Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономические взгляды



Содержание социальных категорий, к оценке которых прибегают христианские

социалисты, не совпадает с социологически привычными. К примеру, мещанство есть в

первую очередь, и главным образом отрицание яркой, творчески оригинальной личности.

Такие определения социального связаны с тем, что русской этике не свойственны

экономически продуктивные добродетели.

Поскольку в истории виделись именно идеальные цели, понятие прогресса заменялось

в выработанной христианскими социалистами доктрине понятием «смысл истории».

Христианство — спасение мира в смысле сохранения всех истинных ценностей, когда-либо

созданных в этом мире. В этом и заключается подлинный эволюционизм, признающий

подлинную значимость исторического в смысле истории.

Христианские социалисты отрицали вслед за предшественниками

рационалистическое понимание хозяйства, говорили о политэкономии как прикладной этике

и ставили вопрос о «христианской политэкономии». В этом явно проступала связь с

этической или исторической школой в экономической науке. Вместе с тем было и

существенное различие. Материальное освобождение из-под власти природы

воспринималось как условие для духовной жизни. Провозглашалась самоценность

человеческой личности и делалось однозначное заключение о несовпадении ее интересов с

органическими принципами капитализма. Хозяйственная необходимость соотносилась с

правом человека на выбор форм хозяйственной деятельности. Осмысливали христианские

социалисты и понятие «духовная атмосфера эпохи». В этом контексте они ставили вопрос о

духовном состоянии, этических установках и поступках собственника.

Социально-экономическая доктрина, сформулированная христианскими

социалистами, имеет определенную стройность и завершенность. Христианские социалисты

были принципиально не согласны с постулатом о детерминированности сознания

преобладающим способом материального производства. Они исходили из того, что корни

экономического поведения находятся в сфере сознания и культуры, и доказательство тому

видели в способности людей выносить самые крайние материальные невзгоды во имя идей,

существующих исключительно в сфере духа. Христианские социалисты отрицали прогресс

как движение по некоторой прямой к цели, мыслимой вполне материально. Такая постановка

вопроса означала для них ограниченный позитивизм, утративший чувство трагизма жизни.

Носители идей христианского социализма не верили в возможность устранения зла и

противоречий жизни через материальное, социальное развитие. С.Н. Булгаков видел в

теории прогресса обусловленный преклонением перед эмпирическим человечеством идею

«унавоживания прошлыми поколениями гармонии грядущих». Н.А. Бердяев скажет об этом

же по-другому: кучка людей, счастливо устроившихся на груде наших трупов, не может

быть нашей целью. Итак, они ставили проблему господства идеальных целей в истории, тему

стоимости будущей гармонии, тему смысла истории. Прогресс — движение от сущего к

должному, а в развитии человека — должное — это духовные ценности. О сохранении всех

подлинных ценностей, когда-либо созданных в этом мире, и следует беспокоиться.

Пафос исторических концепций христианских социалистов направлен против тех

рационалистических экономических теорий, которые пришли в Россию из Западной Европы.

Истоки экономизма они видели в гуманистической культуре, поставившей человека в центр

философии, что означало на низах культуры превращение гуманизма возрождения в мелкий

наивный мещанский эгоизм. Этим маленьким человеком и занялась политэкономия со

времен Давида Рикардо.

В центр политэкономии христианские социалисты ставят этические запросы

современного человечества и, таким образом, превращают эту науку в прикладную этику.

Философия хозяйства, которую создавал С.Н. Булгаков, фактически теряла какую-либо

автономию в качестве научной дисциплины и связывала воедино научное, философское и

религиозное познание. С этой точки зрения политэкономия призвана обнаруживать

требования социальной морали. В концепциях христианских социалистов экономические

факты получили религиозное освещение. В своих работах они исследовали этический

элемент, присутствующий в труде, его отражение в сознании русского крестьянина, в

хозяйственной жизни монастырей и др.

Одним из важнейших факторов хозяйства они считали религиозное самоопределение

личности. Из чего следовало, что экономическая доктрина, наука должна брать в расчет не

только объективно присутствующую в хозяйстве необходимость, но и свободу, заложенную

в творчестве человека. Носители идей христианского социализма много говорили о

необходимости исторического психологизма, позволяющего выделить духовную атмосферу

эпохи, психологию хозяйственных эпох, уловить динамику в смене хозяйственных

мировоззрений. Именно в этом историческом контексте предлагались классификации

хозяйственных систем. Так, М.И. Туган-Барановский разделил все хозяйства на

гармонические и антагонистические, исходя из того, в каком подчиненном или свободном

положении находится в них непосредственный производитель, является ли человек целью

или средством хозяйственной деятельности.

При оформлении концепций было отчетливо выражено понимание того, что движение

к осуществлению идеальных целей может быть только эволюционным. В центре

оказывались проблемы исторической эволюции традиционных российских социально-

хозяйственных форм. Острейший интерес был проявлен к судьбам крестьянского хозяйства,

целый ряд наблюдений касался самых разных форм организации труда. Христианскими

социалистами была выработана идеалистическая критика капитализма. Главным

противоречием этого строя, превращающим его в тормоз для раскрытия духовных,

творческих сил человека, признавалось противоречие между производством как средством

удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала.

Проявление личности в хозяйстве — вот стержень исторических концепций христианских

социалистов. Изучение субъективно-психологических сторон, складывание спроса и

предложения на рынке, рыночная стоимость как равновесие субъективных человеческих

устремлений — центр теории ценностей М.И. Туган-Барановского. В социальной теории

распределения особый вес был придан социальным факторам хозяйства. Было подвергнуто

критике упрощенное понимание труда, обоснована равнозначность экономически

непроизводительного и живого труда. Восприятие лишь физического труда как собственно

труда оценивалось как следствие количественного миропонимания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.