Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Григорьев называл себя «последним романтиком», влияние франц. романтизма (В. Гюго)



Испытал Ф. М. Достоевский.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религ. понимание истории

как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана

«спасения» человека.

ПРОГРЕСС (от пат. progressus — движение вперёд, успех), тип, направление развития,

Характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более

Совершенному.

РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум),

Филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение),

Направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой

Достоверного познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё

содержание познания из деятельности органов чувств. С. близок эмпиризму,

Признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.

СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений рус. обществ. и филос. мысли

Х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути историч. развития

России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12. 1903, Брайтон), англ. философ и

социолог, один из родоначальников позитивизма.

СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к

Действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С.— один из

Осн. гносеологич. источников идеализма. Сущность С. состоит в абсолютизации активной

Роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания.

СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (этико-социологи-ческая школа), теоретич.

воззрения на обществ.-историч. процесс ряда представителей народничества. С. с.

Сформировалась в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 19 в. и изложена в трудах П. Л. Лаврова и Н.

К. Михайловского.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеология, эпистемология, раздел философии, в к-ром

Изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к

Реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его

Достоверности и истинности. Т. п. как филос. дисциплина анализирует всеобщие

Основания, дающие возможность рассматривать познават. результат как знание,

Выражающее реальное, истинное положение вещей. Два осн. направления в Т. п.—

Материализм и идеализм.).

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,

Рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую

Реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и

Случайность.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария,— 13.9.1872,

Рехенберг, близ Нюрнберга), нем. философ-материалист и атеист.

ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва,— 14(26).4.1856, там же], рус.

Мыслитель и публицист. Друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз

Благоденствия», в 1821 в Сев. об-во декабристов, но деятельным членом тайных об-в не

Был и относился к ним сдержанно-скептически. Во время путешествия за границей в

Познакомился с Шеллингом и Ламенне, ре-лиг.-филос. идеи к-рых оказали на

Него глубокое воздействие. В 1829—31 создал своё гл. произв.— «Письма о философии

Истории» (на франц. яз.), за к-рым утвердилось назв. «Философических писем».

Обнародование первого из них в журн. «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство

Властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России

От «всемирного воспитания человеч. рода», нац. самодовольства и духовного застоя,

Препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше историч. миссии.

«Высочайшим повелением» Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на

обвинения в недостатке патриотизма «Апология ______________сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о

России, утверждал, что «...мы призваны решить большую часть проблем социального

порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Соч. и

Письма, т. 2, М., 1914, с. 227), при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый к.-л.

Возможности объясниться в печати, Ч. тем не менее оставался влият. мыслителем,

Оказавшим значит. воздействие (особенно постановкой проблемы историч. судеб России)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.