Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторической науки в России (XVIII в.)



Лекция 1

2.1. Петровские реформы, их влияние на формирование исторической науки

Первая четверть XVIII в. была временем больших и серьезных преобразований,

которые коснулись практически всех сторон жизни России (социально-экономической,

политической, культурной и религиозной). Реформы Петра I содействовали образованию

абсолютистской монархии, предпосылки для которой зародились значительно ранее. В это

время был создан административный бюрократический аппарат. Значительные успехи были

достигнуты и в области внешней политики. Взятие Азова открыло доступ к южным морям,

выход к Балтийскому морю вернул стране древнерусские земли и поднял международный

авторитет России.

И наконец, именно в первой четверти XVIII в. были учреждены специальные учебные

заведения и Академия наук (1725 г.). Стала издаваться газета, посылались экспедиции для

обследования страны. Правда, в средних учебных заведениях, появившихся при Петре

Великом, история как особый предмет не преподавалась. Такого предмета не было в

программах цифирных школ и Школы навигационных наук, только в частной школе

Феофана Прокоповича предусматривалось преподавание истории. Появление светских

учебных заведений, введение более легкого для восприятия гражданского алфавита,

распространение печатных светских книг, появление газеты предопределили скорое

появление исторической литературы. Правительство было заинтересовано и в том, чтобы

запечатлеть события исторической важности, и в том, чтобы сделать их доступными

широкому кругу населения. Издатели первой русской печатной газеты «Ведомости»

подчеркивали ее историческую направленность. На заглавном листе комплектов газеты за

1704 и 1705 гг. было написано: «Ведомости о военных и иных делах достойных знания и

памяти, случившихся в Московском государстве и во всех иных окрестных странах».

Развитие исторического самосознания в начале XVIII в. самым непосредственным

образом связано с широким распространением деловой письменности. Приказное

делопроизводство в это время переживало апогей своего развития. В многочисленных

приказах постоянно составлялись служебные записи дипломатического, военного,

гражданского и церковного характера. В архивах отложилось колоссальное количество

хроник текущих дипломатических, военных, поместных событий. Дворцовые и частные

разряды, статейные списки (отчеты) дипломатов, различного рода журналы или поденные

записи походов, путешествий, хождений по святым местам стали бесценными источниками

для истории исторической науки. В значительной степени они вошли в боярские,

посольские, разрядные, писцовые, родословные, вкладные и прочие книги. В общей

сложности вся деловая документация представляет собой особый вид исторических

произведений с хронологической и календарной последовательностью и определенным

самобытным содержанием. Нельзя не заметить преемственность хроникальной манеры

повествования этого рода исторических произведений с летописанием. И не только по

форме, но и по содержанию. Летописи и деловая письменность, сохраняя хронологическую

последовательность, оставляют взаимосвязь событий и их исторический анализ без заранее

намеченного изучения. Иначе говоря, их авторы не обусловлены социальным или

политическим заказом. Ярким примером могут служить статейные списки (отчеты) русских

дипломатов, которые составлялись на протяжении XVI-XVII вв. К концу XVII столетия

полнота и красочность их содержания достигли высокого совершенства. Это исторические

источники не только по истории дипломатии, исторической географии, лингвистике,

этнографии, но и памятники, свидетельствующие о высоком уровне исторической

подготовленности русских дипломатов, их осведомленности в вопросах всемирной и

отечественной истории.

Служащие Посольского приказа постоянно обращались к истории дипломатических

отношений России с иностранными государствами. Наиболее яркий пример являет большая

подготовительная работа перед отправлением Великого посольства Петра I. В конце 1969 г. в

Посольском приказе была затребована справка о сношениях России с иностранными

государствами с 1580г. Служащим было приказано снять копии со статейных списков

посольств в те страны, куда намеривались отправиться члены Великого посольства.

Наводились многочисленные исторические справки по вопросам титулования государей и

правителей. В конце XVII -начале XVIII в. были составлены такие справки, как «Краткое

описание жития, владения и смерти государствующих королей шведских от Рождества

Христова даже до сего времени...», «Описание Рима и двора папского», «Пресветлейший

свет, или Краткое приятное генеалогическое и политическое описание почитай всех

нынешних живых пресветлых высоких персон и пр.».

