Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы историографического познания



В современной историографической науке под методами понимается совокупность

мыслительных приемов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют

следующие методы историографического познания:

1. сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения

различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей,

самобытности и степени заимствования;

2. хронологический метод, направляющий на анализ движения научной мысли, смену

концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет

вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;

3. проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить широкие темы на ряд

узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической

последовательности. Некоторые ученые (например, А.И. Зевелев) считают

хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала,

а не исследования прошлого;

4. метод периодизации, направленный на выделение отдельных этапов в развитии

исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли,

выявления новых элементов в её структуре;

5. метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения

мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого,

сохранившего знания, проверить выводы прежних исследователей данными

сегодняшнего дня;

6. метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы,

проблемы будущего науки на основе достижения современной историографии.

Историографический факт, историографический источник

В основе современных представлений об историографическом факте,

историографическом источнике лежат взгляды известного российского историка А.М.

Сахарова, суть которых в следующем.

Главным историографическим фактом А.М. Сахаров считал концепцию ученого,

которая может быть выражена не в одной, а в нескольких работах. Содержание концепции и

её воплощение не всегда совпадают (влияние политики, настроения научного общества и

т.д.). Историографическим источником А.М. Сахаров считал труды историков в особой

форме (монографии, статьи, заметки, выступления, тезисы, черновики и т.д.). Кроме того, к

историографическим источникам относят документацию научно-исследовательских

организаций (протоколы съездов, конференций, круглых столов историков стенограммы

дискуссии т.д.).

Особый вид историографических источников представляют рецензии на исторические

исследования, которые не только не отражают процесс утверждения концепции в науке, но и

отражают гипотезы и позитивные решения.

Таким образом, историография является важной частью исторического знания для

формирования и развития профессионального историка, позволяющей дополнить знания по

истории общественно-политической мысли, расширить представления о закономерностях

научного познания, систематизирует знания обо всем историческом процессе, позволяет

понять его во всем многообразии.

Важной стороной прикладного значения историографии является использование

полученных при её изучении знаний для написания исследовательских работ, в которых

должен быть самостоятельный историографический образ. Задачами такого образа являются:

1. подведение итогов предшествующего изучения объекта исследования (выделение этапов,

направлений в изучении данной темы, раскрытие методологических подходов, анализ

источниковой базы предыдущих исследователей, оценка их труда);

2. выявление на этой основе тех аспектов исторической реальности, которые либо совсем не

изучены, либо недостаточно;

3. определение исследовательских задач.

Литература

Астахов В.И. Курс лекций по русской историографии: (До конца XIX в.). Харьков 1965.

Барг М.А. Категории и методы историографической науки М., 1984.

Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики. М., 1997.

Городецкий Е.Н. Историография как специальная отрасль исторической науки. //История

СССР. 1974 г. №4.

Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974.

Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987.

Иванов В.В. Методология исторической науки. М., 1985.

Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской

Социалистической революции: Учебник /Под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева.

М., 1971.

Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины

XIX в. до 1917 М., 1983.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Колесник И.И. Развитие историографической мысли в России в XVIII- первой половине XIX

в. Днепропетровск, 1990.

Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным

сочинениям. Минск, 1997.

Методическая разработка к курсу «Историография российской истории» / Сост. А.Е. Шикло.

М., 1993.

Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. Спб., 1913.

Мирзоев В.Г. Историография и её роль в прогрессе исторической науки // Вопросы

историографии и культуры и общественных движений. Ростов — на — Дону, 1979.

Могильницкий Б.Г. Введение к в методологию истории. М., 1989.

Нечкина Н.В. История истории // История и историки. М., 1965.

Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955 Т.1.

Покровский Н.Н. Классовая борьба и русская историческая литература. М., 1923

Покровский Н.Н. Историческая наука и борьба классов: (Историографические очерки,

критические статьи и заметки).М., Л., 1993

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941

Самарина Н.Г. Условия развития русской исторической науки в XVIII- начале XX вв. М.,

Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Учеб. Пособие. М., 1978

Сахаров А.М. Некоторые вопросы методологии историографических исследований //

Вопросы методологии и истории исторических исследований. М., 1977

Сахаров А.М. О некоторых вопросах историографических исследований. //Методология

истории и историография. М., 1981.

Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в.: курс лекций. М., 1957.

Шапиро А.Л. Русская историография с древних времен до 1917. Учебн. Пособие. М., 1993.

1.2. Этапы становления и развития древнерусской историографии, исторические знания

периода образования централизованного государства (IX-XV вв.)

Русские летописи — уникальное явление в мировой культуре. Восемь столетий они

являлись идеологическим стержнем, соединяющим прошлое и настоящее, поддерживающим

идею единства народа и государственности — от легендарных Кия, Щека и Хорива и

полулегендарных Рюрика с братьями до Московского царства ХVI-ХVП вв. Древо

летописания ветвилось по городам и землям; честолюбие и тщеславие отдельных правителей

силой врывалось на пергаменные листы, вытесняя суетным и проходящим нечто вечное,

ценное для всего народа. Летописцы и переписчики на свой вкус переписывали историю,

устраняя одни белые пятна и создавая другие. Многое существенное выпало в результате

тенденциозного редактирования, целые ветви исчезли в результате внешних набегов и

завоеваний и внутренних усобиц. Но и ныне мы являемся обладателями огромного

богатства, в полной мере далеко пока не учтенного. Только в московских рукописных

хранилищах выявлена не одна тысяча рукописей, так или иначе связанных с летописными

традициями. Представить все это в единой системе — задача более чем сложная.

