Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Летописи и хроники XVI в.



Новизна официальной историографии конца XV-XVI вв. заключалась в более

отчетливой и определенной, чем раньше, идее самодержавия и ликвидации всех

самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Кроме того, значительно усилился

интерес к всеобщей истории. В конце XV— начале XVI в. у московского книжника

появилась потребность включить историю Русского государства во всемирную, связать

между собой эти два исторических процесса, до сих пор рассматривавшихся независимо

друг от друга. Последнее вполне понятно в связи со стремлением показать величие и

всемирно историческую роль Москвы и московских государей как блюстителей истинной

веры, носителей лучших мировых традиций. В хронографе XVI в., условно называемом

хронографом первой редакции 1516-1522 гг., составители использовали периодизацию

всемирной истории по четырем монархиям: Вавилон, Персия, Греко-Македонское царство и

Римская империя. Известная идея «длящегося Рима» была продолжена до «Российской

земли», которая «растет, и младеет, и возвышается».

В XV в. и особенно в XVI в. летопись все более начинает испытывать на себе влияние

литературной манеры и стиля. В то же время в историческом повествовании

исключительную важность для этого периода имеет русский хронограф. В отличие от

летописей главную тему изложения в хронографе составляла личная человеческая судьба.

Составителя интересовал не исторический, а назидательный смысл событий. По мере того

как исторические функции отдавались государством в приказы, архивы, разрядные книги,

хронограф начинает вытеснять летопись. В свою очередь, в летописи усиливается

повествование, появляется вымысел, назидательные тирады, и она в какой-то степени

сближается с хронографом.

Следует отметить, что в XVI в. историческая литература идет по пути создания

произведений грандиозных масштабов и пышных форм. Яркий пример — это знаменитые

Воскресенская и Никоновская летописи. Список Воскресенской летописи хранился в

Воскресенском монастыре на Истре, а список Никоновской принадлежал самому патриарху.

Сохранившийся до наших дней текст Воскресенской летописи был составлен в первой

половине 40-х гг. XVI в. Это официальная летопись Русского государства, но тем не менее ее

создатели помимо великокняжеского летописания конца XV -начала XVI в. пользовались

ростовским сводом 80-х гг. XV в. Кроме того, в нее было включено «Сказание о князьях

владимирских». В первоначальных несохранившихся редакциях ее содержание доходило до

30-х гг. XVI в. Позднейшие редакции были доведены сначала до 1541 г., а затем до 1560 г.

Никоновская летопись была составлена в конце 20-х гг. XVI в. в Москве, при дворе

митрополита всея Руси Даниила Рязанца (1522-1539) и доведена до 1558г. Целью создания

летописи стала подготовка к собору 1531 г., на котором осуждались взгляды нестяжателен на

церковное землевладение. Важно отметить, что в состав Никоновской летописи вошел целый

ряд литературных произведений: переводы Максима Грека, сборник слов и поучений

митрополита Даниила, копийная книга московской митрополичьей кафедры, несколько

«Слов» и «Сказаний». Никоновская летопись представляет собой наиболее полный свод

сведений по русской истории и является одним из важнейших источников по истории

русского Средневековья.

Во второй половине XV в. в Москве усиленно развиваются государственные архивы,

свозятся документы вновь приобретенных областей, фиксируются все переговоры с

иностранными государствами. В период княжения Ивана III происходит колоссальный сдвиг

в ведении документации, особенно посольской, и появляются первые посольские книги.

Летопись проникается стилем и содержанием деловых бумаг московских приказов. С 70-х гг.

XVI в. она отражает в первую очередь внешние сношения Русского государства —

деятельность Посольского приказа. Постепенно она все больше становится сводом

государственных документов: разрядов, статейных списков, реестров с элементами

исторического повествования. Последнее большое летописное произведение, совместившее

приказную документацию и хронографы, -«Летописец начала царства царя и великого князя

Ивана Васильевича», составленный до 1555 г. Это не только летопись, но и панегирик

взятию Казани, Ивану Грозному и митрополиту Макарию. Он отличается очень большими

размерами, Значительную часть занимают в нем посольские дела, выписки из разрядных

книг, личность Ивана Васильевича, тексты царских речей, построение Свияжска и взятие

Казани. Каждый из этих способов выражения исторического материала со временем

обособляется.

Во второй половине XVI в. официальная московская летопись напоминает подсобное

для государственного архива предприятие. Можно сказать, что это уже не рассказ, а

своеобразная опись важнейших документов, поступающих на хранение в государственный

архив. Таковы Лебедевская летопись га Александро-Невская летопись. На смену

московскому летописанию приходят исторические произведения нового характера

(исторические повести о Смуте начала XVII в.). Факты в них не только излагаются авторами,

но и тут же обсуждаются, оцениваются, взвешиваются и связываются в общую

историческую картину. Но традиции летописания не прерывались и | продолжали жить по

областям, а ______________также в произведениях нового типа — «Степенной книге царского родословия».

Это литературно-историческое произведение более всего свидетельствует о разложении

летописного жанра.

В начале 60-х гг. XVI в. духовник Ивана IV Андрей, ставший впоследствии

митрополитом (под именем Афанасий), составил Степенную книгу, названную так потому,

что события в ней располагались не по годам, как в летописях, а по степеням — граням,

каждая из которых соответствовала правлению сменявших друг друга скипетродержателей.

Степени начинались правлением Владимира I Святославича и доводились до I Ивана IV.

Всего 17 степеней (ступеней). Степенная книга объединила летописные и агиографические

тексты и дополнила их устными преданиями. Составитель книги попытался представить

русскую историю как деяния святых московских го-1 сударей и их предков. Форма и

содержание степенной книги оказали большое влияние на последующие исторические и|

публицистические произведения.

Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России,

можно сказать «исторической энциклопедией XVI в.», стал так называемый «Лицевой свод

Ивана Грозного», который состоит из 10 томов. Почти каждая страница этой

«энциклопедии»- украшена миниатюрами, общее число которых 16 тысяч. Три первых тома

посвящены всемирной истории, а остальные семь — русской. Почти целых десять лет с 1568

по 1576 г. трудились над ним мастера царской книгописной мастерской при соборном храме

Покрова Богородицы в Александровской слободе. Примечательной особенностью свода

являются скорописные редакторские записи, которые сделаны на полях последних двух

томов — Синодальной летописи и Царственной книге. Содержание томов описывает одни и

те же события, связанные с началом царствования Ивана Грозного. Последнее позволило

историку Д.Н. Альшицу предложить гипотезу о принадлежности записей самому царю.

Вероятно, когда наиболее злободневная часть работы была завершена, то некоторые ее части

вызвали неудовольствие «грозного» заказчика. Свои пометы царь вносил, явно пользуясь

дополнительными источниками, указывая как описывать те или иные события и предлагая

при этом новые дополнительные тексты. Не только сам свод, но и приписки особенно

являются для нас важнейшим источником по истории политической борьбы XVI в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.