Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. — особенный, своеобразный и — пишу), гл.



Обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность к-рого

Состоит в описании индивидуальных особенностей историч. фактов, формируемых

Наукой на основе «отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается

Способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности

«существенных». Представления о «ценности» помогают отличать культурные феномены

От природных. Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом.

ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individualisme), тип мировоззрения, сутью к-рого является

В конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности

Обществу, причём не какому-то определ. социальному строю, а обществу вообще.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от пат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение

Идеалистич. течений в философии, к-рые, в противоположность рационализму,

Ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой

Миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный

И иррациональный характер самого бытия.

ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его

Таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, составная часть марксистско-ленинской

Философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич.

Законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций.

КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724,. Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там же),

Нем. философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. Прожил всю жизнь в

Кенигсберге, где окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-

Та. В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и

«критический». В т. н. докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. познания

Вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда

Терминологии); в т. н. критич. период — отрицает возможность такого познания на

Основании предварит. исследования форм познания.

KOHT (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из

Основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-

Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные

Соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду

Творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной

Философии».

«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.

Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в

Легальной печати (отсюда назв.) в 90-х гг. 19 в. npoтив народничества, используя отд.

Марксистские идеи.

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг,— 14.11.1716, Ганновер),

Нем. философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Л.

Стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим

Науч. знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями к-

Рой были универсальность и строгость филос. рассуждений.).

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25). 1.1831, Кудиново, ныне

Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне

Загорск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл

Статьями о практич. политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия

И славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого,

Об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием

Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклич. развития— первичной

«простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что

Служит у Л. дополнит, обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс.

Действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».

ЛИЧНОСТЬ, общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как

Субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2)

Устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.