Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

По специальности 050401.65 «История» с доп. спец. «Юриспруденция»



Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы  
Вводная лекция: Мировое востоковедение и отражение в нем новой и новейшей истории Азии и Африки - -  
Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения - -  
Советское востоковедение как научно-образовательный и интеллектуальный феномен -  
Российское востоковедение в конце XX- начале XXI вв. -  
Востоковедение в постсоветских государствах Центральной Азии -  
Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу - -  
Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе - -  
«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.). - -  
Американское востоковедение между наукой и политикой -  
Восток в фокусе азиат-ской науки и аналитики. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения - -  
Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму - -  
Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению - -  
Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории? - -  
  Всего    

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Тематический план  
1. Общая характеристика науки о Востоке. Российское востоковедение: прошлое, настоящее, будущее Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения Исторические связи России со странами Востока и возникновение российского востоковедения. Роль иностранных ученых в становлении востоковедных традиций российской науки и практики. Академическое и практическое востоковедение XVIII - XIX вв. Создание Азиатского департамента Министерства иностранных дел России. Российский генеральный штаб и Азия (научно-аналитическая работа и разведка). Российские путешественники и военные – исследователи Востока (Н. Пржевальский, П. Кропоткин, А. Куропаткин, Л. Корнилов, К. Маннергейм и др.). Университетское востоковедение России в 19 в. – столичные и региональные центры. Азиатский музей – центр отечественной науки о Востоке XIX – начала XX вв. Жизнь и исследования В. Радлова. Создание восточного факультета в Санкт-Петербургском университета (1855 г.). А. Казем-бек – первый декан ВФ Санкт-Петербургского университета. Российское географическое общество: восточное направление экспедиций и исследований. С.Витте и создание Российского общества востоковедов в начале XX в. Дисциплинарная структура, основные школы и методы востоковедческих исследований в дореволюционной России.  
2. Советское востоковедение как научно-интеллектуальный и образовательный феномен Октябрьский переворот 1917 г. и его влияние на судьбу отечественного востоковедения. Всероссийская ассоциация востоковедов – новая форма организации науки и практики. Роль востоковедов дореволюционной школы в сохранении традиций науки и Востоке (Б. Владимирцов, В. Бартольд, В. Алексеев, В. Струве, И. Крачковский и др.). Востоковедение и востоковеды на службе большевистского режима. Коминтерн и создание политико-пропагандистских структур востоковедного профиля (Международный аграрный институт, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.). Приход в науку и прикладную аналитику нового поколения отечественных востоковедов (И. Рейснер, Р. Ульяновский и др.). Возрождение академической науки и научно-политические дискуссии 1930-х гг. Первый вузовский учебник по новой истории колониальных и зависимых стран (1940 г.) и проблемы преподавания истории Востока в высшей и средней школе. Советское востоковедение в период Великой отечественной войны. Востоковеды на фронте и в эвакуации (Средняя Азия). Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период. Развитие национально-республиканских школ востоковедческого знания и образования (Средняя Азия). Подьем национально-освободительного движения в 1950-е – 1970-е гг. и его влияние на советское востоковедение (изменения в инфраструктуре, тематике, концептуально-методологической базе). Дискуссии об азиатском способе производства. Разработка и применение концепции социалистической ориентации (некапиталистического развития) освободившихся стран Азии и Африки. Роль Международного отдела ЦК КПСС в политизации ведущих научно-академических центров советского востоковедения (Б. Пономарев, Р. Ульяновский, К. Брутенц и др.). Вклад вузовского востоковедения в развитие науки и подготовки кадров. Основные востоковедческие школы и направления 1970-х – начала 1990-х гг. Новации в теории и практике востоковедческих исследований (политологическое направление – Вл. Ли, В. Хорос, В. Максименко и др., социально-экономическое направление – А. Левковский, Р. Ланда культурологическое направление – Б. Ерасов, религиоведческое направление – Л. Полонская, А. Вафа и др.). Концепция синтеза традиционного и современного – важный шаг к использованию цивилизационного метода. Н. Симония как лидер инновационного направления. Роль личности в развитии и организации востоковедческого знания – от контролируемого академизма(Б. Гафуров) к многопрофильной аналитике и прогностике (Е. Примаков) Возрождение Общества востоковедов в начале 1980-х гг. и научно-организационные инициативы позднесоветского периода. Последний Всесоюзный съезд востоковедов (Махачкала, 1991 г.).  
