Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 1. Формирование и развитие исторических знаний



О. В. Сидоренко

Историография IX-нач. XX вв.

Отечественной истории

(учебное пособие)

©Издательство Дальневосточного университета 2004

ВЛАДИВОСТОК

2004 г.

Содержание

Предисловие ...................................................................................................................................3

Модуль 1. Формирование и развитие исторических знаний в IX-XVII вв..................................4

Лекция 1 .....................................................................................................................

1.1. Предмет, задачи, основные принципы историографии...................................................4

1.2. Этапы становления и развития древнерусской историографии, исторические знания

периода образования централизованного государства (IX-XV вв.)....................................10

Лекция 2 ................................................................................................................27

1.3. Русская историография XVI-XVII вв., особенности её развития.................................27

Модуль 2. Становление и развитие профессиональной исторической науки

в России (XVIII в.)........................................................................................................................41

Лекция 1 ................................................................................................................41

2.1. Петровские реформы, их влияние на формирование исторической науки.................41

2.2. Первые исторические работы начала XVIII в. ...........................................43

2.3. Исторические труды В.Н. Татищева ...........................................................50

Лекция 2 .......................................................................................................................................58

2.4. Историография второй четверти и середины XVIII в. (немецкие ученые, историки на

русской службе). М.В. Ломоносов .........................................................................................58

2.5. Просветительская историография во второй половине XVIII века .............................72

Лекция 3 .......................................................................................................................................89

2.6. Н.М. Карамзин «История государства Российского», место и значение работы

Н.М. Карамзина в исторической науке ..................................................................................89

Модуль 3. Историческая наука в 20-90 годы XIX века ..............................................................103

Лекция 1 .....................................................................................................................................103

3.1. Критическое направление в отечественной историографии 20-40 гг. XIX века ......103

3.2. Исторические взгляды М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова .............................................119

3.3. Исторические взгляды славянофилов ...........................................................................130

Лекция 2 .....................................................................................................................................142

3.4. Становление и развитие государственной школы .......................................................142

3.5. С.М. Соловьёв, «История России с древнейших времен» ..........................................156

Лекция 3 .....................................................................................................................................169

3.6. Исторические взгляды А.И. Герцина, Н.Г. Чернышевского, А.П. Щапова ..............169

3.7. Народническая историография ......................................................................................191

Лекция 4 .............................................................................................................207

3.8. В.О. Ключевский ........................................................................................207

3.9. Исторические взгляды П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова ...........224

Модуль 4. Особенности развития исторической науки в к. XIX — нач. XX вв. .....................252

Лекция 1 .....................................................................................................................................252

4.1. Марксистская концепция истории России....................................................................252

4.2. Основные тенденции в развитии историографии 1860-1910 г. ..................................265

Лекция 2 .....................................................................................................................................273

4.3. Исторические взгляды Н.П. Павлова-Сильванского ...................................................273

4.4. А.С. Лаппо-Данилевский «Методология истории» .....................................................278

4.5. Историческая концепция М.Н. Покровского. Н.А. Рожков........................................287

Литература .....................................................................................................................................290

Глоссарий.......................................................................................................................................291

Предисловие

Дорогие друзья! Перед Вами учебное пособие по историографии отечественной

истории. В широком смысле слова — это история исторической науки с момента её

зарождения до революционных потрясений 1917 года.

Как возникла историческая наука, какие факторы влияли на её формирование, каким

образом шла эволюция методологии истории, анализ творчества выдающихся российских

историков — вот тот круг основных проблем, который мы затрагиваем в данной работе с

целью оказать вам помощь при подготовке к экзаменам, формировании вас как

высококвалифицированных специалистов — историков.

В предлагаемом учебном пособии содержатся основные тенденции развития

российской исторической науки, особенности формирования теоретико-методологических

взглядов крупнейших исследователей прошлого, анализ содержания их работ.

Компьютерное учебное пособие построено в соответствии с принципами

исторической науки, с учетом основных работ исследовательского, учебно-

методологического характера по исторической науке.

Структура пособия состоит из четырех модулей, содержащих текстовое изложение

материала. В работу включен обширный справочный материал, позволяющий студентам

расширить свои познания.

Для понимания теоретико-методологических проблем исторической науки, получения

более полных подходах ученых — историков к событиям прошлого в учебном пособии

существует глоссарий, содержащий термины и понятия, относящиеся к историографии

России.

Каждый из четырех модулей содержит тестер — тренажер. Все они направлены на

закрепление материала, активизацию самостоятельной работы с текстом пособия,

справочным материалом и оценку знаний.

При подготовке учебного пособия автор использовал работы современных

российских ученых по истории исторической науки, справочную литературу.

Представленное учебное пособие, по понятным причинам (ограничение объема,

огромное количество материала), не претендует на полное исчерпывающее освещение

проблем становления и развития исторической науки, поэтому в дальнейшем возможны

изменения в содержательной части и структуре работы.

Модуль 1. Формирование и развитие исторических знаний

В IX-XVII вв.