Не меньшее значение имеют повседневные записи о жизни русских царей —

«дворцовые разряды» своеобразный придворный журнал XVII в. Здесь регистрировались

дипломатические приемы, различные церемонии, процессии, церковные службы, которые

также в известной степени могут быть отнесены к историческим произведениям. Благодаря

разрядным записям с 90-х гг. XVII в. появляются исторические произведения об отдельных

военных походах. Они во многом напоминают старые разрядные записи военных событий,

но отличаются от них тем, что представляют собой отдельные законченные исторические

повествования. В этом отношении заслуживают внимания описание «потешных» маневров

1691 г. и Кожуховских маневров в сентябре-октябре 1694 г. К источникам, близким по

происхождению к разрядным записям, относятся журнальные записи, которые велись в

бомбардирской роте, всегда сопровождавшей Петра I. Петровские «Юрналы»

систематически составлялись со времени первого Азовского похода в 1695 г. и закончились

в 1724 г. Это официальные исторические документы, которые велись специально

назначенными или выделенными лицами. Подобные же журналы боевых действий

составлялись при командующих. Например, журнал вице-адмирала ______________Крюйса о походе на

Азовское море в 1699 г., морские журналы Н.А. Сенявина за 1705-1712 гг., Ф.И. Соймонова о

походе в Персию и многие другие. Важно отметить, что оригиналы походных журналов,

Морских компаний и копии с них стали основным источником при написании «Гистории

Свейской войны». Со временем походные журналы эволюционировали в самостоятельные

исторические произведения первой четверти XVIII в. Несомненно, что деловая письменность

XVI-XVII вв. — это хроникальная основа, которая представляла основной фактический

материал и питала историческое самосознание начинающих историографов XVIII в.

Петр I и история

Надо отметить, что и сам Петр I очень интересовался отечественной историей и

немало способствовал ее разработке. Современники оставили свидетельства о том, что

учитель будущего императора Н.М. Зотов уже «сказывал своему воспитаннику о царе

Алексее Михайловиче, Иване Грозном, Дмитрии Донском, Александре Невском и

Владимире». Для наглядного обучения использовались лицевые летописи — «Царственная

книга», Никоновская летопись и др. Мать Петра царица Наталья Кирилловна повелела

отдать для обучения сына «все исторические книги с диковинами, и всея России книги с

рисунками градов, и многих знатных во вселенной городов». Распоряжение 1682 г.

предписывало прислать Петру Алексеевичу в Троице-Сергеевский монастырь «книгу

Царственную, откуда произыде корень великих государей». В 1683 г. из библиотеки царя

Федора Алексеевича для Петра были взяты «Библия в лицах с летописцем» и «Хроника»

Матвея Стрыйковского.

Не случайно в своих записных книжках Петр ссылался на исторические примеры

гибели греческой монархии, падение Карфагена и Константинополя. В 1709 г. он потребовал

разыскать в монастырях жалованные грамоты великих князей до времени правления Ивана

IV и уточнить, какие имеются у тех грамот печати. Петр собирал старинные монеты, медали,

необыкновенные предметы, мечтал написать текст первой русской истории и составлял

новый алфавит. Специальным указом 1720 г. он предписал губернаторам городов

пересмотреть все, что у них хранится в монастырях, соборах и башнях, составить описи и

прислать в Сенат. Тогда же Петр писали Б.И. Куракину: «Ежели еще какие наши старинные

пушки, а наипаче мартиры, которые литы в Руси во сто лет и старее, чтоб их купить, не

допустя до переливки». В 1722г. был издан новый указ с требованием «гражданские

летописцы, степенные хронографы и прочие им подобные прислать в Синод для снятия

копий с них». Интересно, что довольно часто эти указы не исполнялись из-за нежелания

передавать в руки правительства те документы, которые ценились в антипетровских кругах.

2.2. Первые исторические работы начала XVIII в.

