Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние взглядов Каченовского на его учеников



Свои взгляды на древние русские памятники и содержание русской истории

Каченовский излагал в лекциях, читаемых им в Московском университете. Плодом этих

чтений было несколько исторических сочинений, написанных его слушателями. В 1830 г. в

«Вестнике Европы» появилась первая статья из этой серии работ. Она была написана

молодым ученым В. Виноградовым. Само название статьи — «О скудности и

сомнительности происшествий первого века нашей древней истории от основания

государства до смерти Игоря, т.е. до 945 г.» — отражало суть рассматриваемой проблемы.

Исходным положением статьи было утверждение, что «каждое царство и каждый народ до

развития сил гражданских, имеет свой век баснословный».

В начале 30-х гг. последовали публикации в «Ученых записках» Московского

университета с подзаголовком «От профессора Каченовского». В них его ученики — С.

Строев, В. Шеншин, Н. Сазонов, Н. Стрекалов — выражали мнение о том, что на место

«слепого доверия» летописям придет новый взгляд на русскую историю, откроется

«истинное представление о минувших судьбах нашего отечества». Недоверие к летописям

высказывали и другие ученые, например О.М. Бодянский, в будущем один из основателей

отечественного славяноведения; один из крупнейших археографов первой половины XIX в.,

старший брат С. Строева — П.М. Строев; Я.И. Бередников, впоследствии редактор «Полного

собрания русских летописей». «Молодость охотно верит, но и сомневается охотно, охотно

любит новое, самобытное мнение, — замечал К.С. Аксаков, — и исторический скептицизм

Каченовского нашел сильное сочувствие во всех нас. Строев, Бодянский с жаром развивали

его мысль. Станкевич, хотя не занимался русской историей, но так же думал. Я тоже был

увлечен». Однако из учеников Каченовского только С. Строев продолжал писать в том же

духе еще некоторое время. Остальные ограничились студенческой статьей. Но журналисты

направление их деятельности, писал Погодин, «признали скептическим, и пошли гулять по

свету скептики».

Вслед за своим учителем скептики приняли идею «философского» подхода к истории.

Целью изучения прошлого ставили поиск общих законов и открытие в них «истин бытия»,

истины, «полезной для государства». Средство познания «минувшей судьбы отечества» они

видели в очищении источников в «горниле критики». Главным для них было раскрытие

внутреннего содержания древних русских памятников в отношении к реальным условиям

развития общественного строя Руси и стран Западной Европы. Однако в своем практическом

выражении такой подход не дал положительных результатов, поскольку изначальные

представления скептиков об уровне развития Древней Руси не имели под собой оснований.

Они считали славян дикими племенами, с примитивным общественным строем, отсутствием

общественных институтов и письменности. Древняя история, как она представлена в

летописи, утверждали они, «совершенно не в духе IX-X столетия», поскольку показывает,

что в это время существовало на Руси государство, находящееся в цветущем состоянии,

имевшее богатые города, гражданские законы и т.п. Признание первоначальной летописи и

«Русской Правды» памятниками XI в., считали они, заставило бы утверждать превосходство

Руси над современными ей западноевропейскими народами. О недостоверности сообщаемых

в летописи известий говорили также разночтения, имевшие место в описании событий в

летописи и иностранных источниках («бескорыстных» писателей). Подтверждало это и

«сухость» изложения событий до смерти Игоря, отсутствие годовых описаний княжений

Игоря и Ольги, различия в датировке и др. Отсутствие иностранных свидетельств о

происхождении Рюрика и славян, походах Олега и Игоря послужило скептикам основанием

для выводов о невозможности существования договоров русских князей с Византией. Они не

были убеждены и в авторстве Нестора.

Таким образом, и Каченовский и его ученики пришли к выводу, что летописи «не

только не соответствуют первому веку нашего младенческого государства, но и всеобщему

духу европейских государств того времени», следовательно, они составлены в более

позднюю эпоху, не ранее XIII-XIV вв. В конечном итоге недоверие к древнейшим

памятникам привело их к утверждению, что «история наша не может быть подведена под

строгую историческую истину».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.