Летописи чаще всего привлекаются как исторический источник или явление

литературы. И исследовательские задачи неотвратимо накладывали отпечаток на подход к

летописному материалу. Со времен А. Шлецера (конец XVIII -начало XIX в.) летописание

рассматривалось как некое единое древо, продолжаемое или редактируемое летописцами

иных эпох. В XIX в. неоднократно указывалось на необоснованность такого подхода:

интересы разных слоев общества в любые времена неизбежно различны, и от летописцев

нельзя ожидать какой-то «усредненной», всех устраивающей интерпретации событий.

Поэтому одна из задач, встающая перед исследователем, — определение условий и цели

создания того или иного летописного сборника. Даже выдающийся знаток летописных

памятников А.А. Шахматов (1864-1920) много лет надеялся реконструировать древнейшие

летописные памятники — оригинал «Повести временных лет», а также, по его мнению,

«Начальный свод», ей предшествующий. И, лишь подводя итоги огромной работы, ученый

должен был признать, что восстановить их невозможно. И правильнее было бы сказать, что

каждый дошедший до нас памятник лишь один, случайно уцелевший.

Следует постоянно иметь в виду, что в большинстве своем летописи — это именно

сборники, своды разнообразного материала, некогда существовавшего в виде особых

сочинений или в составе других компиляций. Для современного историка особый интерес

представляют компиляции, созданные из чисто познавательного интереса. В таких сводах

часто объединяются противоположные версии и суждения, и не потому, что сводчик не

замечал противоречий, а потому, что воспроизведение их являлось одной из возможных

целей компилятора.

Можно обратить внимание и на еще одну характерную особенность работы сводчиков

и компиляторов. Как правило, летописцы XIII-ХV вв. свою заинтересованность проявляли

при описании современных им событий. Тексты же более ранних летописных произведений

передавались с точностью, едва ли не благоговейной, что и позволяет реконструировать эти,

недошедшие в оригиналах, сочинения. Позднее, в XVII в., переделкам будут подвергать как

раз то, что считалось ранее незыблемым: начало славян, начало Руси, истоки народа и его

культуры.

«Повесть временных лет»

В большинстве летописных сводов XV-XVI вв. в основании лежит «Повесть

временных лет». Именно этот факт побуждал воспринимать «Повесть...» как первоначальное

сочинение, принадлежавшее одному автору. Чаще всего назывались имена Нестора или

Сильвестра. Нестора упоминали южнорусские летописные сборники XV-XVI вв.,

Сильвестра — летописи Северо-восточной Руси. А. Шлецер свой основной труд так и

назвал: «Нестор». Он пытался реконструировать предполагаемый первый исторический

труд, датированный вторым десятилетием XII в., по аналогии с восстановлением оригинала

библейских текстов путем сличения всех сохранившихся и выявленных списков. При таком

подходе противоречия внутри «канонического» текста просто устранялись, а с их

устранением существенно обеднялась идеологическая жизнь первых веков истории Руси.

«Повесть временных лет» замышлялась как труд именно исторический. В заголовке

сочинения обозначены три вопроса: «Откуду есть пошла Русская земля», «Кто в ней начал

первее княжити», «Откуду Русская земля стала есть». А ответы оказываются существенно

разными. В «Повести...» воспроизводятся две версии начала Руси: миграция славян и руси с

верховьев Дуная из Норика по традиционному Дунайско-Дпепровскому пути, и миграция

славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. При этом само понятие «варяги»

осмысливается трояко: как все население от Дании до Волжской Болгарии («предел Симов»),

как одно племя наряду с другими прибалтийскими, как совокупность прибалтийских племен.

Различно решается и вопрос о происхождении династии. Киевский летописец

полемизировал с теми, кто не признавал княжеского достоинства Кия, в Новгороде

княжескую династию вели либо от Игоря, либо от Рюрика, причем впервые это имя носил

(княжеские имена обычно повторялись в следующих поколениях) правнук Ярослава

Мудрого Рюрик Ростиславич (вторая половина XI в.). А «Слово о полку Игореве» вообще не

знало легенды о Рюрике и вело русских князей от Трояна, также легендарного.

Внутренне противоречив рассказ о крещении Владимира. Летописец,

обрабатывавший разные материалы, знал более трех версий (три он обозначил, но

предупредил, что имеются и иные). Наличие разных версий по столь важному для XI

столетия вопросу предполагает сосуществование различных общин, каждая из которых,

очевидно, боролась за самоутверждение, и следы этой борьбы можно уловить и в летописях,

и во внелетописных сочинениях.

В летописях сохранилось несколько версий о возрасте и даже происхождении

Ярослава Мудрого. В ходе борьбы с полоцкими князьями сыновьям Ярослава важно было

опереться на «старшинство» своего отца среди потомков Владимира Святославича. И

возраст его в статье о «завещании»- детям значительно завышен. Ярослав старшим в роде не

был. Это подтверждается и данными других летописных статей и материалом

антропологического исследования. (По разным летописям в 1016 г. возраст Ярослава

определялся в 18, 28 и 38 лет.)