В первой половине XVIII в. под исторические факты подводится определенная

философская основа и вырабатывается критическое отношение к источникам. Тематика

определялась самой действительностью: вопрос о значении государства и роли

самодержавного монарха в жизни страны и задачи внешней политики. Соратники Петра I

понимали необходимость увековечения славных побед России. С этого же времени гораздо в

большей степени устанавливается тесная связь с западноевропейской историографией,

переводится сравнительно большое количество иностранных работ по всеобщей истории.

Среди переводов отметим «Введение в гисторию Европейскую» Самуила Пуффсидорфа,

сторонника теории «естественного права», т.е. права на основе человеческого разума. Были

опубликованы также переводы католического писателя, папского кардинала, библиотекаря

Ватикана цесаря Барония «Анналы», книги протестантского епископа Вильгельма

Стратемана, сочинения Юлия Цезаря, Иосифа Флавия, Квинта Курция «О делах, содеянных

Александром Великим...», Шхонебека «История о орденах или чинах воинских» и др.

Особенное внимание переводчиков привлекали сочинения па политические и военные темы.

Философское ______________осмысление человеческой истории в XVIII в. связано, прежде всего, с

учением о естественном праве и общественном договоре. Выдающимися приверженцами

этого учения были голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645) и английский философ

Томас Гоббс (1588-1679). Важнейшим сочинением Гроция стал труд «О праве войны и

мира», опубликованный в 1625 г. и переведенный на русский язык около 1710г., наиболее

известная работа Гоббса «Левиафан» вышла в свет в 1651 г. Гроций и Гоббс близко

сходились в объяснении происхождения государства в результате добровольного

общественного договора. Расхождения начинаются, когда заходит речь о вытекающих из

общественного договора нравах и обязанностях государства и подданных. Благодаря

успехам естествознания, позволившим научно объяснить многое из того, что еще недавно

являлось сферой теологии, ученые начала XVIII в. надеялись распространить действие

законов математики и естествознания на историю. В России, как и в Германии, теория

естественного права использовалась не только для апологии абсолютизма, но и для

обоснования дворянских привилегий.

Ф. Прокопович

Представителем теории естественного права был один из виднейших публицистов и

церковно-политических деятелей петровского времени Феофан Прокопович (1681-1736). Он

написал ряд похвальных слов, сочинений по риторике и педагогике, стихи, драму и

специальные исторические труды. Одним из первых ввел в русскую драматургию сюжеты из

отечественной истории. «Трагедокомедия» из эпохи крещения Руси «Владимир», написанная

им в 1705 г., стала одним из первых национально-исторических произведений. В 1706 г. при

встрече Петра I в Киеве Феофан Прокопович в приветственной речи говорил о событиях

отечественной истории, связанных с Киевом, деятельностью Владимира и Ярослава

Мудрого. После 1706 г, Феофан Прокопович составил историографический трактат,

вошедший составной частью в его учебник «Риторика», Отмечая возможные случаи

использования риторики для исторических сочинений, он говорил: «Не просит ли помощи у

красноречия наше отечество, когда столько славных деяний его совершенно забыты?» В

историографическом сочинении Феофан Прокопович преследовал две цели: во-первых,

показать приемы и правила, необходимые для историка, и, во-вторых, подвергнуть критике

вымыслы против православия писателей-католиков. История, по Прокоповичу, должна

излагать факты прошедшего и представлять возможность учиться делать полезное и избегать

вредное.

Народы, еще не знающие государственных законов, «естеством законная творят»,

говорил Ф. Прокопович. «Таковы законы суть в сердце каждого человека». К числу

присущих природе человека законов или свойств относятся: стремление к сохранению,

продолжению жизни и своего рода, почитание родителей и требование «не творити другому,

аще себе не хощещи». Первейший же закон сердца каждого человека «любити и боятися

Бога». Согласно Ф. Прокоповичу власть и слава царская обосновывались как Священным

Писанием, так и естественным правом. При этом подчинение царской власти и вообще всем

властям предержащим признавалось главным естественным законом («се всех законов

главизна»).