Лекция 1

1.1. Предмет, задачи, основные принципы историографии

Слово «историография» происходит от древнегреческого — «история» —

исследование прошлого и «графо» — пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким

термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме,

периоду (например, историография Великой отечественной войны, историография

дворцовых переворотов XVIII в. и т.д.), имея в виду библиографию и анализ, критический

разбор литературы.

Иногда слово «историография» рассматривается как синоним исторической

литературы. Исходя из подобного понимания авторов исторических работ в прошлом

называли историографами. В Российской империи было звание придворного историографа,

которое получали ученые, занимающиеся написанием официальной истории страны.

Русскими историографами были Г.Ф. Миллер (1748 г.), в 1767 г. — М.М. Щербатов, в 1803 г.

Н.М. Карамзин. Придворные историографы получали жалование и имели доступ в архивы.

До начала XX века под историографией понимался сам процесс составления исторических

работ.

Понятие «история исторической науки» утверждается только в начале XX века. С

момента зарождения исторической науки слово «историография» служило её синонимом.

Российская историческая наука возникла в XVIII в., до этого времени идет сложный

длительный процесс накопления исторических знаний, благодаря появлению письменности

и возможности фиксации событий в рамках летописной традиции (простое воспроизводство

фактов). Летописцы не понимали движущих сил общественного развития, объясняя факты с

позиций провиденциализма (воля бога — главный двигатель истории). С течением времени

события пытаются объяснить психологией людей, участников событий, как правило

обличенных властью (князя, царя, императора).

Под влиянием европейских революций XVI-XVII вв. история рассматривается как

рациональный, прагматический процесс, обусловленный разумом и целями человека.

Появление подобных представлений в России наиболее ярко проявляются в царствование

Петра I, где кроме того, время петровских реформ порождает и первые опыты объяснения

исторических событий первой четверти XVIII в. В работах А.И. Манкиева («Ядро

Российской истории»), П.П. Шафирова («Северная война»), Ф. Прокоповича («История

императора Петра Великого …») и др.

По мере становления и развития профессиональной исторической науки происходит

сужение термина «историография». Возникает необходимость обобщения опыта,

составления научной библиографии, жизнеописания историков. Первый курс по

историографии, как предмету, изучающему историческую мысль, читался в России в 40-е

годы XIX в. в Казанском университете (профессор Иванов). Вслед за ним профессор

Лошняков читал курс «Очерки русской историографии» в Киевском университете в 40-50 гг.

XIX в., уделяя особое внимание русской летописной традиции, отмечая особую роль

немецких ученых — историков в становлении профессиональной исторической науки в

России.

Определенные сложности вызвало определение предмета истории исторической

науки. Одно время она понималась как сумма биографий отдельных историков с перечнем

их трудов. Подобный подход нашел отражение в названиях первых историографических

исследований. Работа выдающегося историка С.М. Соловьева называлась «Писатели русской

истории XVIII в.». Сборник статей о русских историках известного специалиста XIX в. по

русскому летописанию К.Н. Бестужева-Рюмина — «Биографии и характеристики». Однако

постепенно меняется взгляд на предмет исторической науки. Уже в работе М.О. Кояловича

«История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям»

(1884 г.), написанной с позиции славянофильство, историография рассматривается как

процесс развития исторической мысли, как часть самосознания народа, выразившаяся в

«научной обработке сознания прошлого». М.О. Коялович считал основателем русской

истории В.Н. Татищева, критиковал К.Н. Бестужева-Рюмина за подмену анализа

исторической мысли простым перечислением фамилий историков и их трудов. Коялович же

требовал от истории науки обнаружения преемственности и связи явлений. Поиски же

объективной истины в историографии бессмысленны, так как историки субъективны и

пристрастны в своих построениях.

Позиции Бестужева-Рюмина поддерживал В.С. Иконников. В своей работе «Опыт

русской историографии» он изложил историю, открытия и введения в научный оборот

различных источников, уделил много места описанию архивов, становлению археографии,

работе университетов, отказавшись от выявления направлений в исторической науке и

анализа закономерности её развития. Критическое изучение источников и литературы в их

постепенном развитии — вот основная задача историографии по Иконникову, т.е. он

смешивал в понятии «историография» и вопросы источниковедения, и проблемы теории

исторической науки, археографии.

В поддержку М.О. Кояловича выступили П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, А.С.

Лаппо-Данилевский. Главным для истории исторической науки они считали изучение смены

исторических концепций. Так П.Н. Милюков в своей известной работе «Главные течения

русской исторической мысли» (1913 г.) выступает против включения в предмет

историографии процесс расширения фактической базы исторических исследований,

организационных форм науки.

А.С. Лаппо-Данилевский в своих работах подменял историографию методологией

(теорией исторической науки), фактически историей философских идей. В целом, в

дореволюционной исторической науке не было единого подхода к пониманию предмета

историографии.

