Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Студентам необходимо знать. Вопрос первый: формирование мировоззрения В



 

Вопрос первый: формирование мировоззрения В. О. Ключевского и основные этапы его научной деятельности.

Вопрос второй: историю создания «Курса русской истории», его содержание, структуру. «Курс русской истории» как попытка проблемного подхода к изложению истории.

Вопрос третий:представление В. О. Ключевского о задачах изучения истории; подход ученого к историческим источникам; его отношение к проблеме закономерности исторического процесса; представления о движущих силах истории; схему социально-исторического процесса; видение В. О. Ключевским роли государства, народа и личности в истории; философские взгляды историка: эволюция от позитивизма к неокантианству (см. лекции I–IV «Курса русской истории»).

Вопрос четвертый: четыре периода русской истории, их особенности; принцип периодизации; роль различных факторов в историческом развитии России (см. лекцию II «Курса русской истории»).

Вопрос пятый: оценку исторического наследия В. О. Ключевского в отечественной историографии. Определить направление, к которому принадлежал историк.

Обязательносравнение основных положений исторических концепций В. О. Ключевского и С. М. Соловьева.

Семинарское занятие № 7

В. О. Ключевский о петровских преобразованиях

В России

План

 

1. В. О. Ключевский о месте XVII века в российской истории.

2. Характеристика преобразований Петра I. Проблема успешности и эффективности реформ.

3. Петр I – человек и государь – в изображении В. О. Ключевского. Отношение народа к Петру I.

4. Оценка В. О. Ключевским предшествующей историографии по истории петровских реформ.

 

Источники

1. Ключевский, В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники / В. О. Ключевский. – М.: Мысль, 1993. – С. 147–224.

2. Ключевский, В. О. Сочинения: в 9-ти т. / В. О. Ключевский. – Т. 3. Курс русской истории. – Ч. 3 / под ред. В. Л. Янина. – М.: Мысль, 1988. – Лекции XLI–LVIII. – 416 с.

3. Ключевский, В. О. Сочинения: в 9-ти т. / В. О. Ключевский. – Т. 4. Курс русской истории. – Ч. 4 / под ред. В. Л. Янина. – М.: Мысль, 1989. – Лекции LIX–LXIX. – С. 5–235.


Литература

 

1. Александров, В. А. Послесловие / В. А. Александров // Ключевский, В. О. Сочинения: в 9-ти т. – Т. 3. Курс русской истории. – Ч. 3. – С. 343–362.

2. Александров, В. А. Послесловие / В. А. Александров // Ключевский, В. О. Сочинения: в 9-ти т. – Т. 4. Курс русской истории. – Ч. 4. – С. 332–351.

3. Астахов, В. И. Курс лекций по русской историографии. – Часть вторая (Эпоха промышленного капитализма) / В. И. Астахов. – Харьков: Изд-во Харьковского госуниверситета, 1962. – Лекция 8. – С. 196–197.

4. Баггер, Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований / Х. Багер. – М.: Прогресс, 1985. – 200 с.

5. Историография истории России до 1917 г.: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. / под ред. М. Ю. Лачаевой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Т. 2. – Гл. 21. – С. 190–197.

6. Историография истории СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции / под ред. В. Е. Иллерицкого и И. А. Кудрявцева: учебник для студентов исторических факультетов университетов и педагогических институтов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1971. – Гл. 23. – С. 277–279.

7. Наумова, Г. Р. Историография истории России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Р. Наумова, А. Е. Шикло. – М.: Академия, 2008. – Гл. 4. – С. 250–251, 252–253.

8. Рубинштейн, Н. Л. Русская историография / Н. Л. Рубинштейн. – ОГИЗ: Госполитиздат, 1941. – Гл. 26. – С. 467–468.

9. Сахаров, А. М. Историография истории СССР. Досоветский период: учебное пособие / А. М. Сахаров. – М.: Высшая школа, 1978. – Лекции 11–12. – С. 187–188.

10. Шапиро, А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г.: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / А. Л. Шапиро. – М.: Культура, 1993. – Лекция 30. – С. 543–545.

 

 


Студентам необходимо знать

 

Вопрос первый: о подготовленности петровских реформ в XVII веке, начале «новой русской истории» с XVII века по В. О. Ключевскому (см. «Курс русской истории». – Ч. 3).

Вопрос второй:представления историка о целях и сути петровских реформ, оценку их результатов; В. О. Ключевский о петровских преобразованиях и Северной войне (см. «Курс русской истории». – Ч. 4. – Лекции LXI–LXVIII).

Вопрос третий: анализ лекций LIX, LX, LXIX («Курс русской истории». – Ч. 4).

Вопрос четвертый: анализ лекции LXVIII («Курс русской истории». – Ч. 4).

 

Обязательносравнение представлений о роли Петра I в истории у В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина.

Семинарское занятие № 8

(зачетное)

Сравнительный анализ основных положений

Исторических концепций Н. М. Карамзина,

С. М. Соловьева, В. О. Ключевского

План

1) Основная проблематика исследований историков.

2) Представления историков о предмете и задачах исторической науки.

3) Отношение историков к источнику и историческому факту.

4) Представление историков о движущих силах исторического процесса.

5) Отношение историков к проблеме закономерности исторического развития.

6) Видение историками роли народа, государства и личности в истории.

7) Основа философских взглядов историков.

8) Представления историков об основных периодах русской истории и их особенностях, принципах периодизации.

9) Направления, к которым принадлежат историки.

10) Сравнение описания историками важнейших вех русской истории (царствования Ивана IV, Петра I, Екатерины II и др.). По выбору студентов.

Студентам необходимо при проведении сравнения опираться на материалы предыдущих семинарских занятий, посвященных научному творчеству Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского. Сравнительный анализ позволит выявить различия между дворянским и буржуазным направлениями в отечественной исторической науке. На занятии студенты используют таблицу «Историки России».


IV. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.