Выявлению источников сохранившихся летописных сводов помогают наблюдения

над хронологическими нестыковками и противоречиями. Уже в «Повести временных лет»,

помимо Константинопольской космической эры (5508 лет от Сотворения мира до Рождества

Христова), имеется эра, расходящаяся с Константинопольской на четыре года

(соответственно 5504 года), а также «Антиохийская эра» (5500 лет). Ряд известий записаны

по специфической «болгарской эре», в основе которой лежал тюркский лунный календарь.

Кроме того, из-за перевода дат византийского сентябрьского рода на славянский мартовский

возможны ошибки на один год («мартовский» и «ультрамартовский» стили.)

В литературе начала XX в. велось обсуждение вопроса о соотношении летописных и

внелетописных текстов, говорящих об одних и тех же событиях. А.А. Шахматову

представлялось, что внелетописные тексты XI столетия являлись извлечениями из летописи.

Н.К. Никольский (1863-1935) доказывал обратное. В ряде случаев его аргументы можно

считать бесспорными. Так, летописная статья 1015 г., рассказывающая о гибели Бориса и

Глеба, является чересполосным соединением текстов «Сказания о Борисе и Глебе» монаха

Иакова и «Слова о том, како крестися Владимир возьмя Корсунь». Вывод Н.К. Никольского

имеет принципиальное значение, поскольку значительно поднимается роль внелетописных

текстов, и работа самого летописца предстает как именно соединение разных источников,

включение в летописные своды самостоятельных памятников или извлечений из них. В

итоге сама ранняя историография предстает и большим числом авторов, и большим

количеством обсуждаемых проблем и идей.

Традиционно три летописи признаются за основные при обращении к событиям IХ-

ХIП вв.: Лаврентьевская, Ипатьевская и Новгородская Первая. Именно их обычно

привлекали и привлекают для восстановления ранних этапов летописания, выявления

первоначальных редакций «Повести временных лет» и предшествовавших ей летописных

памятников. Списки этих летописей в большинстве случаев и являются древнейшими, что

само по себе служит аргументом в пользу первичности их содержания. Однако это далеко не

всегда так. Реконструкция раннего новгородского летописания по старшим спискам

новгородских летописей привела некоторых авторов к выводу, что новгородского

летописания XI в. вообще не было. В Новгородской Первой летописи даже новгородские

известия даны в киевской редакции, т.е. в редакции «Повести временных лет», доведенной

до 1115 г. А собственно новгородская редакция этих известий сохранена лишь сводами

второй половины XV столетия.

Списки сводов, содержащих текст «Повести временных лет», как правило,

сохранились в центрах княжеств, где сидели сыновья Владимира Мономаха. Польские

хронисты в ряде случаев использовали иные летописные традиции, в частности традиции

Галицко-Волынской Руси. Богатым и своеобразным было ростовское летописание,

представленное в Киево-Печерском патерике («Летописец старый Ростовский»), а также в

«Истории...» Татищева. Какую-то неизвестную в наши дни «Ростовскую летопись» Татищев

подарил Английскому королевскому собранию. Ростовские материалы сохраняются и в

позднейших рукописях, до сих пор практически не исследованных.

А.А. Шахматов, как сказано выше, долгое время пытался реконструировать текст

«Повести временных лет» и предшествующих ей летописных сводов. Он полагал, что в

Лаврентьевской летописи отражена вторая редакция «Повести временных лет», составленная

около 1116 г. (запись под этим годом Сильвестра). В Ипатьевской летописи он видел третью

редакцию, составленную в 1118 г. Для реконструкции недошедшего оригинала он пытался

привлечь и «Летописец старый Ростовский». Но в конечном счете от реконструкции текста

«Повести временных лет» он отказался, справедливо признав эту задачу невыполнимой. А

такой вывод подрывал и выдвинутые им гипотезы о летописных сводах, предшествующих

«Повести временных лет», так называемый печерский «Начальный свод 1095 г.» и

«Древнейший свод 1039 г.», дошедший в печерской редакции 70-х гг. XI в. По Шахматову

получалось, что почти все летописание велось в Киево-Печерском монастыре, но в

летописях и во внелетописных памятниках сама история этого монастыря представлена со

значительными разночтениями.

При изучении летописей путь снятия пластов, продвижение вглубь всей доступной

системы сводов обязательны, и в этом обычно усматривается «шахматовский» метод. Но

Шахматов его абсолютизировал и потому пренебрегал огромным внелетописным

материалом, в том числе чисто историческим пониманием конкретных эпох, отражаемых в

летописях. Иными словами, «самодвижение текстов» исключало вопросы о том, какие

жизненные реалии эти тексты отражали.

