы и для первого в России кирпичного завода Афанасия Гребенщикова. Выпуск русской «ценинной» посуды. Производство традиционных товаров - дешевой бытовой обиходной посуды; кружек, игрушек, свистулек, а также строительной керамики: плитки, черепицы, кирпича. Овладение технологией производства майолики на заводе Гребенщикова гжельскими вольнонаемными мастерами.
1744 г – работа комиссии по «приисканию глин» и их изучения с целью получения из них фарфора. Открытие Виноградовым Д.И. секрета производства фарфора в 1747 году. Мнение Ломоносова М.В. о качестве гжельской глины. Императорский фарфоровый завод. Фарфоровый завод Ф. Гарднера в с. Вербилки. Выполнение царских заказов, в частности, т.н. «орденских» сервизов.
Появление в Гжели первых майоликовых фабрик с использованием наемной рабочей силы (1760-1770 гг). Продукция гжельских мастеров - конкурент для изделий завода Гребенщикова. Разорение и закрытие завода Гребенщикова.
Гжель – как признанный центр художественной керамики. Самобытная форма и оригинальная роспись - отличительные черты гжельской майолики. Богатейший ассортимент: столовая посуда, кружки, кувшины и т.д. Изготовление обычной гончарной посуды. Новые виды: чернолощеная и поливная. Формирование гжельского стиля в керамике. 1770-1780 гг. - расцвет производства майолики. Гжельская майолика XVIII века - самостоятельное художественное явление. Популярность и авторитет гжельского керамического промысла.
Появление на русском рынке отечественного и зарубежного фаянса.
Методические рекомендации
Во второй половине XVIII века в развитии керамического производства Гжели произошёл существенный скачок. Он был связан с деятельностью первой русской ценинной фабрики А.К. Гребенщикова. Тесные связи А.К. Гребенщикова с Гжелью, откуда он возил глину и нанимал рабочих, способствовали проникновению в подмосковный гончарный район майолики. Гжельские керамисты, позаимствовав у Гребенщикова технологические основы производства, усовершенствовали его и нашли целый ряд новых самостоятельных решений. В период расцвета (1770 - 1780 - е гг.) производилась майолика с многоцветной росписью по белой эмали, выпускалась разнообразная посуда: супницы, кружки, тарелки, блюда, кувшины.
Гжельцы создали самобытный стиль майоликовых изделий. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов и квасников. Излюбленными мотивами росписи были сказочные архитектурные пейзажи, невиданные цветы и травы, фантастические птицы и звери. Многие гжельские сосуды, в первую очередь квасники и кумганы, украшены скульптурой.
На рубеже XVIII - XIX веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс.
Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда была освоена гончарами Гжели техника изготовления поливной посуды?
2. Когда и кем была открыта в России первая майоликовая мануфактура?
3. Чем было обусловлено появление майоликовой мануфактуры?
4. Что связывало А.К.Гребенщикова с Гжелью?
5. В чем заключалась деятельность А.К. Гребенщикова и Д.И.Виноградова в Гжельской волости в середине XVIII в.?
6. Что способствовало появлению первых майоликовых мастерских в Гжели в середине XVIII в.?
7. Какие социокультурные изменения в стране, а также в политике государства обусловили появление и развитие майоликовых производств в Гжели во 2-й половине XVIII в.?
8. Что представляли собой гжельские майоликовые заводы 2-й половины XVIII в. по форме производства?
9. Какие виды кувшинов изготавливались в Гжели в конце XVIII в.?
10. В чем заключается своеобразие гжельских майоликовых изделий?
11. Подробно опишите гжельские майоликовые кувшин, квасник, кумган (ведущие мотивы в декоре, основные цвета, форма).
12. Расскажите об ассортименте майоликовых изделий конца XVIII в.
13. Как повлиял рост производства майоликовой посуды в Гжели в середине XVIII в на быт русского провинциального дворянства?
14. Назовите факторы, обусловившие сокращение производства и, впоследствии, закрытие завода А.К. Гребенщикова?
15. Назовите владельцев наиболее крупных майоликовых заводов.
16. В чем заключается особенность декорирования гжельских майоликовых изделий?