Вводная лекция: Мировое востоковедение и отражение в нем новой и новейшей истории Азии и Африки
-
-
Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
-
-
Советское востоковедение как научно-образовательный и интеллектуальный феномен
-
Российское востоковедение в конце XX- начале XXI вв.
-
Востоковедение в постсоветских государствах Центральной Азии
-
Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу
-
-
Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе
-
-
«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).
-
-
Американское востоковедение между наукой и политикой
-
Восток в фокусе азиат-ской науки и аналитики. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения
-
-
Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму
-
-
Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению
-
-
Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?
-
-
Всего
4.2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
№
п/п
Тематический план
1.
Общая характеристика науки о Востоке.
Российское востоковедение: прошлое, настоящее, будущее
Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
Исторические связи России со странами Востока и возникновение российского востоковедения. Роль иностранных ученых в становлении востоковедных традиций российской науки и практики. Академическое и практическое востоковедение XVIII - XIX вв. Создание Азиатского департамента Министерства иностранных дел России. Российский генеральный штаб и Азия (научно-аналитическая работа и разведка). Российские путешественники и военные – исследователи Востока (Н. Пржевальский, П. Кропоткин, А. Куропаткин, Л. Корнилов, К. Маннергейм и др.).
Университетское востоковедение России в 19 в. – столичные и региональные центры. Азиатский музей – центр отечественной науки о Востоке XIX – начала XX вв. Жизнь и исследования В. Радлова. Создание восточного факультета в Санкт-Петербургском университета (1855 г.). А. Казем-бек – первый декан ВФ Санкт-Петербургского университета. Российское географическое общество: восточное направление экспедиций и исследований. С.Витте и создание Российского общества востоковедов в начале XX в.
Дисциплинарная структура, основные школы и методы востоковедческих исследований в дореволюционной России.
2.
Советское востоковедение как научно-интеллектуальный и образовательный феномен
Октябрьский переворот 1917 г. и его влияние на судьбу отечественного востоковедения. Всероссийская ассоциация востоковедов – новая форма организации науки и практики. Роль востоковедов дореволюционной школы в сохранении традиций науки и Востоке (Б. Владимирцов, В. Бартольд, В. Алексеев, В. Струве, И. Крачковский и др.). Востоковедение и востоковеды на службе большевистского режима. Коминтерн и создание политико-пропагандистских структур востоковедного профиля (Международный аграрный институт, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.).
Приход в науку и прикладную аналитику нового поколения отечественных востоковедов (И. Рейснер, Р. Ульяновский и др.). Возрождение академической науки и научно-политические дискуссии 1930-х гг. Первый вузовский учебник по новой истории колониальных и зависимых стран (1940 г.) и проблемы преподавания истории Востока в высшей и средней школе.
Советское востоковедение в период Великой отечественной войны. Востоковеды на фронте и в эвакуации (Средняя Азия).
Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период. Развитие национально-республиканских школ востоковедческого знания и образования (Средняя Азия). Подьем национально-освободительного движения в 1950-е – 1970-е гг. и его влияние на советское востоковедение (изменения в инфраструктуре, тематике, концептуально-методологической базе). Дискуссии об азиатском способе производства. Разработка и применение концепции социалистической ориентации (некапиталистического развития) освободившихся стран Азии и Африки. Роль Международного отдела ЦК КПСС в политизации ведущих научно-академических центров советского востоковедения (Б. Пономарев, Р. Ульяновский, К. Брутенц и др.). Вклад вузовского востоковедения в развитие науки и подготовки кадров.
Основные востоковедческие школы и направления 1970-х – начала 1990-х гг. Новации в теории и практике востоковедческих исследований (политологическое направление – Вл. Ли, В. Хорос, В. Максименко и др., социально-экономическое направление – А. Левковский, Р. Ланда культурологическое направление – Б. Ерасов, религиоведческое направление – Л. Полонская, А. Вафа и др.). Концепция синтеза традиционного и современного – важный шаг к использованию цивилизационного метода. Н. Симония как лидер инновационного направления. Роль личности в развитии и организации востоковедческого знания – от контролируемого академизма(Б. Гафуров) к многопрофильной аналитике и прогностике (Е. Примаков)
Возрождение Общества востоковедов в начале 1980-х гг. и научно-организационные инициативы позднесоветского периода. Последний Всесоюзный съезд востоковедов (Махачкала, 1991 г.).