Во всем летописном древе особое место принадлежит Лаврентьевской летописи,

поскольку именно ее текст кладется обычно в основу любого издания «Повести временных

лет». И в большинстве случаев ее текст содержит наиболее ранние чтения по сравнению с

другими летописями. Само название «Лаврентьевская» дается по списку, сделанному в 1377

г. группой писцов под наблюдением монаха Лаврентия. Переписывали они летопись с какой-

то ветхой рукописи, доведенной до 1305 г. и, видимо, созданной около этого года. Из записи

монаха Лаврентия в конце рукописи следует, что список составлялся для тестя Дмитрия

Донского князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. В позднейшем

летописании список никак не отразился: ни одна летопись, кроме Лаврентьевской, не знает

«Поучения» Владимира Мономаха, которое не пропустил бы никто из позднейших

переписчиков. Протограф, оригинал, с которого переписывалась рукопись, тоже стоял

особняком в летописной традиции. В рукописи, как сообщает Лаврентий, были

труднодоступные места, а параллельных текстов у переписчиков, по всей вероятности, не

было.

Окончание протографа Лаврентьевского списка на 1305 г. побуждало Шахматова и

некоторых его последователей искать следы летописного свода, составленного в это время.

Были предположения о зависимости от «полихрона начала XIV в.». всего летописания ХIV-

ХV св. Но наличие «Поучения» Владимира Мономаха в этом протографе свидетельствует о

его уникальности: ни одна из летописей, возводимых к предполагаемому полихрону», не

содержит и намека на существование сочинений Мономаха. В то же время обилие пропусков

и неисправностей в изложении «Поучения» говорят о том, что взято оно именно из ветхого

протографа.

Из-за утраты ряда листов в Лаврептьевском списке трудно оценивать характер

летописания конца XIII в., отраженного в летописи. Но можно указать на одного приметного

летописца, чей почерк просматривается в описании событий с 20-х до начала 60-х гг. XIII в.

Этот летописец был близок ростовскому епископу Кириллу, умершему в 1262 г. После

разорения Владимира в 1238 г. Ростов на какое-то время стал центром притяжения и

сохранения письменной традиции. В Ростове, по всей вероятности, и работал летописец,

неоднократно проявивший себя в комментариях.

Владимирское летописание середины и второй половины XIII в. лучше сохранилось в

летописных сводах XV столетия. Однако ранние его этапы с наибольшей полнотой переданы

именно Лаврентьевской летописью. Близкая ей Радзивиловская летопись, сохранившаяся в

списке (с миниатюрами) XV в., обрывается на 1206 г. Это уже само по себе указывает на

время составления оригинала. К тому же и в Лаврентъевском списке именно этим годом

завершается какой-то владимирский свод. Ценность Радзивиловской летописи и

сохранившегося ее списка в том и заключается, что содержащиеся в ней чтения не выходят

за границы начала XIII в. Но Лаврентьевский список имеет самостоятельную ценность в

данном случае и потому, что в нем сохраняется более ранний владимирский свод, не

затронутый редакцией начала XIII в. В летописных списках этой традиции заметно

присутствие автора, обрабатывавшего материал в конце 80-х — начале 90-х гг. XII столетия.

С наибольшей полнотой Лаврентьевский и Радзивиловский списки совпадают до 1193 г.

Около этого времени во Владимире, видимо, составлялся свод, использовавший

южнорусское летописание. После этой даты материалов, совпадающих в главных летописях

обеих традиций, уже не будет.

В предшествующий период пересечение традиций осуществлялось неоднократно. В

Суздальской Руси прослеживаются материалы южнорусского летописания, на юге же, в

рамках традиции Ипатьевской летописи, около того же 1193 г. привлекалось владимирское

летописание. Своеобразным же связующим центром оказывается Переяславль Русский. По

«завещанию» Ярослава Мудрого Суздальская Русь относилась к Переяславскому уделу, и

связи эти остались в XII в. устойчивыми не только на княжеском уровне. В 1152 г. «по

образцу» Переяславля Русского будет заложен Переяславль Залесский, и сюда будет

перенесено и название южной реки Трубеж.

Переяславское летописание строилось в основном на киевском материале, обычно так

или иначе его сокращая. Сокращения часто нарушают логику изложения, а потому для

прояснения содержания необходимо постоянно обращаться к Ипатьевской летописи.

Собственно же владимирское летописание просматривается лишь после переезда в 1155 г. на

северо-восток Андрея Боголюбского.

1156 г. как важный рубеж в истории летописания был выделен еще Татищевым. И

важен он именно для Северо-Восточной Руси, поскольку сам переезд сюда Андрея

Юрьевича был актом серьезной политической борьбы, в ходе которой с политической арены

отодвигались одни силы и центры и поднимались другие. Это проявилось прежде всего в

оттеснении Ростова как ведущего идеологического и литературного центра и выдвижение на

первый план возникшего всего за полвека до этого Владимира. Именно в это время князь

добивается устранения ростовского епископа Нестора и начинает борьбу за создание особой

владимирской митрополии. Нестор вынужден был отъехать «в Русь». И хотя позднее он

вернется на ростовскую кафедру, он уже не будет иметь ни той власти, ни того влияния, что

имел при Юрие Долгоруком.

Лаврентьевская летопись ничего не говорит о деятельности Нестора Ростовского. Но

отраженный в ней позднейший ростовский летописец под 1231 г. вспоминает о нем как об

одном из самых достойных ростовских святителей. Имеются внелетописные сведения о том,

что в 40-е гг. XII в. Нестор почитался и иерархами Новгорода. И весьма вероятно, что

именно с ним связано создание «Летописца старого Ростовского», к которому постоянно

обращался в начале XIII в. владимирский епископ Симон в послании печерскому монаху

Поликарпу. Во Владимире же в 50-е гг. XII столетия ростовское летописание, по всей

вероятности, не привлекалось вовсе, а может быть и уничтожалось, как несоответствующее

интересам нового политического центра.

