Григорьев называл себя «последним романтиком», влияние франц. романтизма (В. Гюго)
Испытал Ф. М. Достоевский.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религ. понимание истории
как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана
«спасения» человека.
ПРОГРЕСС (от пат. progressus — движение вперёд, успех), тип, направление развития,
Характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более
Совершенному.
РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум),
Филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение),
Направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой
Достоверного познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё
содержание познания из деятельности органов чувств. С. близок эмпиризму,
Признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.
СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений рус. обществ. и филос. мысли
Х гг. 19 в., выступившие с обоснованием самобытного пути историч. развития
России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12. 1903, Брайтон), англ. философ и
социолог, один из родоначальников позитивизма.
СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к
Действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С.— один из
Осн. гносеологич. источников идеализма. Сущность С. состоит в абсолютизации активной
Роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания.
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (этико-социологи-ческая школа), теоретич.
воззрения на обществ.-историч. процесс ряда представителей народничества. С. с.
Сформировалась в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 19 в. и изложена в трудах П. Л. Лаврова и Н.
К. Михайловского.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеология, эпистемология, раздел философии, в к-ром
Изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к
Реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его
Достоверности и истинности. Т. п. как филос. дисциплина анализирует всеобщие
Основания, дающие возможность рассматривать познават. результат как знание,
Выражающее реальное, истинное положение вещей. Два осн. направления в Т. п.—
Материализм и идеализм.).
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,
Рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую
Реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и
Случайность.
ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария,— 13.9.1872,
Рехенберг, близ Нюрнберга), нем. философ-материалист и атеист.
ЧААДАЕВ Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва,— 14(26).4.1856, там же], рус.
Мыслитель и публицист. Друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз
Благоденствия», в 1821 в Сев. об-во декабристов, но деятельным членом тайных об-в не
Был и относился к ним сдержанно-скептически. Во время путешествия за границей в
Познакомился с Шеллингом и Ламенне, ре-лиг.-филос. идеи к-рых оказали на
Него глубокое воздействие. В 1829—31 создал своё гл. произв.— «Письма о философии
Истории» (на франц. яз.), за к-рым утвердилось назв. «Философических писем».
Обнародование первого из них в журн. «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство
Властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России
От «всемирного воспитания человеч. рода», нац. самодовольства и духовного застоя,
Препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше историч. миссии.
«Высочайшим повелением» Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответ на
обвинения в недостатке патриотизма «Апология ______________сумасшедшего» (1837), где Ч., говоря о
России, утверждал, что «...мы призваны решить большую часть проблем социального
порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Соч. и
Письма, т. 2, М., 1914, с. 227), при жизни Ч. напечатана не была. Лишённый к.-л.
Возможности объясниться в печати, Ч. тем не менее оставался влият. мыслителем,
Оказавшим значит. воздействие (особенно постановкой проблемы историч. судеб России)
Поиск по сайту:
|