Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поиски, публикация, критика источников



Отдельно следует сказать о том, что в историографии- XVII — XVIII вв.

существовали историки-эрудиты, посвятившие себя делу собирания, публикации и критики

исторических источников. Как правило, это были люди, непосредственно связанные с

религией и церковью. Начало исходило от западноевропейских эрудированных монахов-

историков, которые занимались оправданием Римско-католической церкви и видели свою

задачу в том, чтобы привести в известность как можно больше документов, способных

противостоять против критики и разоблачений идейных противников. Монахи-эрудиты

открывали неизвестные материалы и хроники, проводили скрупулезный и тонкий

источниковедческий анализ в защиту и во имя славы Господней. Порой именно благодаря

тщательности поиска, тонкости анализа и трудолюбию, они даже вопреки своим убеждениям

входили в противоречия с интересами и постулатами церкви.

Среди прочих для нас особо следует отметить труды библиотекаря Сен-Жерменского

монастыря Мабильона (1632-1707), который справедливо считается основоположником

вспомогательной исторической дисциплины — дипломатики. А началось все с изучения

актов и дипломов, полученных церковью и монастырями на пожалованные земли и доходы.

Мабильон и его соратники значительно продвинули вперед разработку других

вспомогательных исторических Дисциплин, таких, как палеография и хронология. Ученый

монах-бенедиктинец Б. Монфокон (1655-1741) на рубеже XVII и XVIII вв. развернул

огромную публикационную и комментаторскую деятельность с теоретическим

обоснованием, положив тем самым начало палеографической пауке. Подобные достижения

соответственно отражались на формальной критике источников, определении их состава и

подлинности. Будущий фактический создатель научной критики письменных источников в

России А.Л. Шлецер вышел немецкой школы профессора Геттингенского университета И.Д.

Михаэлиса.

Схожие случаи можно встретить и в России. Это конечно, деятельность патриарха

Никона, связанная с исправлением богослужебных книг после сравнения их с более

древними подлинными первоисточниками. Позднее в борьбе с расколом Петр I прибегал к

прямому документальному подлогу. С санкции императора были опубликованы и вышли

тремя изданиями «Деяния соборные на еретика арменина Мартина», документ, якобы

относящийся к 1157г., и «Феогностов требник», который будто бы был составлен в 1329 г. по

повелению Ивана Калиты. Оба памятника содержали резкую критику того, что раскольники

считали присушим древнему благочестию. В ответ раскольник Андрей Денисов провел

тщательное источниковедческое исследование как «Деяний...», так и «Феопюстова

требника» и доказал, что «вид письма», «речения и пословицы», содержащиеся в

документах, «не древнего времени, но нынешнего». Кроме палеографических и

филологических методов критики источников, Денисов обратился к хронологии и установил,

что упомянутый в «Деяниях соборных... в качестве правившего киевского князя Ростислав

Мстиславович в действительности не княжил в это время». Раскольники доказывали,

подложность «Деяний...» и «Требника...» тем, что в безусловно подлинных древних

памятниках письменности они ни разу не были упомянуты. Кроме того, такой известный

церковный деятель, как Иосиф Волоцкий (Санин), указывал, что со времен крещения при

Владимире и до новгородской ереси «жидовствующих» на Руси каких-либо ересей не

существовало. Следовательно, не было и никакого еретика Мартина в XII в.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие историографии в XVII — начале XVIII в.

происходило в двух направлениях. Первое — это историография, воодушевленная и

наполненная идеями естественного права и общественного договора. Иными словами,

социальный заказ развивающегося абсолютизма. Второе — в это время начинают

специально собирать и издавать письменные исторические источники.

Следующий этап в развитии исторической мысли и критики связан с именем Василия

Никитича Татищева.

Литература

Пештич С.Л. Русская историография XVIII века- Л., 1961 Ч. 1.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М. 1993 г.

2.3. Исторические труды В.Н. Татищева

В XVIII в. в европейской науке произошли заметные сдвиги в развитии философии и

истории. В работах европейских ученых Д. Локка, Л. Гоббса, С. Пуфендорфа______________, X. Вольфа и

других широкое распространение получили теории «естественного права» и «общественного

договора». Постепенно они начинают проникать в Россию. В первой половине XVIII

столетия в российской исторической науке наметился отход от провиденционализма.

Очевидным стало стремление объяснять произошедшие события, анализируя их

причинность. Рационалистический подход к истории становится основным. Исторические

факты и события начинают рассматриваться через призму человеческой деятельности, да и

сам ход истории истолковывается с точки зрения человеческого разума. Это не всегда

удавалось, но желание первых русских исследователей объективно оцепить ситуацию

очевидно. К историческим знаниям и исторической науке формируется устойчивый интерес.

Качественно новый этап превращения исторических знаний в науку связывают с именем

Василия Никитича Татищева.

В.Н. Татищев был многогранен в своей жизнедеятельности. Он не был

профессиональным историком, но ему были близки этнографические и археологические

сюжеты. Татищев обладал глубокими познаниями в географии и горном деле. Его называли

математиком, естествоиспытателем, лингвистом, юристом. Просвещенный деятель и

талантливый администратор, свой главный след в отечественной культуре он оставил,

однако, благодаря историческим и публицистическим трудам. Татищев происходил из

захудалого рода смоленских дворян, но он получил хорошее домашнее образование и в 1704

г. поступил на военную службу. Развивая умения и таланты, в ходе своей деятельности

Татищев был замечен Я. Брюсом, генерал-фейцмейхером, а в дальнейшем президентом Берг

и Мануфактур коллегий. Татищев участвовал в сражениях во время Северной войны, был

ранен под Полтавой. Сам Петр I поздравил его «быть раненным за Отечество». В ходе

военной кампании, по поручению Брюса, Татищев совершил ряд поездок за границу, где не

только выполнял приказы царя, но и повышал свое образование.

В 1720-1721 гг. и 1734-1737 гг. Татищев возглавлял горнозаводскую промышленность

Урала. В регионе он развернул свою деятельность по строительству школ и библиотек,

которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет.

После смерти Петра I Татищев оставался сторонником самодержавной власти, с

которой связывал силу и могущество России. В 1730г. он принял активное участие в

отражении попыток «верховников» (членов Верховного тайного совета) ограничить власть

новой императрицы Анны Ивановны. Несколько лет Татищев был губернатором Астрахани,

где занимался решением экономических и национальных вопросов, после чего переехал в

свое родовое имение Болдино под Москвой. Здесь он продолжил свои научные изыскания и

провел последние годы жизни.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.