В Переяславле Русском со второго десятилетия XII в. велись и собственные

летописные записи. Но здесь летописцы не претендовали на особое положение, поскольку

земля не претендовала на политическое лидерство. Практически это означает, что и

«Повесть временных лет» здесь передали примерно в том объеме, в каком получили в одном

из киевских монастырей (Печерском или Выдубецком), а некоторые сокращения по

сравнению с редакцией Ипатьевской летописи могут объясняться небрежностью летописцев

или переписчиков. Но в изменениях текста за второе и третье десятилетия XII в. может

усматриваться и определенная тенденция.

«Повесть временных лет» — фундамент почти всего летописного древа и в

большинстве случаев главная цель исследовательского поиска. Именно в этом произведении

поставлены основные вопросы, связанные с началом народности, государства, христианства;

здесь спрессованы те идеологические и политические факты, которые многие столетия

питали этническое и политическое сознание Руси. И хотя и на ранних этапах существования

государства противоборствовали разные историко-политические традиции, «Повесть

временных лет» остается главным трудом о первых веках русской истории.

В редакции Лаврентьевской летописи изложение завершается рассказом 1110 г. о

«знамении» над Печерским монастырем, после чего следует итоговая запись Выдубицкого

игумена Сильвестра, прямо утверждающего, что эта летопись написана им. Сама запись о

«знамении» подтверждает его слова: «...явился столп огненный от земли до неба, а молния

осветила всю землю, и в небе прогремело в 1 час ночи (т.е. в 7 часов вечера), и весь мир

видел это. Этот столп сначала стал над трапезницей каменной, так что не видно было креста,

и, постояв немного, передвинулся на церковь и стал над гробом Феодосиевым, и потом

ступил на верх церкви, как бы к востоку лицом, и потом стал невидим».

Летописец объяснил появление «столпа» как явление ангела, который в следующем

году возглавит победоносный поход русской рати на половцев. Но в данном случае важнее

другое. Наблюдать такую картину (а это могло быть либо радугой, либо северным сиянием, в

феврале хотя и редко, но случается и то и другое) можно было только со стороны, и удобная

позиция — именно Выдубицкий монастырь, расположенный в 3 километрах к югу от

Печерского. Благоговейность же Сильвестра в данном случае проявляет в нем

постриженника Печерского монастыря, ученика Феодосия, как летописец сам называет себя

в текстах, связанных с основанием Печерского монастыря и подвигами Феодосия.

В самой записи Сильвестра присутствует и некоторая отдаленность от указанной) в

ней времени составления летописи. Весьма вероятно, что сделана она уже в годы

пребывания его на епископской кафедре Переяславля в 1118-1123 гг. Тогда понятней

становится и рассказ об ослеплении Василька: его автор Василий был как-то связан с

Выдубицким монастырем (в нем он останавливался вместе с Васильком во время

пребывания в Киеве). Понятней и связь Лаврентьевской летописи именно с переяславской

летописной традицией. Да и сама запись Сильвестра, возможно, носила характер

напоминания, что именно им написана летопись, а напоминание могло предполагать и

каких-то конкурентов — редакторов или переписчиков.

Вопрос в данном случае возникает в связи с пропуском в Лаврентьевской летописи

записей о годах между 1110и 1116-м, тем более что о связи «столпа-знамения» со

следующим затем походом у Сильвестра сказано. В Ипатьевской летописи текст статьи 1110

г. продолжается вполне логично, а под 1114 г. летописец проявляет себя, и эта статья

перекликается со статьей 1096 г., которая есть в обеих летописях (это извлечения из

сочинения Мефодия Патарского, где говорится об ангелах, имеющихся и у язычников).

Статья же 1114 г. в Ипатьевской летописи, где летописец говорит о своем пребывании в

Новгороде и Ладоге при Мстиславе, ведет ко времени после 1117 г., когда Мстислав был

переведен отцом Владимиром Мономахом из Новгорода в Белгород под Киевом. А под 1115

г. в этой летописи игумен Сильвестр упомянут как бы со стороны в числе участников

перенесения останков Бориса и Глеба в новый храм.

Нестора в качестве автора «Повести временных лет» называет Хлебниковский список

Ипатьевской летописи, относящийся к XVI в. Поскольку в расчете лет при введении

хронологической сетки конечной датой названа кончина Святополка, обычно

предполагается, что в 1113 г. и составлялась «Повесть временных лет», причем чаще всего

автором называют печерского монаха Нестора, а Сильвестру отводится роль либо

переписчика, либо редактора. Но и в Ипатьевской летописи нащупать древнейшую,

«Нестерову» основу не удается: А.А. Шахматов не случайно говорил о «третьей редакции»,

относя ее к 1118 г. Поскольку в обеих редакциях под 1097 г. в рассказе об ослеплении

Василька автор называет себя по имени (Василий), с ним обычно и связывают «третью

редакцию». Но этот рассказ содержит и оценку княжению Владимира Мономаха, т.е.