Российское востоковедение в конце XX – начале XXI вв. Российское востоковедение на переходном этапе (1990-е гг.): кризис парадигмы и организации. Материальные и кадровые проблемы (смена поколений и др.). Изменения в географии и структуре востоковедческой науки и аналитики и ее связи с практикой. 6-томная академическая «История Востока» и преемственность отечественной востоковедческой традиции. Институт востоковедения РАН – научно-организационный центр отечественного востоковедения: либеральный патернализм руководства (Р. Рыбаков, В. Исаев), концептуальность и инновации «золотого запаса» (Л. Алаев, В. Наумкин, , Р. Ланда, В. Белокреницкий и др.). Институт стран Азии и Африки при МГУ и его роль в подготовке востоковедческих кадров и учебной литературы. Основные учебники по новой и новейшей истории Востока 1990-х – начала 2000-х гг. Особенности профиля и работы научно-отраслевых востоковедческий центров. Комплексная восточная полития в МГИМО МИД РФ (А. Богатуров, А. Воскресенский и др.). Региональное российское востоковедение пост-советского периода: основные центры, школы, лидеры. Востоковедение в Сибири и на Алтае (В. Дацышен, В. Моисеев, В. Бойко, С. Комиссаров и др.). Связь между востоковедением и смежными социально-гуманитарными дисциплинами (регионоведением, краеведением и др. – «феномен» А. Контева-В. Бородаева).  
Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии Распад СССР и смена научно-идеологических парадигм в востоковедении независимых государств Центральной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг. Востоковедческие школы центральноазиатского региона между национализмом, политикой и наукой. Влияние Запада на концептуальные подходы, организацию и финансирование центральноазиатского востоковедения (программы, фонды, институты). Особенности востоковедческих комплексов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана: учреждения, лидеры, научно-образовательная продукция. Россия и страны Центральной Азии: соперничество и сотрудничество в области востоковедения (Российско-Кыргызский Славянский Университет, Российско-Таджикский Славянский Университет и др.).  
Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу Политика Великобритании на Востоке в XVIII – XX вв. и зарождение британского колониального востоковедения. Военные, чиновники, торговцы и миссионеры – пионеры исследования Востока. Возникновение общественных и государственных профильных структур востоковедческого профиля (Азиатское королевское общество и др.). Университеты как центры востоковедческой науки и подготовки кадров в XIX – начале XXI вв. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета – ведущий учебно-образовательный центр британского востоковедения. Роль Кембриджского и Оксфордского университетов в развитии востоковедческой науки. Британская академия и развитие востоковедческого знания в конце XX – начале XXI вв. Соревновательность и материально-финансовые источники науки о Востоке: британский опыт. Жанрово-тематические особенности востоковедческого знания в Великобритании в позднеимперский и пост-имперский период. Ведущие британские востоковеды XIX – начала XXI вв. (А. Бернс, А. Вамбери, Г. Роулинсон, П. Сайкс, А. Стейн, А. Тойнби и др.).  
  Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе Германия на Востоке – позиция «третьей силы» в конце XIX – первой половине XX вв. и становление германского военно-прикладного востоковедения (О. фон Хентиг и О. Нидермайер). Расистские концепции германского востоковедения межвоенного и военного периода об «арийском братстве» с некоторыми народами Азии. Возрождение германского научного и практического востоковедения в 1950-е – 1970-е гг. Роль государственных и неправительственных структур в развитии связей со странами Востока и научного знания о них (Немецкое исследовательское общество, Немецкая служба академических обменов – ДААД, фонды Фольксвагена, Тиссена, Герды Хенкель и др.). Основные центры научно-прикладного, академического и университетского востоковедения (Восточный институт в Гамбурге, университеты Берлина, Бонна, Кельна, Гейдельберга, Бамберга, Галле, Бохума и др.). Научные направления, школы и лидеры германского востоковедения (арабистика, иранистика, афганистика, индология и др.). Общественные организации востоковедческого профиля и их роль в развитии и распространении востоковедческих знаний (Германская ассоциация исследования Среднего Востока, Рабочая группа по Афганистану и др.).  
