Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные линии истории России



Концепция русского исторического процесса у Ключевского развивалась и

оттачивалась десятилетиями. Особенно серьезные изменения в понимании соотношения

роли народа и государства произошли в процессе его работы над докторской диссертацией

«Боярская дума».

Народу как понятию этническому и этическому Ключевский отводил в своей

концепции роль основной силы в истории образования и развития государства. «...Мы

заставляем Россию столько раз умирать, переживать столько метапсихозов только потому,

что сосредотачиваем свое внимание исключительно на технике ее правительственной

машины, надеемся разглядеть общество, смотря на него сквозь сеть правивших им

учреждений, а не наоборот». Между государством и народом находится элита.

Государственное строительство сопряжено с периодической сменой элит. Рассматривая

обстоятельства успеха или, наоборот, неудачи, Ключевский считал обязательным учитывать

наличие или отсутствие «вкуса к власти», осознания необходимости упрочения

политических прав правящим классом. Он изучал средства и механизмы реализации элитой

ее притязаний, умения влиять на общество, анализировать соответствие реальных интересов

и деклараций. Счеты и ссоры внутри элиты и отсутствие внимания к проблеме

взаимоотношений элиты с государством, с одной стороны, и народом — с другой, неумение

тщательно выстраивать линию взаимоотношений по этим двум направлениям вели к потере

элитой своего господствующего положения. «Правящая знать оказалась на низшем уровне

понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими

исполнительными органами — участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко

поднимающиеся над низменной действительностью». Государство, по мнению Ключевского,

опирается на устойчивые общие интересы, на широкие общественные связи.

Для каждой эпохи, любого эпизода или действовавшего лица Ключевский умел

находить красочный, запоминающийся образ или точное понятие, так или иначе обращенное

к национальному и общественному самосознанию. Историк апеллировал к историческому

чувству читателя: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас

должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно

действующим гражданином».

Исследование феномена народной памяти, по мнению Ключевского, открывало

историку пути познания прошлого, особенно глубокого прошлого: «Начало истории народа...

надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и

должно указывать путь к началу его истории». Его интересовали механизмы сохранения

народной памяти (народного отношения) «сквозь века» по отношению к конкретным людям,

явлениям и событиям. Он искал и находил их «следы» (в народных обычаях, поверьях и пр.),

давал им объяснение. И наоборот, в случае забвения, сам факт которого свидетельствует о

незрелости конкретных народов, по Ключевскому, вступает в свои права исторический

закон. В этом случае последний выступает в роли строгого, неумолимого дядьки и бывает

даже их палачом, когда «глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к

историческому самозабвению». Историк размышлял о механизмах поддержания

исторической памяти. Для современников определяющим было личное впечатление. Они

оставляли после себя историческое воспоминание, которое со временем тускнело. Церковная

память превращала, по мнению Ключевского, впечатление в привычное, поднимающее дух,

настроение, «этим настроением народ жил целые века; оно помогало ему устроить свою

внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок». При рассмотрении

понятия о народе он придавал особое значение его этнической и ментальной составляющим,

а также национальному самочувствию в конкретные исторические эпохи (религиозному и

государственному).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.