Пассажирам приятно видеть при посадке приветливого и вежливого проводника. Он должен оказывать помощь престарелым пассажирам, инвалидам и пассажирам с детьми. Если при посадке в вагон возникли какие либо недоразумения или пассажир обратился с просьбой к проводнику, тот предлагает ему подождать конца посадки (у пассажира документы на данный поезд). После окончания посадки и отправления поезда проводник сам или с помощью начальника поезда разрешает возникшие недоразумения или удовлетворяет просьбу пассажира. Если пойти ему на встречу нет возможности, нужно в вежливой форме объяснить причину.
Подготовка интерьера купе и вагона к приёму пассажиров.
Проводники застилают все постели в вагонах СВ, а в К и ПЛ – только инвалидам и престарелым. Постельные принадлежности забирают у пассажиров не раньше чем за 30 минут до прибытия на станцию назначения. Пассажиры сами убирают свою постель, а проводник забирает её из купе от спального места. В вагонах СВ бельё убирает проводник (фирменные устно). В туалетах в обязательном порядке должны быть туалетная бумага и мыло (наличие охлаждённой и кипячённой воды, дальше смотри ЦЛ-614).
Правила обслуживания пассажиров в соответствии с ЦЛ-614, санитарными правилами. Поддержание порядка и санитарного режима в вагонах в пути следования.
В пути следования проводник обязан:
1. Закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией именем, отчеством дежурного проводника.
2. Поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха согласно санитарным правилам содержания пассажирских вагонов в пути следования.
3. Следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок.
4. Производить влажную уборку вагона, туалета в соответствии с санитарными требованиями.
5. Обеспечивать пассажиров чаем не менее 3-х раз в сутки: 800 – 1000, 1500 – 1700, 2000 – 2200 по местному времени.
6. Обеспечивать круглосуточно наличие охлажденной питьевой воды в питьевой установки.
Обеспечивать пассажиров постельными принадлежностями за установленную плату, застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с детьми.
7. Обеспечивать пассажиров культинвентарем.
8. За 30 минут до прибытия на станцию назначения предупреждать об этом пассажиров.
9. Оказывать в случае необходимости первую доврачебную помощь.
10. При выходе из строя радиоустановки объявлять в дневное время название остановочных пунктов, границы санитарных зон.
Правила обслуживания пассажиров чаем, кондитерскими изделиями (приготовление чая, разлив, пользование подносом, содержание рабочего места, хранение посуды и кондитерских изделий, мойка посуды). Внешний вид проводника при обслуживании пассажиров чаем.
Обеспечение пассажиров в поездах культинвентарём и постельными принадлежностями. Приготовление и уборка постелей.
Проездные документы
Виды пассажирских тарифов:
1. Общий пассажирский – поезда прямого дальнего сообщения и местного сообщения.
2. Пригородный – поезда пригородного сообщения.
Пригородный тариф делится на: зонный, абонементный, покилометровый, общий без страхового сбора.
Стоимость проезда пассажиров в поездах устанавливается в зависимости от рода вагона: жесткий общий, жесткий плацкартный, жесткий купейный и мягкий с 2-х местными купе, а также от категории поезда: скорый, пассажирский, фирменный и от расстояния поездки. Стоимость проезда во всех типах вагонов и поездов делится на стоимость билета и стоимость плацкарта. В состав пассажирского тарифа включен сбор обязательного страхования.
Общий пассажирский тариф содержит 110 тарифных поясов и построен с учетом снижения стоимости проезда при увеличении расстояния. В пригородных тарифах, наоборот, стоимость проезда повышается при увеличении расстояния. Тариф за проезд детей от 5 – 10 лет взимается в размере 30% стоимости взрослого билета, но доплата за спальное место берется в полном размере.
Виды проездных документов:
1) Проездной документ системы «Экспресс» изготовлен в виде трехслойного слипа:
1 слой – собственно проездной документ. Изготовлен на бумаге с водяными знаками, видимыми волокнами, голограммой РЖД 20 (код России). Без контрольного купона к проезду недействителен, однако ЛНП, может допустить такого пассажира к поездке, заверив проездной документ штемпелем. Поэтому, если проводнику на посадке предъявили проездной документ без контрольного купона, он должен отправить такого пассажира к ЛНП.
2 слой – контрольный купон – без проездного документа для проезда недействителен. Имеет свой уникальный номер и информацию, идентичную проездному документу с дополнением. На оборотной стороне – информация для пассажиров.
3 слой – купон кассира. Остается в кассе.
2) Бланковый комбинированный билет для оформления ручным способом, отличающийся цветом защитной сетки: полный билет – розовый, детский – синий, льготный – оранжевый, групповой – сиреневый. Билет перед оформлением состоит из трех частей. Он разрезается кассиром по контрольному талону в средней части. При этом корешок остается в кассе, а собственно проездной документ с цветной защитной сеткой выдается пассажиру.
3) Катушечные билеты используются для оплаты проезда в поезде, когда на станции нет билетной кассы.
Все проездные и вспомогательные документы оформляются на отдельных типографских бланках, отличающихся содержанием и цветом.
Пассажиру, следующему по беспересадочному сообщению, выдается билет на весь путь, соответствующий роду вагона и категории поезда. Транзитному пассажиру билет также выдается на весь маршрут следования, но плацкарта – только до станции первой пересадки. Далее транзитный пассажир должен вновь закомпостировать билет. Это дает пассажиру право ехать дальше любым поездом в любом вагоне.
Всем работникам ж/д транспорта, а также ветеранам и пенсионерам выдаются бесплатные служебные билеты. Бесплатные билеты бывают годовые, временные и разовые. При проезде по любым служебным билетам необходимо иметь при себе служебное удостоверение с фотокарточкой, а для членов семьи – паспорт или целевую справку.
Работникам организаций, не входящих в систему МПС России, для проезда по ж/д выдаются платные льготные билеты.
Целый ряд категорий граждан имеют право на бесплатный или льготный проезд.
На посадке проводник должен внимательно следить за соответствием фамилии в проездном документе и документе, удостоверяющем личность; наличие документа подтверждающего право на льготу (для проезда по льготным билетам); наличие служебного удостоверения (для проезда по служебным билетам).