В первые года становления развития советской исторической науки многое из

дореволюционного наследия было утрачено. Школа М.Н. Покровского, с основным тезисом

«история — политика, опрокинутая в прошлое», подменила исследование науки классовой

полемикой. Процесс развития исторической науки — цель антагонизмов. Важным этапом в

определении предмета историографии стал учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская

историография» (1941 г.), где автор утверждает, что историография — это история

исторической науки, её задача показать историю развития исторической науки в связи с

общим развитием общественной и научной мысли, но подобные взгляда не получили тогда

поддержки.

В 1955 г. выходят академические «Очерки истории исторической науки в СССР», где

отмечалось что историография — это наука, изучающая историю накопления знаний о

развитии человеческого общества, историю совершенствования методов исторического

исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных

явлений. Это сближало историографию с историей общественной мысли. Анализ научных

концепций подменялся в «Очерках» анализом общественно-исторических взглядов

исследователей. Основное внимание авторы «Очерков» уделили изучению исторических

взглядов представителей революционного движения. В учебнике «Историография истории

СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (вышло

два издания: в 1961 г. и 1971 г.) под редакцией В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева под

предметом историографии понималось установление классовой сущности исторических

теорий. Борьба исторических направлений (дворянского, буржуазного, марксистского и др.)

преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над буржуазной. Особый

акцент в учебнике делали на изучение революционного направления. Фактически

исключены из предмета исторической науки оказался анализ процесса накопления

исторических фактов.

В начале 60-х годов на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о

периодизации советской исторической науки, предмете историографии. В ходе обсуждения

ряд ученых выступили за расширение предмета историографии: А.Л. Шапиро выступил за

включение в предмет истории исторической науки процессе внедрения исторических знаний

в жизнь. Его поддержал С.О. Шмидт, предложивший понимать под историографией не

только историю изучения исторического процесса, но и историю проникновения знаний о

развитии человечества и общества, интерес общества к историческим знаниям, степень их

распространения для оценки уровня развития исторической науки.

В 1962-1963 г. была проведена дискуссия, организованная журналом «Вопросы

истории», в ходе которой ряд историков выдвигают свои идеи понимания предмета

историографии. А.М. Сахаров определил предмет истории исторической науки, как

объективный процесс развития знаний о прошлом, обусловленный всем общественно-

экономическим развитием. Его поддержала академик М.В. Нечкина, предложившая

включить в предмет историографии изучение не только историю изучения собственной

страны, но и всемирной истории, а также историю специальных и вспомогательных

исторических дисциплин. Поддерживавший А.М. Сахарова и М.В. Нечкину, Е.Н.

Городецкий включил в предмет историографии изучение организационных форм

функционирования исторической науки на различных этапах её развития, эволюцию

системы научных учреждений и исторической периодики, состояние и изменение в

пропаганде исторических знаний, а также политику государства и различных общественных

сил в области исторической науки.

Таким образом, в 50-60-е г. XX в. Оформилось несколько подходов к определению

предмета историографии.

1. Историография — это история исторической мысли, сближая это определение предмета

истории исторической науки с историей философии, социологии, общественной мысли.

2. Расширение понятия предмета историографии (А.Л. Шапиро, С.О. Шмидт, Л.В.

Черепнин) вплоть до распространения исторических знаний в обществе и отражения

прошлого в произведениях литературы и искусства, т.е. историография — история

исторических знаний.

3. Историография — история исторической науки (А.М. Сахаров, М.В. Нечкина, Е.Н.

Городецкий и др.).

Гносеологической основой такого разброса в определении предмета историографии

является многообразие форм познания прошлого. Как подчеркивает А.В. Клименко, оно

может происходить:

1. в форме философских теорий, социологических схем;

2. путем создания художественных образов в литературе, искусстве, формах устного

предания, воспоминаниях, публицистических выступлениях (основа — исторические

факты);

3. с помощью научных исследований, основанных на критическом подходе к историческим

источникам.

Большинство современных исследователей в вопросе об определении предмета

историографии разделяют точку зрения А.М. Сахарова. Под историей исторической науки

они понимают процесс развития исторической науки и всех её подсистем, а под

историографией — науку, изучающую этот процесс. Таким образом, в широком смысле

историографией называют специальную историческую дисциплину, которая изучает

сложный, многогранный и противоречивый процесс развития исторической науки и его

закономерности.

Необходимо учитывать многозначность употребления термина «историография».

Академик И.Д. Ковальченко в монографии «Методы исторического исследования» отметил

основные варианты использования этого понятия:

1. историография как совокупность научных трудов о какой либо проблеме или периоде,

общественно-исторического развития (историография народничества и т.д.). В этом

случае под историографией понимается вся историческая литература, созданная по

данному вопросу на протяжении времени его научного изучения;

2. историография как совокупность исторических трудов, созданных в ту или иную эпоху,

на том или ином этапе исторической науки безотносительно к их тематическому

содержанию (историографии советского общества);

3. историография как работы по истории исторической науки.

К спорным вопросам в определении предмета историографии относится проблема

включения в него исторических взглядов деятелей культуры, философов, социологов,

общественных деятелей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.