«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.). Характеристика основных школ и направлений центрально-/, восточно-/ и северо-европейского востоковедения: кадры, идеи, институты  
Американское востоковедение между наукой и политикой Мессианская внешняя политика США после первой мировой войны и зарождение американского востоковедения. О. Латтимор – пионер междисциплинарного исследования Внутренней Азии. Вторая мировая война и активизация востоковедческой науки и практики в 1940-е – начале 1950-х гг. Р. Фрай – востоковед-энциклопедист. Зарождение основных проблемно-дисциплинарных научных школ («плеяд») американского востоковедения в 1960-е – 1970-е гг. Организационный рост и научно-отраслевая экспансия науки о Востоке в США (Ассоциация азиатских исследований, Азиатское общество и др.). Американские университеты – центры востоковедческой науки и подготовки кадров (Гарвардский, Колумбийский, Принстонский, Стэнфордский и др. университеты и их специализированные востоковедческие центры и программы). Сила и слабость американского востоковедения в 1980-е – начале 2000-х гг.: связь с политикой и экономикой, отраслевая гибкость и др. Материально-финансовая база науки о Востоке (фонды, программы, стипендии и др.). Общественные организации востоковедческого профиля (Ассоциация азиатских исследований, Общество изучения Центральной Евразии и др.) и их роль в интернационализации науки о Востоке. Этнические азиаты и их место в американском востоковедении. Основные концепции и подходы американского востоковедения: энциклопедизм и специализация, «ориентализм» Э. Саида, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Большая Центральная Азия» Р. Кенфилда и Ф. Старра, «Большой Средний Восток».  
Восток в фокусе азиатской науки а аналитики Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения Традиционное китайское востоковедение до образования КНР.Китайское востоковедение во второй половине XX – начале XXI вв. Особенности изучения Востока в Гонконге и на Тайване.  
Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму Связь индийского востоковедения с британской школой науки о Востоке. Дж. Неру и развитие национальной историографии независимой Индии. Основные центры изучения национальной истории и зарубежной азиатики (университеты, научно-аналитические центры и др. – Университет им. Дж.Неру в Дели, Кашмирский университет в Сринагаре, Центр социальных и культурных исследований в Колкате и др.). Ведущие востоковеды Индии (Махаланобис, М. Хайдар, Варику, А. Патнаик и др.). Новые направления и подходы в индийском востоковедении (изучение Азиатской России и Евразии и др.).  
Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению История движения за создание Пакистана – первая и основная тема пакистанской гуманитарной науки. Пешаварский университет и его роль в развитии знания о зарубежном Востоке (в т.ч. Центральной Азии, Китае, России). Региональные университеты – центры изучения местных народов и культур (Академия белуджеведения в университете Кветты и др.). Роль государства, армии и разведки в формировании научных концепций и знаний о национальной и зарубежной истории. Институт стратегических исследований и Институт региональных исследований – мозговые центры официальной аналитики и прогностики о Востоке.  
Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории? Официальная история и историография в Афганистане в конце XIX – начале XX вв. (Файз Мухаммад и его работы). Общественно-политическая деятельность и научное творчество М.Г.М. Губара в 1920-е – 1970-е гг. («Афганистан на пути истории»). Национальная история и азиатский мир в работах афганских авторов конфликтного времени (1980-е – начало 2000-х гг.). Исследования представителей афганской диаспоры.  
Востоковедение в других странах Азии (Турция, арабский мир, Иран, Монголия, Корея, Япония и др.) Арабы – пионеры всемирного историописания. Современные школы арабского востоковедения. Турецкие проекты создания многотомных историй тюркского мира. Иранская историография о развитии персидского мира и Востока. Евразийская идеология и особенности японского востоковедения.  
Становление востоковедения в Израиле и мировое израилеведение, его связь с гебраистикой и диаспороведением Взаимосвязь религии, науки и политики в изучении истории еврейского народа и государства. Возникновение государства Израиль и израильского научно-аналитического комплекса востоковедческого профиля. Общественно-научные организации по изучению евреев и Израиля (на примере «Сефэра» в России).  

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.