составлен он или, по крайней мере, редактировался после 1125 г. Комментарий этот имеется

в обеих редакциях, и это заставляет предполагать, что и в Лаврентьевской летописи

отразились тексты, восходящие ко времени после кончины Мономаха, т.е. внесенные в

летопись после того, как Сильвестр оставил свою запись в Лаврентьевской редакции

«Повести временных лет». И следы летописной работы в ближайшие после кончины

Владимира Мономаха годы просматриваются в обеих редакциях, а также в каком-то своде в

Галицкой Руси, связанном с сыновьями Ростислава Владимировича, отравленного в 1066 г. в

Корсуне греками. Этот свод отразился в польских хрониках, в частности у хрониста XV в.

Яна Длугоша, одного из самых начитанных в русских летописях.

Как было сказано, в Новгородской Первой летописи отразилась редакция киевской

летописи, доведенная до 1115 г. Но эта летопись еще не знала договоров Руси с греками.

Весьма вероятно, что они появились в летописи в 20-е гг. XII в. и связано это было поначалу

с резким обострением, а затем с прекращением при Владимире Мономахе и его сыне борьбы

Руси с Византией за нижнедунайские города. Эти сюжеты могли привлекать внимание и

галицких князей. В конце XI в. на эти города претендовал княживший в Теребовле сын

Ростислава Василько (ум. 1124), а Ярослав Осмомысл — один из героев «Слова о полку

Игореве», «суды рядил до Дуная». Для понимания же хронологической путаницы в летописи

надо иметь в виду, что в Галицкой Руси еще и в XIII в. употреблялась хронология,

отличавшаяся на четыре года от константинопольской. Это может объяснить смешение двух

хронологий в описании событий X в., в том числе в датировке договоров (907 и 911 гг.).

Одно из главных отличий Новгородской летописи от «Повести временных лет» —

полное отсутствие дунайских сюжетов. Именно на этом основании Шахматов считал, что

этнографическое введение «Повести временных лет» с лежащим в его основе сказанием о

славянской грамоте — творчество составителя летописи, предположительно Нестора.

Получалось, что сказание это позднее и потому недостоверное. Последователь А.А.

Шахматова М.Д. Приселков предлагал даже вовсе отказаться от использования данных

русских летописей за X в., ограничиваясь ______________данными византийских хроник. Между тем в

самом сказании достаточно ясно просматриваются черты, позволяющие относить время

обработки русским летописцем западнославянского источника ко времени Владимира и даже

первой половины его княжения, т.е. к концу X в. А значит, это либо то, что новгородский

летописец последовательно опускал дунайские сюжеты, поскольку держался варяжской

версии происхождения Руси, либо источник времен Владимира был вновь привлечен в 20-е

гг. XII столетия.

Поляно-славянская версия начала Руси «Повести временных лет» в настоящее время

находит убедительное разъяснение в археологическом материале. Археологов с XIX

столетия интересовали трупоположения в могильниках Киева и прилегающих поселениях.

Они обычно сопровождались оружием, иногда конем и рабыней. Норманнистам было

соблазнительно увидеть в них скандинавов-варягов времен князей Олега и Игоря. Но как

показала на антропологическом материале Т.И. Алексеева, облик их отличался от германцев

больше, нежели любая группа славян. С.С Ширинский указал и археологические параллели:

так хоронили умерших па христианских кладбищах Моравии. И в Киеве многих умерших

сопровождали крестики, а вытянутые вдоль тела руки указывали на западный обряд

погребения. Эти параллели объяснили появление в Киеве во второй четверти X в.

христианской общины, составлявшей значительную часть княжеской дружины и имевшей

свой храм Св. Ильи. Эти параллели объясняют и записанное богемскими хрониками

предание о князе Олеге — сыне Олега Вещего, изгнанного двоюродным братом Игорем из

Киева, бежавшим в Моравию, отличившимся там в борьбе с венграми и ставшим королем.

Но после поражения он, уже после смерти Игоря, с которым помирился, вернулся на Русь,

где и умер в 60-е гг. X в.

В этих сообщениях есть и объяснение появлению имени «Олег» в чешских

документах (С. Гедеонов видел в этом аргумент против норманнского происхождения Олега

Вещего), и объяснение появления версии прихода на Днепр славян и руси из Норика —

области, примыкающей к Дунаю с юга и являвшейся в религиозном отношении спорной

территорией между Моравией и Баварией. А Норик X в. — это Ругиланд, называвшийся, как

и всюду, где расселялись руги, также «Руссией», «Рутенией» и другими проходящими по

источникам вариантами этого этнонима. Археология и летопись в данном случае дополняют

и помогают понять друг друга: летописец еще непосредственно общался с этими

переселенцами.

Частью поляно-славянской концепции начала Руси является рассказ об обычаях

племен, в которых поляне заметно отличаются от славян и формой семьи, и формой брака, и

обрядом погребения (поляне не знали обычного славянского трупосожжения). «Полянскому»

брачному обряду, по которому «не хожаху жених по невесту, а привожаху вечер, а заутра

приношаху по ней что вдадуче» (здесь имеется в виду совершенно несвойственный

исконным славянам покупной брак), ближайшие параллели можно найти в баварском и

готском праве, включая характерное германское «моргенгабе» — утренний дар после первой

брачной ночи. Судя по данным летописца X в., переселенцы из Норика-Ругиланда говорили

в это время на славянском языке, но сохраняли давние традиции ругов-русов на протяжении

ряда веков и в Прибалтике, и в Причерноморье, и на Дунае, соприкасавшихся с готами и

противостоявшими им.

