Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Происхождение государства



Изучая русскую историю, Полевой сосредоточил внимание на проблеме

происхождения государства. Он исходил из понимания того, что государство создается

постепенно, исторически. Поэтому, полагал он, в словах «русское государство» в отношении

к первому периоду русской истории содержится ошибка. Древняя история России может

быть только «историей русского народа», а не историей русского государства. Это

положение определило его схему русской истории. Первый период — время истории

русского народа. Второй — история русского царства. Третий — российская империя.

Границы этих периодов: вторжение варягов, затем монголов и вступление России в

европейскую систему при Петре. Полевой отверг два принципиальных положения

предшествующей историографии — установление государства на Руси с приходом варягов и

факт добровольного их призвания. Он категорически заявил, что известие «о призвании

варягов оказывается недостоверно и несообразно». Как и другие народы Европы, славяне

были покорены выходцами из германских и скандинавских земель, которые «на мечах»

положили начало общественным образованиям.

Феодализм на Руси

Полевой предложил своеобразную концепцию феодализма на Руси. Начало ее он

связывал с норманнским вторжением, что имело место и в других странах. Завоеватели

строили городки-крепости, владетели их назывались князьями и повиновались власти

главного князя-варяга, который имел значение «повелителя в действии». Каждый князь имел

полную власть в местах своего княжения. Полевой называл такое состояние общества

«феодализмом норманнским». С XI в. он констатирует изменение характера отношений.

Малочисленность варягов, противоречия между ними, распространение гражданских прав

между славянами способствовали слиянию обоих народов в одно «политическое тело».

Установился новый образ правления. На смену норманнской феодальной системе приходит

«система уделов, обладаемых членами одного семейства» под властью старшего в роде —

«феодализм семейный». Все княжества составляли общий союз, глава его — киевский князь.

Другие князья были полными властителями в своем уделе. Отношения между князьями

определялись степенью родства. Со времени Андрея Боголюбского начинается борьба между

ними. Ослабляется власть великого князя, единство распадается, уделы начинают жить

«своим отдельным бытием».

Таким образом, различия двух этапов феодализма Полевой видит в формах

междукняжеских отношений. Если в первую эпоху отношения между князьями были

обусловлены первенством в захвате земель и силой того или иного князя, то во вторую —

степенью родства. Считая, как и другие историки, феодализм ______________«гибельным и страшным для

русских государей и подданных», Полевой вместе с тем отмечал, что он был необходим для

развития «жизненных сил по всем землям русским».

Особое место в творчестве Полевого занимала эпоха Петра I. Характеристику ее он

предварил описанием внутреннего состояния России в XVII в. Петр продолжил начатые в

это время реформы. Они касались всех сторон жизни государства. Петр, подчеркивал

Полевой, «спаял» окончательно Россию единодержавием, используя опыт Западной Европы,

«обогатил» ее торговлей, промышленностью, ввел новые обычаи и нравы. Смысл реформ

Полевой видел в решительном повороте России к Западу. Главное, что сделал Петр, считал

он, — собрал все средства государства и «непостижимою силою воли и нечеловеческими

трудами, исполнил в краткий век человека дела столетий — догнал Европу, ушедшую далеко

вперед». При этом для Полевого было важно, что Петр остался верен русскому духу, русской

вере, русскому характеру.

Таким образом, Полевой на основе новых идей познания и осмысления прошлого,

распространенных в 20—40-х гг. XIX в. в отечественной исторической науке, сделал

попытку сформулировать целостную теоретико-методологическую концепцию

исторического развития. Ее основные моменты включали положение о единстве и

многообразии истории человечества, о закономерном, поступательно-прогрессивном

характере ее развития, обусловленности объективными факторами развития. Он попытался

на этой основе построить схему всемирной истории и переосмыслить историческое прошлое

России. Концепция Полевого открывала возможности для широко сравнительно-

исторического изучения исторического процесса и осмысления исторического опыта в

контексте не только европейской, но и восточной истории. Удалось ему далеко не все.

Главное, он не смог написать историю русского народа, не | пошел дальше общих фраз о

«духе народа», ограничившись некоторыми новыми оценками тех или иных событий. Но

главная задача, писал К.Н. Бестужев-Рюмин о Полевом, не в перечислении ошибок ученого.

Как человек, прокладывающий новый путь, он мог ошибаться в своих выводах, мог делать

неудачные попытки, но главное то, что «им были требования выделены: последующим

историкам предстояло их наполнить по мере сил и накопления материалов».

М.Т. Каченовский (1775-1842)

В отечественной историографии широко распространено понятие «скептическая

школа». Ее появление относят к 30-м гг. XIX в. и связывают с именем профессора

Московского университета Михаила Тимофеевича Каченовского.

О скептической школе много писали и в XIX и в XX в. Мнения различны — от

признания заслуг в формировании нового критического направления в историографии, до

резкой критики и отрицания сколько-нибудь положительной роли в познании прошлого.

Каченовский — выходец из мещанской среды, сын торговца вином, грека Качони.

«Умный, трудолюбивый, любознательный, от природы склонный к сомнению и

недоверчивости», как характеризовал его М.П. Погодин, он являл собой пример, весьма

типичный для своего времени — ученого-самоучки. Каченовский свободно владел

несколькими иностранными языками, интересовался русской историей, славянской

литературой. Его педагогическая и научная деятельность связана с Московским

университетом. В 1805 г. Каченовский получил звание магистра философии, в 1806 г. —

доктора философии. С 1810 г. он экстраординарный, а затем ординарный профессор. С 1821

г. заведовал кафедрой истории, статистики и географии Российского государства, в 1834-

1836 гг. занимал должность декана отделения словесности, с 1837 г. — ректора Московского

университета. Каченовский преподавал риторику и археологию, русскую и всеобщую

историю, статистику, географию и этнографию, читал историю славянских наречий. Он

издавал один из популярнейших журналов начала XIX в. «Вестник Европы» (1804-1830). В

1841 г. был избран действительным членом Российской Академии наук по отделению

русского языка и словесности.

Среди учеников Каченовского были К.С. Аксаков, С.М. Соловьев, И.А. Гончаров и

др. Аксаков вспоминал о годах учебы: «любили и ценили, и боялись при том, чуть ли не

больше всех, Каченовского». «Это был тонкий, аналитический ум, «скептик» в вопросах

науки: отчасти, кажется, скептик во всем», — отмечал другой его ученик.

В области изучения истории интересы Каченовского были сосредоточены на

древнейшем периоде русской истории, и в первую очередь на источниках этого времени.

Названия его работ говорят сами за себя: «Параллельные места в русской летописи», «Об

источниках по русской истории», «Нестор. Летописец на древнеславянском языке» и т.п.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.