Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Летописание второй половины XIII-XVI вв.



В целом переписчики XIII-XV вв., благоговейно переписывавшие древние рукописи,

на самом деле сохраняли уже неосознаваемые эпизоды труднейшей, нередко кровавой

борьбы, и политической, и религиозной, столкновения Земли и Власти, и борьбу за Власть и

Собственность внутри господствующих слоев.

О монголо-татарском нашествии и разорении Руси в 1237-1240 гг. остались

отрывочные современные записи, в которых не всегда осознавались причины и последствия

страшных разорений и опустошений. Естественно, трагедия воспринималась как наказание

Божье за грехи. Но немногие, подобно владимирскому епископу Серапиону, могли

разъяснить, в чем же эти грехи заключались: не смогли собраться и объединиться для

достойной встречи врага, который пришел убивать и грабить. В позднейших сказаниях,

вроде «Повести о разорении Рязани Батыем», появятся герои сопротивления. Но это будет

уже в то время, когда призыв к борьбе мог быть услышан.

Пока же связь земель была практически разорвана, а во многих случаях разорвана и

связь времен. Это касается прежде всего Киева, где, по сообщению проезжавшего через

остатки города в Орду и далекий монгольский Каракорум римского посла монаха Карпини, в

1246 г. насчитывалось не более двухсот домов, а по всей округе оставались неубранные

останки погибших людей. Сам Киев надолго выпадал из поля зрения летописцев Северо-

Восточной Руси. Упадок, естественно, коснулся всей письменности, и не случайно в 1377 г. у

Лаврентия не нашлось списка летописи, по которой он мог бы восстановить истлевшие

строки и страницы оригинала 1305 г.

В XIV в. летописание продолжается в Новгороде, зарождается в Твери и Москве. Но

древнейший текст Тверской летописи — Рогожский летописец, сохранившийся в списке

середины XV в., оставляет впечатление подготовительных материалов для составления

свода. Обстоятельные записи отдельных лет и событий перемежаются многолетними

перерывами или же обрывками фраз, которые нелегко осмыслить и датировать.

О том, что в Москве в XIV в. велось летописание, сомнений у специалистов нет. Но

был 1382 г., нашествие Тохтамыша, когда Москва была разрушена и сожжена, а население ее

перебито или уведено в полон. Через два десятилетия составитель Троицкой летописи

запишет с болью: «Книг же толико множество снесено со всего города и из загородья и из

сел и в зборных церквах до тропа наметано, сохранения ради спроважено, то все без вести

створиша». Какие-то записи, конечно, велись и в других местах, и отдельные сюжеты

восстанавливаются с начала столетия со времен Даниила Александровича и Юрия

Даниловича. Но даже первоначальной записи о Куликовской битве мы не имеем. Из-за

обрывочности сведений позднейших летописей с трудом можно восстановить суть сложной

борьбы, развернувшейся в канун нашествия Тохтамыша, и только изгнание Дмитрием по

возвращению на пепелище митрополита Киприана и духовника Владимира Андреевича

Серпуховского Афанасия (ученика Сергия Радонежского) вскрывает глубину раскола на

Руси в это время.

Куликовская битва на протяжении столетий будет знаменем для сторонников

решительного противостояния Орде и Литве. Но к Литве склонялся не только Киприан. В эту

сторону смотрели оба Василия, сын и внук Дмитрия Донского, поскольку Софья Витовтовна

оказалась весьма политически активной женщиной. «Сказание о Мамаевом побоище» станет

на целое столетие своеобразным тестом: отношение к Дмитрию, татарскому игу и Литве.

Поскольку первичный текст не уцелел, его заменяли воспоминания и переделки, и Киприан,

конечно, не упустил возможности принизить — если не сказать более — своего антагониста.

Специалисты спорят: когда возникло внелетописное «Сказание»? Называются даты от

10-х гг. до конца XV в. И, видимо, все спорящие по-своему правы. Такова судьба наиболее

значимых в политическом отношении документов эпохи: противоборствующие стороны

исправляют их в нужном им направлении. И в окончательной редакции — это сочинение

конца XV в., когда даже татарский вопрос уже не был актуальным. Но оставался актуальным

литовский вопрос, а также слава и честь набиравшего силу государства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.