Российское востоковедение в конце XX – начале XXI вв.
Российское востоковедение на переходном этапе (1990-е гг.): кризис парадигмы и организации. Материальные и кадровые проблемы (смена поколений и др.). Изменения в географии и структуре востоковедческой науки и аналитики и ее связи с практикой. 6-томная академическая «История Востока» и преемственность отечественной востоковедческой традиции. Институт востоковедения РАН – научно-организационный центр отечественного востоковедения: либеральный патернализм руководства (Р. Рыбаков, В. Исаев), концептуальность и инновации «золотого запаса» (Л. Алаев, В. Наумкин, , Р. Ланда, В. Белокреницкий и др.).
Институт стран Азии и Африки при МГУ и его роль в подготовке востоковедческих кадров и учебной литературы. Основные учебники по новой и новейшей истории Востока 1990-х – начала 2000-х гг.
Особенности профиля и работы научно-отраслевых востоковедческий центров. Комплексная восточная полития в МГИМО МИД РФ (А. Богатуров, А. Воскресенский и др.).
Региональное российское востоковедение пост-советского периода: основные центры, школы, лидеры. Востоковедение в Сибири и на Алтае (В. Дацышен, В. Моисеев, В. Бойко, С. Комиссаров и др.). Связь между востоковедением и смежными социально-гуманитарными дисциплинами (регионоведением, краеведением и др. – «феномен» А. Контева-В. Бородаева).
Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии
Распад СССР и смена научно-идеологических парадигм в востоковедении независимых государств Центральной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг. Востоковедческие школы центральноазиатского региона между национализмом, политикой и наукой. Влияние Запада на концептуальные подходы, организацию и финансирование центральноазиатского востоковедения (программы, фонды, институты). Особенности востоковедческих комплексов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана: учреждения, лидеры, научно-образовательная продукция. Россия и страны Центральной Азии: соперничество и сотрудничество в области востоковедения (Российско-Кыргызский Славянский Университет, Российско-Таджикский Славянский Университет и др.).
Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв.
Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу
Политика Великобритании на Востоке в XVIII – XX вв. и зарождение британского колониального востоковедения. Военные, чиновники, торговцы и миссионеры – пионеры исследования Востока. Возникновение общественных и государственных профильных структур востоковедческого профиля (Азиатское королевское общество и др.). Университеты как центры востоковедческой науки и подготовки кадров в XIX – начале XXI вв. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета – ведущий учебно-образовательный центр британского востоковедения. Роль Кембриджского и Оксфордского университетов в развитии востоковедческой науки. Британская академия и развитие востоковедческого знания в конце XX – начале XXI вв. Соревновательность и материально-финансовые источники науки о Востоке: британский опыт.
Жанрово-тематические особенности востоковедческого знания в Великобритании в позднеимперский и пост-имперский период. Ведущие
британские востоковеды XIX – начала XXI вв. (А. Бернс, А. Вамбери, Г. Роулинсон, П. Сайкс, А. Стейн, А. Тойнби и др.).
Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе
Германия на Востоке – позиция «третьей силы» в конце XIX – первой половине XX вв. и становление германского военно-прикладного востоковедения (О. фон Хентиг и О. Нидермайер). Расистские концепции германского востоковедения межвоенного и военного периода об «арийском братстве» с некоторыми народами Азии.
Возрождение германского научного и практического востоковедения в 1950-е – 1970-е гг. Роль государственных и неправительственных структур в развитии связей со странами Востока и научного знания о них (Немецкое исследовательское общество, Немецкая служба академических обменов – ДААД, фонды Фольксвагена, Тиссена, Герды Хенкель и др.).
Основные центры научно-прикладного, академического и университетского востоковедения (Восточный институт в Гамбурге, университеты Берлина, Бонна, Кельна, Гейдельберга, Бамберга, Галле, Бохума и др.). Научные направления, школы и лидеры германского востоковедения (арабистика, иранистика, афганистика, индология и др.).
Общественные организации востоковедческого профиля и их роль в развитии и распространении востоковедческих знаний (Германская ассоциация исследования Среднего Востока, Рабочая группа по Афганистану и др.).