Христианская община Киева середины X в. может разрешить и еще одну загадку:

арианскии символ веры в рассказе о крещении Владимира. Готы и подунайские руги были

арианами с IV в. и в большинстве оставались таковыми вплоть до XII столетия. Сама община

в Киеве, не имевшая никакого внешнего подчинения, указывает именно на арианскую

традицию, в рамках которой епископы избирались членами общины.

Хотя в X в. постоянно функционировал путь «из Варяг в Греки», киевский летописец,

выводивший славян и русь из Норика, довольно слабо представлял себе север. В его

представлении варяги — это основное население Волго-Балтийского пути от «земли

Агнянской», т.е. от южной части Ютландии, до «предела Симова», т.е. Волжской Болгарии.

Легенды о «признании варягов», отождествлявшихся с ярусами», он не знал, а варяги,

пришедшие в Киев с Владимиром, явно были славяноязычными, и изображения божеств в

созданном им пантеоне до деталей повторяли соответственные изваяния в святилищах

балтийских славян. Лишь со времен Ярослава в числе «варягов» окажутся и шведы,

поскольку на дочери шведского конунга (по матери, однако, тоже из балтийских славян)

Ингигерд женился в 1019 г. Ярослав. Около 1030 г. и в Константинополе в «варяжском

корпусе» появятся первые норманны. Само же сказание о «призвании варягов» будет

занесено из Новгорода и включено в киевскую летопись значительно позднее, видимо, уже

при Мстиславе, княжившим в Новгороде с 1096 по 1117 г. При этом сами новгородские

летописи настаивают на том, что «суть люди новгородстии от рода Варяжска», т.е. ветвь

балтийских славян, мигрировавших по Волга-Балтийскому пути, а не славян, заселявших

Восточную Европу из Подунавья.

В Новгороде была привлечена киевская летопись, доведенная до 1115 г. и именно в

редакции Лаврентьевской летописи. Но в части до 945 г. материал был заменен отчасти

собственно новгородским, отчасти галицким. В этой версии (отраженной и Длугошем) Олег

Вещий представлен не князем, а воеводой Игоря. Сама хронология событий перенесена с

конца IX — начала X в. на 20-е гг. X в., когда, судя по богемским источникам, шла борьба

Игоря с Олегом — сыном Олега Вещего.

Представление о привлечении в Новгороде Киевской летописи конца XI в. строилось

Шахматовым главным образом на основе предисловия, содержащегося в младшей редакции

Новгородской Первой летописи. Но он и сам позднее признавал, что предисловие (которое

он считал киевским) привлечено в Новгороде в начале XIII в. Между тем новгородское его

происхождение видно и из подчеркивания приоритета Новгорода, и из связи с кругом

хронографических памятников XIII в., создававшихся или переписывавшихся в Новгороде.

Предисловие было навеяно трагическим событием — падением Константинополя в

1204 г. Но это не значит, что написано оно по следам события. Константинополь оставался

под властью крестоносцев до 1261 г., что и определяет хронологические рамки его

написания. Не исключено, что автор предисловия и пономарь Тимофей, упомянутые

летописью в первом лице под 1230 г., — одно лицо. Он был близок к архиепископу Антонию

(ум. 1232), который в начале XIII в., еще со светским именем Добрыни Ядрейковича побывал

в Царьграде, а с 1220 по 1225 г. был епископом в Перемышле. Именно с ним могли попасть в

Новгород летописные тексты или идеи летописания галицких князей, потомков

новгородского князя Ростислава Владимировича.

Неоднозначность новгородского летописания вытекала из долговременного

сосуществования различно ориентированных политических институтов: княжеской власти,

архиепископской кафедры, владык, так или иначе посторонних по отношению к Новгороду,

и собственно городской, связанной с институтом посадничества. Различались по

направленности и новгородские монастыри — древние библиотеки и литературные центры.

И киевский текст здесь привлекался, видимо, в окружении одного из присланных из Киева

князей (при Мстиславе или его сыне Всеволоде), но он мог попасть сюда и через Галицкую

Русь. Позднее герой битвы на Калке Мстислав Удалой будет постоянно «разрываться»,

между Новгородом и Галичем. А интересовало летописца, привлекавшего киевскую

летопись, прежде всего начало династии киевских князей, которая связывалась с пришедшим

из Новгорода Игорем.

Проблема Нестора

С XVIII в. и до сих пор держится представление, что автором «Повести временных

лет» является Нестор, постриженник Печерского монастыря. По крайней мере, два

постриженника. Печерского монастыря, два Нестора имели отношение к историографии. О

ростовском епископе Несторе выше сказано: он мог иметь отношение к «Летописцу старому

Ростовскому», весьма чтимому выходцами из этого монастыря в начале XIII в. Но создание

«Повести временных лет» приписывается другому Нестору — автору двух бесспорно ему

принадлежавших сочинений: «Чтения о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия» игумена

Печерского.