Ф. Прокопович соглашался с «политическими учителями», утверждавшими, что

форма правления зависит от «природы народов» и ее особенностей. Однако все же считал,

что демократия и аристократия порождают многие бедствия, как и выборная монархия по

польскому образцу. Как доказательство в «Слове похвальном», посвященном рождению

царевича Петра Петровича, он приводил многие примеры из древней и новой истории, из

истории Европы, Азии и Африки, Киевской Руси и Смуты начала XVII в.

Феофану Прокоповичу принадлежит также труд «История императора Петра

Великого от рождения era до Полтавской баталии и до взятия в плен остальных шведских

войск при Переволочнс включительно». «История...» делится на четыре книги: в первой

книге излагаются события от рождения Петра Алексеевича до начала Северной войны; в

книге второй описываются первые годы войны (до основания в 1703 г. Санкт-Петербурга);

третья книга доводит изложение материала до 1708 года; книга четвертая посвящена

действиям войск Карла XII на Украине и заканчивается победой русских войск под Полтавой

и Переволочной. Так видит Феофан Прокопович решающие этапы Северной войны.

Построение Петербурга, согласно концепции автора, — это результат побед России,

приведших к возвращению берегов Невы. Выступая апологетом абсолютизма, Феофан

Прокопович поднимает вопрос о взаимоотношении государства, монарха и народа,

одновременно усложняя идеологическую трактовку основ абсолютизма. Появляется теория

ответственности монарха за порученное ему государство и за народ; кроме того, была

сформулирована идея «государственной пользы», к которой должны быть направлены труды

монарха. Подчеркивается мысль о том, что государь должен являться примером своим

подданным. Особое значение приобретают понятия «ревности Отечества», «славы России» и

т.д.

В «Истории..» Феофана Прокоповича использованы «Рассуждение...» П.П. Шафирова,

материалы «Журнала или поденной записки Петра I» и другие источники, о которых будет

сказано ниже. В целом все изложение отличается документальностью. Имеются

характеристики отдельных исторических лиц (положительные и отрицательные), например

гетмана Мазепы.

Ф. Поликарпов

В начале XVIII в. в России все еще делаются попытки осмыслить историю и

определить ее задачи с точки зрения правящего класса, что было необходимо для

дальнейшей практической деятельности. История становится самостоятельной отраслью

знания, исторические произведения начинают отделяться по своему содержанию, характеру

и целям от произведений литературы, публицистики и т.д.

В 1708г. Петр I поручил справщику московской типографии, дьяку Ф. Поликарпову

написать историю России. Задачи ______________были четко определены: «Понеже его царское величество

желает ведать российского государства историю, и о сем первее трудиться надобно, а не о

начале света и других государствах, понеже о сем много писано... И того ради надобно тебе

из русских летописцев выбирать и в согласие приводить прилежно. О сем имей старание, да

имаши получить немалую милость; от гнева же сохрани тебя Боже!»

Предметом рассмотрения Поликарпова, по мысли Петра, должна быть история

Русского государства с XVI в., т.е. со времени, когда закончился период политической

раздробленности, и началась политическая централизация России. Иными словами, нужно

было идеологическое обоснование политики абсолютизма. Уже в самой постановке

социального заказа есть указание источниковедческого порядка (выборка материала из

летописей и его сличение, критическая проверка разноречивых свидетельств). Однако опыт

не удался, и автору передали мнение царя: «История твоя российская не очень благоугодна

была». Поликарпов не угодил своим трудом Петру и его окружению, прежде всего потому,

что о современных событиях, особенно связанных с ходом Северной войны, он писал кратко

и без достаточного источниковедческого обоснования. Стоит добавить и то, что Поликарпов

был воспитан в духе старой образованности XVII-в. и критически относился к

преобразованиям, которые проводил Петр и его сподвижники.

«Ядро российской истории» А.И. Манкиева

В 1716г. секретарь русского посольства в Швеции А.И. Манкиев закончил большой

труд «Ядро российской истории». По словам автора, он «имел на сей труд повеление, а

особливо, чтоб описать славные его царского величества дела». Манкиев использовал, кроме

летописей, актовые и вещественные источники. Это произведение уже далеко отошло от

сочинений типа летописцев и отличается по своему построению от «Степенной книги» и

«Синопсиса». Оно делилось на семь книг, каждая из которых разбивалась на главы. Деление

______________на книги соответствовало наиболее характерным и крупным периодам русской истории.

В первой книге автор стремился решить вопросы происхождения русского народа и

Русского государства. Он считал, что история Руси начинается с Рюрика, положившего

начало самодержавной власти. Тем самым династия русских царей в целях ее

возвеличивания через Рюрика генеалогически связывалась с династией римских

императоров.