«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).
Характеристика основных школ и направлений центрально-/, восточно-/ и северо-европейского востоковедения: кадры, идеи, институты
Американское востоковедение между наукой и политикой
Мессианская внешняя политика США после первой мировой войны и зарождение американского востоковедения. О. Латтимор – пионер междисциплинарного исследования Внутренней Азии.
Вторая мировая война и активизация востоковедческой науки и практики в 1940-е – начале 1950-х гг. Р. Фрай – востоковед-энциклопедист.
Зарождение основных проблемно-дисциплинарных научных школ («плеяд») американского востоковедения в 1960-е – 1970-е гг. Организационный рост и научно-отраслевая экспансия науки о Востоке в США (Ассоциация азиатских исследований, Азиатское общество и др.). Американские университеты – центры востоковедческой науки и подготовки кадров (Гарвардский, Колумбийский, Принстонский, Стэнфордский и др. университеты и их специализированные востоковедческие центры и программы).
Сила и слабость американского востоковедения в 1980-е – начале 2000-х гг.: связь с политикой и экономикой, отраслевая гибкость и др. Материально-финансовая база науки о Востоке (фонды, программы, стипендии и др.). Общественные организации востоковедческого профиля (Ассоциация азиатских исследований, Общество изучения Центральной Евразии и др.) и их роль в интернационализации науки о Востоке. Этнические азиаты и их место в американском востоковедении.
Основные концепции и подходы американского востоковедения: энциклопедизм и специализация, «ориентализм» Э. Саида, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Большая Центральная Азия» Р. Кенфилда и Ф. Старра, «Большой Средний Восток».
Восток в фокусе азиатской науки а аналитики
Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения
Традиционное китайское востоковедение до образования КНР.Китайское востоковедение во второй половине XX – начале XXI вв. Особенности изучения Востока в Гонконге и на Тайване.
Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму
Связь индийского востоковедения с британской школой науки о Востоке. Дж. Неру и развитие национальной историографии независимой Индии. Основные центры изучения национальной истории и зарубежной азиатики (университеты, научно-аналитические центры и др. – Университет им. Дж.Неру в Дели, Кашмирский университет в Сринагаре, Центр социальных и культурных исследований в Колкате и др.). Ведущие востоковеды Индии (Махаланобис, М. Хайдар, Варику, А. Патнаик и др.). Новые направления и подходы в индийском востоковедении (изучение Азиатской России и Евразии и др.).
Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии
к многоотраслевому восточному регионоведению
История движения за создание Пакистана – первая и основная тема пакистанской гуманитарной науки. Пешаварский университет и его роль в развитии знания о зарубежном Востоке (в т.ч. Центральной Азии, Китае, России). Региональные университеты – центры изучения местных народов и культур (Академия белуджеведения в университете Кветты и др.). Роль государства, армии и разведки в формировании научных концепций и знаний о национальной и зарубежной истории. Институт стратегических исследований и Институт региональных исследований – мозговые центры официальной аналитики и прогностики о Востоке.
Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?
Официальная история и историография в Афганистане в конце XIX – начале XX вв. (Файз Мухаммад и его работы). Общественно-политическая деятельность и научное творчество М.Г.М. Губара в 1920-е – 1970-е гг. («Афганистан на пути истории»). Национальная история и азиатский мир в работах афганских авторов конфликтного времени (1980-е – начало 2000-х гг.). Исследования представителей афганской диаспоры.
Востоковедение в других странах Азии (Турция, арабский мир, Иран, Монголия, Корея, Япония и др.)
Арабы – пионеры всемирного историописания. Современные школы арабского востоковедения. Турецкие проекты создания многотомных историй тюркского мира. Иранская историография о развитии персидского мира и Востока. Евразийская идеология и особенности японского востоковедения.
Становление востоковедения в Израиле и мировое израилеведение, его связь с гебраистикой и диаспороведением
Взаимосвязь религии, науки и политики в изучении истории еврейского народа и государства. Возникновение государства Израиль и израильского научно-аналитического комплекса востоковедческого профиля. Общественно-научные организации по изучению евреев и Израиля (на примере «Сефэра» в России).