Влияние взглядов Каченовского на его учеников
Свои взгляды на древние русские памятники и содержание русской истории
Каченовский излагал в лекциях, читаемых им в Московском университете. Плодом этих
чтений было несколько исторических сочинений, написанных его слушателями. В 1830 г. в
«Вестнике Европы» появилась первая статья из этой серии работ. Она была написана
молодым ученым В. Виноградовым. Само название статьи — «О скудности и
сомнительности происшествий первого века нашей древней истории от основания
государства до смерти Игоря, т.е. до 945 г.» — отражало суть рассматриваемой проблемы.
Исходным положением статьи было утверждение, что «каждое царство и каждый народ до
развития сил гражданских, имеет свой век баснословный».
В начале 30-х гг. последовали публикации в «Ученых записках» Московского
университета с подзаголовком «От профессора Каченовского». В них его ученики — С.
Строев, В. Шеншин, Н. Сазонов, Н. Стрекалов — выражали мнение о том, что на место
«слепого доверия» летописям придет новый взгляд на русскую историю, откроется
«истинное представление о минувших судьбах нашего отечества». Недоверие к летописям
высказывали и другие ученые, например О.М. Бодянский, в будущем один из основателей
отечественного славяноведения; один из крупнейших археографов первой половины XIX в.,
старший брат С. Строева — П.М. Строев; Я.И. Бередников, впоследствии редактор «Полного
собрания русских летописей». «Молодость охотно верит, но и сомневается охотно, охотно
любит новое, самобытное мнение, — замечал К.С. Аксаков, — и исторический скептицизм
Каченовского нашел сильное сочувствие во всех нас. Строев, Бодянский с жаром развивали
его мысль. Станкевич, хотя не занимался русской историей, но так же думал. Я тоже был
увлечен». Однако из учеников Каченовского только С. Строев продолжал писать в том же
духе еще некоторое время. Остальные ограничились студенческой статьей. Но журналисты
направление их деятельности, писал Погодин, «признали скептическим, и пошли гулять по
свету скептики».
Вслед за своим учителем скептики приняли идею «философского» подхода к истории.
Целью изучения прошлого ставили поиск общих законов и открытие в них «истин бытия»,
истины, «полезной для государства». Средство познания «минувшей судьбы отечества» они
видели в очищении источников в «горниле критики». Главным для них было раскрытие
внутреннего содержания древних русских памятников в отношении к реальным условиям
развития общественного строя Руси и стран Западной Европы. Однако в своем практическом
выражении такой подход не дал положительных результатов, поскольку изначальные
представления скептиков об уровне развития Древней Руси не имели под собой оснований.
Они считали славян дикими племенами, с примитивным общественным строем, отсутствием
общественных институтов и письменности. Древняя история, как она представлена в
летописи, утверждали они, «совершенно не в духе IX-X столетия», поскольку показывает,
что в это время существовало на Руси государство, находящееся в цветущем состоянии,
имевшее богатые города, гражданские законы и т.п. Признание первоначальной летописи и
«Русской Правды» памятниками XI в., считали они, заставило бы утверждать превосходство
Руси над современными ей западноевропейскими народами. О недостоверности сообщаемых
в летописи известий говорили также разночтения, имевшие место в описании событий в
летописи и иностранных источниках («бескорыстных» писателей). Подтверждало это и
«сухость» изложения событий до смерти Игоря, отсутствие годовых описаний княжений
Игоря и Ольги, различия в датировке и др. Отсутствие иностранных свидетельств о
происхождении Рюрика и славян, походах Олега и Игоря послужило скептикам основанием
для выводов о невозможности существования договоров русских князей с Византией. Они не
были убеждены и в авторстве Нестора.
Таким образом, и Каченовский и его ученики пришли к выводу, что летописи «не
только не соответствуют первому веку нашего младенческого государства, но и всеобщему
духу европейских государств того времени», следовательно, они составлены в более
позднюю эпоху, не ранее XIII-XIV вв. В конечном итоге недоверие к древнейшим
памятникам привело их к утверждению, что «история наша не может быть подведена под
строгую историческую истину».
Поиск по сайту:
|