Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Начало русской истории



«Россия — огромный мир», — писал Погодин. Она обладает неизмеримыми

пространствами и богатствами «вещественных и духовных сил». Выяснить, как сложился

этот «колосс», как «сосредоточились, как сохраняются в одной руке все сии силы» —

главная задача исторической науки. Для ее решения ученый предлагает обратиться к

изучению начала истории, т.е. истоков образования государства, ибо «начало государства

есть самая важная, самая существенная часть, краеугольный камень» истории. Следует также

показать отличительные свойства и судьбу российского государства в сравнении с историей

других государств и народов. Отсюда две основные проблемы в изучении истории России

Погодиным: происхождение государства на Руси и соотношение основных моментов его

развития с явлениями и процессами, имевшими место в странах Западной Европы.

Начинает свои исторические исследования Погодин с выяснения, кто были варяго-

русы, т.е. племена, которые являлись основателями Русского государства. Он тщательно

изучил источники, в первую очередь летопись, известия византийские и западные,

свидетельства арабских авторов, провел анализ языка, обратился к религии, обычаям,

действиям первых русских князей и пришел к выводу о скандинавском происхождении

варягов-русов. Изучение славянских племен привело его к заключению, что славяне как

особый народ были известны более чем за тысячу лет до Рюрика. Они жили общинами, как

племя, управлялись родоначальниками и старейшинами. Это объясняет, почему пришлые

варяги подчинились туземцам и через два-три века потерялись в славянском населении,

оставив следы только в гражданском устройстве.

Обращаясь непосредственно к проблеме образования государства, Погодин исходил

из того, что, как все существующее в мире, оно начинается «неприметной точкой». Задача

историка «уловить ее в человеческом хаосе, проследить ее постепенное увеличение, все

моменты, все эпохии развития, пока эта точка через много лет забьется жизнью, установится

на своем месте, примет лицо, оденется плотью, укрепится костями и начнет действовать».

Такой точкой для России явилось, по его мнению, призвание Рюрика новгородцами. Но это

еще нельзя безусловно назвать началом Русского государства, предупреждал Погодин.

Главный результат призвания Рюрика — начало династии. Для Погодина именно этот факт

являлся наиболее важным: «началось преемство, стало за кем следить». Роду Рюрика было

предназначено основать впоследствии величайшее государство в мире.

Судьба династии определяла последующее развитие русской истории, а ее сохранение

стало основным делом русской истории. Направляемая Божественным промыслом она

«чудесно» охранялась от прекращения. Одни князья сменяли других. Младенец Игорь

«тонкой нитью» связывал начало истории с последующими событиями. Он убит, но есть

Ольга, Святославу не удалось остаться в Болгарии, хотя он хотел. Погодин находил связь

между смертью в Угличе царевича Дмитрия и Петром I, заявляя, что «не прекратись род

Московских князей — не было бы Романовых, не было бы Петра». В этих утверждениях

ученого ясно проявляется его мистическое представление об историческом процессе.

Этапы русской истории

Призвание Рюрика, который положил начало русской истории, Погодин рассматривал

как первый ее этап и называл его норманнским. Норманны раскинули план будущего

государства, наметили его пределы. Но о государстве как целом, хотя, как определял

Погодин, и «сметанным на живую нитку», можно говорить лишь с Ярослава: «все племена и

города находились в подданстве у одного князя (а после одного рода), были одного

происхождения, говорили одним языком... исповедывали одну веру».

Временем от кончины Ярослава до нашествия монголов Погодин датировал удельный

период. Тогда на первом плане был вопрос о праве наследования великокняжеского

престола, т.е. вопрос династический. Господствовало право старшего в роде. Власть

великого князя определялась его личными качествами и обстоятельствами. Земли Руси

находились в общинном владении княжеского рода. Все князья были равны между собой.

Однако каждый князь стремился обособиться в своем уделе и в тоже время вел борьбу за

великокняжеский престол.

Следующий период в определении Погодина — монгольский (до образования и

становления Московского государства). Затем наступает новая эпоха — европейско-русская,

или западно-восточная, и, наконец, период национально-самобытный. Ему и принадлежит

будущее. Пожалуй, более определенно общие представления об истории России отражены

Погодиным не в ее периодизации, а в перечислении им основных происшествий,

составляющих, по его определению, существо русской истории. Среди них основание

государства, принятие христианской веры, столица Москва, Донское побоище,

освобождение России от поляков, Полтавская битва, сожжение Москвы в 1812 г. и «самое к

нам близкое, самое радостное, животрепещущее — освобождение двадцати пяти миллионов

крепостного народа».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.