Далее в первой книге ставился вопрос о происхождении названий «славяне», «росы».

Автор применил метод анализа и сопоставления корней, общих для ряда близких по

значению слов. Имя «россианы» производится от потомка Мосоха — князя Руса, термин

«славяне» — от той великой страны, которую они себе заслужили своей храбростью и

мужеством. Он впервые критически разбирает утверждения историописателей других стран,

которые, сопоставляя корни русских слов с латинскими, отождествляли эти слова и по

смыслу («славяне» и «sclavus» — невольник, раб). Манкиев осмысливал имена славянских

вождей — Святослав, Венцеслав, Мстислав, Болеслав — и подчеркивал, что «почти все от

славы имена имели, а не от невольничества, как некоторым приснилось». Второй довод

сводился к признанию большой древности славянского языка по сравнению с «испорченным

римским». Как ни субъективна такая аргументация, она была шагом вперед в русской

историографии по пути развития приемов изучения источников.

Несовершенство демократического строя согласно концепции Манкиева привело к

раздорам, «несоюзству» среди новгородских «граждан» и заставило их обратиться к

варяжским князьям с призывом взять на себя правление на Руси. Политический смысл

концепции Манкиева заключался в утверждении давности абсолютизма в России и того, что

самодержавие — наиболее совершенная форма государственного устройства.

Последующее изложение посвящено истории этой самодержавной власти, которая

обеспечивает, по мнению автора, твердый порядок и проходит в своем развитии следующие

этапы:

• от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо;

• от нашествия татаро-монголов до ликвидации их власти при Иване III;

• от Ивана III до смерти Федора Ивановича;

• от Бориса Годунова до Михаила Романова;

• от Михаила Романова до царствования Петра I (по 1712 г.)

Так обосновывалась великодержавная схема исторического развития России.

Что касается народных движений, то Манкиев дает отрицательную характеристику

городским восстаниям в Москве в 1648 и 1662 гг.: «бунты черни». Бунтовщиком называет он

С. Разина: «даже по самую Рязань и к Москве идти был намерен». Стрелецкое восстание

1682 г. Манкиев называет «великим смятением» я расценивает его как акт, подготовленный

царевной Софьей и направленный против ее противников из числа бояр.

Политическая история в «Ядре российской истории» занимает основное место, но

встречаются известия, касающиеся и экономических вопросов. Например, о торговле с

Англией в XVI в. На всем протяжении книги Манкиева замечается интерес к вопросам

всемирной истории. Так, говоря о происхождении русского народа, автор приводит

предания, касающиеся происхождения египтян, греков, римлян, англичан, французов,

венгров. Дает представление о византийском законодательстве и особенно о законах

Юстиниана. Рассказывает автор и об открытии Америки, о Кромвеле и английской

революции.

Наряду с русскими источниками автор использует и материалы иностранные,

ссылается на античных авторов (Геродота, Ксенофонта, Птолемея, Плиния), польских

хронистов (Длугоша, Стрыйковского, Кромера, Бельского и др.). Свидетельства С.

Герберштейна он сопоставляет с данными русских летописцев. Про посланника шведского

короля Карла IX Петрея-де-Ерлезунда пишет: «во всех своих книгах народ русский без

чистой совести и срама ругает».

К сожалению, работа Манкиева была напечатана только в 1770г., что, несомненно,

снизило ее значение в развитии исторической науки. Однако появление ее показывает, что

уже в первой четверти XVIII в. наметились очень серьезные сдвиги в русской

историографии: «Ядро российской истории» — это памятник историографии, в котором, с

одной стороны, отразились старые представления, свойственные средневековым

историческим трудам, с другой — появились новые приемы в подходе к источникам и

объяснению исторических явлений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.