Само стремление приписать одному лицу чуть ли не всю литературу двух столетий,

представление о летописании как едином древе заведомо неверно и просто невозможно в

условиях племенной и феодальной раздробленности, когда даже счет годам велся различно в

разных городах и даже разных монастырях одного города. Задача должна быть

сформулирована иначе: что написали Нестор, Сильвестр, Василий и другие, не названные по

именам летописцы и авторы иных исторических произведений. Определить это трудно

потому, что большинство таких произведений были безымянными. Нескромным почиталось

указывать свое имя в качестве составителя того или иного произведения (если оно не

предполагало прославления какого-то другого деятеля — церковного или светского) и тем

более настаивать на своем авторстве, как это проявилось у Сильвестра.

В сочинениях Нестора-агиографа можно найти некоторые сведения об авторе,

составить представление о его мировоззрении и «круге чтения», о языке и стиле. И, уже

отправляясь, от этих объективных данных, искать в летописи следы его воззрений и знаний.

В огромной литературе о Несторе найдется немало работ, в которых задача так и ставилась,

и вывод всегда был определенным: если летопись писал Нестор, то это был не тот Нестор,

что писал агиографические произведения. Но в популярных очерках летопись

приписывалась именно Нестору-агиографу. На практике это приводило к отказу от

выявления особенностей мировидения разных авторов киевской поры, к игнорированию

идеологических различий и даже противостояний, свойственных любой исторической эпохе.

В результате примитизировалось само мышление писателей и вообще людей того времени,

им отказывали даже в способности логически мыслить.

Если бы требовались доказательства несостоятельности такого самообольщения, то

достаточно было бы указать на «Слово о Законе и Благодати» митрополита киевского

Илариона: немного и в современной литературе найдется «слов» столь безупречно логически

выстроенных. И если Нестору приписывают явные противоречия привлечением летописных

текстов, то в этом не его вина.

Поскольку «проблема Нестора» — это понимание самого характера древнерусской

письменности и идеологии, понимание истоков культуры и традиций, необходимо задержать

внимание на тех сочинениях, где имя Нестора упоминается. Как было сказано, имя это есть в

Хлебниковском списке Ипатьевской летописи. В самом Ипатьевском списке летопись

приписывается анонимному черноризцу Печерского монастыря. Татищев знал еще два

списка, в которых упоминалось имя Нестора, в одном из них сохранялась и запись

Сильвестра. Нестора-летописца называет также Патерик Печерского монастыря, причем

особое внимание имени уделяется в редакциях середины XV в., когда в Северо-восточной

Руси напоминали об идеологическом сподвижнике Владимира Мономаха Сильвестре. Но

Патерик имел в виду другую летопись и другого Нестора, что в середине XV в., видимо, уже

не осознавалось.

Нестор-агиограф называет себя в обоих сочинениях, причем в «Житии Феодосия» и в

начале, и в конце. В «Повести временных лет» есть сюжеты этих произведений, и в ряде

случаев летописец называет себя «учеником Феодосия». Именно данные тексты обычно

увязываются с именем Нестора. Однако биографические сведения из жития противоречат

такому допущению. «Ученик Феодосия» пришел в Печерский монастырь 17 лет от роду, был

пострижен Феодосием, знал многих современников игумена лично. Нестор же «о блаженемь

и велицемь отци нашемь Феодосии оспытовая слышах от древьниих... отець, бывших в то

время». Принят же он был в монастырь игуменом Стефаном, «и яко же от того острижен быв

и мьнишьскыя одежа съподоблен, паки же и на дияконьскый сан от него изведен сый».

Очевидно, Нестор был моложе «ученика Феодосия», которому в «Повести временных

лет» принадлежит ряд больших текстов за вторую половину XI и начала XII в., в частности

тексты, связанные с начальной историей Печерского монастыря (притязания Сильвестра в

данном случае были бы вполне оправданы). Нестор же писал свои жития явно позднее.

Многое уже стерлось в памяти, и потому изложение как бы расплывается в пространстве и

времени. У Нестора почти нет имен и дат, он не употреблял «индиктов», не пользовался для

определения времени понятием «час». Он называет всего двух свидетелей времени Феодосия

по именам: бывшего келаря Федора и монаха Илариона, и оба упомянуты в прошедшем

времени. И писал он, судя по всему, не только много лет спустя после событий, но и за

пределами Киева: в стольном граде наверняка нашлись бы свидетели и полвека спустя после

кончины (в 1074 г.) Феодосия.

Видимо, не был знаком Нестор и с текстом «Повести временных лет». Оба сюжета его

сочинений обстоятельно изложены и в «Повести временных лет». И различия касаются не

только стиля и языка, но и основного содержания. Сами эти различия представляют чисто

историографический интерес: как одни и те же события воспринимались в разных местах и

разными авторами.

Сопоставление текстов житий и летописи показывает, что Нестор-агиограф не только

не был автором или редактором «Повести временных лет», но и не был знаком с этой

летописью. В самом Печерском монастыре он находился, видимо, недолго. Похоже, что он

ушел оттуда во Владимир Волынский либо вместе со Стефаном, либо вслед за ним. Лишь у

Нестора, в частности, упоминается монастырь под Владимиром, называвшийся не без

претензий «Святой горой» («Святой горой» называли монастыри на Афоне).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.