ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. — особенный, своеобразный и — пишу), гл.
Обр. в неокантианстве баденской школы метод историч. наук о культуре, сущность к-рого
Состоит в описании индивидуальных особенностей историч. фактов, формируемых
Наукой на основе «отнесения к ценности» (Wertbeziehung). Под последним понимается
Способ выделения среди индивидуальных событий и явлений действительности
«существенных». Представления о «ценности» помогают отличать культурные феномены
От природных. Введено Виндельбандом, подробно развито Риккертом.
ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individualisme), тип мировоззрения, сутью к-рого является
В конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности
Обществу, причём не какому-то определ. социальному строю, а обществу вообще.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от пат. irrationalis — неразумный, бессознательный), обозначение
Идеалистич. течений в философии, к-рые, в противоположность рационализму,
Ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой
Миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный
И иррациональный характер самого бытия.
ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его
Таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, составная часть марксистско-ленинской
Философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфич.
Законах функционирования и развития обществ.-экономич. формаций.
КАНТ (Kant) Иммануил (22.4.1724,. Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там же),
Нем. философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. Прожил всю жизнь в
Кенигсберге, где окончил ун-т (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 проф. ун-
Та. В филос. развитии К. различают два периода — «до-критический» (до 1770) и
«критический». В т. н. докри-тич. период К. признаёт возможность умозрит. познания
Вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда
Терминологии); в т. н. критич. период — отрицает возможность такого познания на
Основании предварит. исследования форм познания.
KOHT (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из
Основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные
Соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду
Творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной
Философии».
«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ», идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Б.
Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.) выступили в
Легальной печати (отсюда назв.) в 90-х гг. 19 в. npoтив народничества, используя отд.
Марксистские идеи.
ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг,— 14.11.1716, Ганновер),
Нем. философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Л.
Стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии с новейшим
Науч. знанием на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями к-
Рой были универсальность и строгость филос. рассуждений.).
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич [13(25). 1.1831, Кудиново, ныне
Малоярославецкого р-на Калужской обл.,—12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне
Загорск Моск. обл.], рус. писатель, публицист и лит. критик. Известность приобрёл
Статьями о практич. политике и на культурно-историч. темы (сб. статей «Восток, Россия
И славянство», т. 1—2, 1885—86), а также лит.-критич. этюдами (о романах Л. Толстого,
Об И. С. Тургеневе и др.). Культурно-историч. взгляды Л., сложившиеся под влиянием
Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклич. развития— первичной
«простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения», что
Служит у Л. дополнит, обоснованием идеала «красочной и многообразной» росс.
Действительности, противопоставленной зап. «всесмешению» и «всеблаженству».
ЛИЧНОСТЬ, общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как
Субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2)
Устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена
Поиск по сайту:
|