Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение трудов Устрялова



В «системе прагматической истории» Устрялова нашли отражение некоторые

характерные для отечественной историографии 20-40-х гг. XIX в. идеи, в том числе:

определение предмета исторической науки — история российского государства и

гражданского быта; представление о ходе истории как непрерывном, поступательном

процессе, обусловленном внутренними причинами; глубокое изучение источников. Устрялов

предложил свою схему русской истории, привлек внимание к некоторым

малоисследованным проблемам, дал новые определения отдельным явлениям и процессам.

Впервые в отечественной историографии он рассмотрел вопрос о разделении Руси на

восточную и западную, обратил внимание на историю Литовского княжества. Под новым

углом зрения он представил удельную систему. Она, по его мнению, несмотря на

Междоусобия, сохранила целостность государства, способствовала развитию торговли и

промышленности и т.п. Устрялов представил историческое обозрение царствования

Николая I.

Об Устрялове писали немного в XIX в., еще меньше в XX в. Советская историография

рассматривала его историческую концепцию как историческое обоснование «теории

официальной народности». Действительно основы российской истории он видел в

самодержавии, православии, народности, и его работы могли быть использованы с

политической целью. Однако это не умаляет научного значения его трудов. Историческая

концепция Устрялова является результатом глубокого исследования истории России на

основе таких принципов познания, которые в его время определяли направление развития

исторической науки. Его исторические труды вписываются в контекст развития

исторических знаний 20-40-х гг. XIX в. Они способствовали формированию у его

современников представлений об истории России.

Литература

Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Прагматический бытописатель: Николай Герасимович

Устрялов// Историки России XVIII — начала XX века. М., 1996.

Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Разъяснять явления русской жизни из нее самой: Михаил

Петрович Погодин //Историки России XVIII — начала XX века. М., 1996.

Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. История. Публицист. М., 1999.

3.3. Исторические взгляды славянофилов

Большое влияние на русскую историографию оказал славянофильский кружок 30-50-х

гг. XIX в. Идеи, высказанные его представителями в журнальных статьях и салонных

дискуссиях, воздействовали на самые различные направления русской исторической мысли

— от консервативно-монархического до народнического.

Нередко говорят об «умозрительном» отношении славянофилов к истории,

недостаточном якобы знании ее фактической стороны, поверхностности. Эти обвинения

являются результатом недопонимания тех методологических принципов, которые лежали в

основе их историко-социологических построений. Действительно, восприятие некоторыми

представителями «московского направления» исторического процесса коренным образом

отличалось от его трактовки позитивистской историографией. Цель славянофилов состояла

не в том, чтобы обработать максимально возможное количество фактов и выявить связи

между ними (подобный подход к истории они считали слишком поверхностным), а в том,

чтобы понять внутренний смысл исторического процесса. Весьма характерна в этом

отношении мысль А.С. Хомякова, высказанная им в «Записках о всемирной истории»: «Все

настоящее имеет свои корни в старине; даже самое неожиданное и странное явление, будучи

хорошо исследовано, приводит нас или к своему зародышу, который есть не что иное, как

плод прошедшего времени, или к своей прививке, или к явлению древнейшему, которое в

нем поглотилось». Для Хомякова было характерно стремление выявить «корни»,

«зародыши», скрывающиеся в глубине истории, которые в славянофильской публицистике

обычно обозначались термином «начала». Поиск «начал» того или иного явления был

характерен не только для главы «московского направления», но и для других его ведущих

идеологов: И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина.

Следует отметить, что далеко не всем славянофилам был присущ столь широкий

философский подход к историческому материалу. Например, Д.А. Валуев и П.В. Киреевский

получили широкую известность как собиратели русских древностей и фольклора, а И.Д.

Беляев оставил после себя целый ряд крупных монографических работ, посвященных

отдельным локальным проблемам русской истории. И все же именно «старшим

славянофилам» принадлежит заслуга разработки оригинальной историософской концепции,

в рамках которой развивались взгляды других представителей «московского кружка».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.