Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТЫЙ ФЕОДАЛИЗМ (сер. IX – XIIIв.)

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (кон. VIII – сер. IX в)

 

Карл Великий (742-814) и папа Адриан I.

 

Франкское государство каролингов оказывало большое влияние на судьбы Европы. Тесные контакты связывали его правителей с папами Рима. Папа короновал Карла Великого, так что королевство стало империей. С его правлением связан экономический и культурный подъем, который нашел выражение, в частности, в росте интереса к античности. Этот интерес обусловлен разными причинами: 1. не много времени прошло с падения западной римской империи (некоторые семьи могли еще хранить память о своих предках, которые осваивали территорию) 2. процветали монастыри, усилиями их поддерживалась чистая, а не вульгарная латынь, переписывались в скрипториях тексты. Огромное количество античных источников сохранилось благодаря рукописям средних веков (большая часть датируется 12-15 в, но каролингские – 8-9 вв). Переписывали Плиния старшего, также Колумеллу (автор, который писал о сельском хозяйстве), Палладия (4 в, тоже писал на экономические темы, о сельском хозяйстве). Т.е. в этом случае интерес к экономике стимулировал интерес к классической древности.

В Англии и в Ирландии, в местных монастырях, сохранялись традиции древней, дохристианской поры. Речь идет о культуре друидов, замкнутой общности. Друиды сильно повлияли на христианскую культуру британских островов, особенно в монастырях Ирландии. Это тонкий вопрос, его не докажешь какими-то особенными фактами. Но есть пример – миниатюры, которые сохраняют иконографические традиции даже доримской поры. В самой Англии, в г. Йорке, в 8м в, создается монастырская школа, которую курировал местный епископ (под школой здесь подразумевается общежитие монахов с обучением). Такие монастыри-культурные центры прослеживаются вплоть до Константинополя. Одним из представителей таких англо-ирландских культурных центов – Беда Достопочтенный.

Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis, жил на рубеже VII-VIII вв). Это был ученый монах, углубленно изучающий историю. В 11м веке эти королевства будут перекрыты норманнами и норманнский период приведет на несколько столетий к расколу население на британских островах (англо-британская масса в подчинении, а норманны получат привелегированное положение). Беда интересовался историей англо-саксов, написал «Церковную историю англов» на латыни (Historia ecclesiastica gentis Anglorum), кроме того, был автором всемирной хроники (но это было тогда в моде). Самое же интересное – его изыскания в области хронологии – 2 главных сочинения: «Книга о временах» и «О расчете времен». Эти 2 трактата содержат массу рассуждений об эрах, столбцы событий и дат. За главной эрой выступает христианское летоисчисление (вспомним Дионисия Малого, но это туманная фигура, а после Беды это уже входит в традицию).

 

МОНАХИ-МИССИОНЕРЫ

Среди них был Алкуин (жил в VIII в), прекрасно образованный человек, в 751 г. получил церковно-дипломатическое благословение отправиться на материк, сблизился с Карлом Великим, в итоге стал одной из важнейших фигур каролингского возрождения. Заботился о школьном образовании, создан привилегированный лицей для знатных семей (Schola Palatina) – Палатинскую школу, которая находилась изначально в Аахене (долгое время был столицей Карла Великого), затем перенесена в Париж. Основывались также школы при монастырях. Особенно важно отметить школу при монастыре в городе Тур, при ней был создан замечательный scriptorium. Турское аббатство и турский скрипториум стал одним из наиболее значимых центров по распространению книг (второй – в Фулде). Они буквально выплескивали из себя рукописи писания и античных авторов. Помимо организаторской деятельности Алкуина стоит заметить также писательскую. Важная часть его литературного творчества – Didascalia (термин заимтсовован из греческого, им обозначались записи о театральных представлениях, до нас дошли камни с дидаскалиями, но в этом случае обозначает «учебник»). Учебники по 3м дисциплинам (грамматика, риторика, диалектика) составлялись Алкуином. Также: «О добродетелях и пороках». Любпытны также диалоги, в которых он подражал древним авторам, например, Платону. “Disputatio” – диалог Алкуина с Пипином (что такое буква? – страж истории. -Что такое язык? – бич воздуха -Что такое человек? – странник в собственном доме. – Что такое смерть? – неизбежная судьба). Диалог довольно наивный, но знаменует собой начало средневековой схоластики, которая концентрировалась на беседе вокруг понятий. Это период словесных упражнений, период схоластики. Словом схоластика обозначалось и обучение в целом.

 

1 из учеников Палатинской школы – Эйнгард (Жил на рубеже VIII-IX вв, дожил до 844 г). Ему мы обязаны восстановлением, возрождением античного биографического жанра. Эйнгард был монахом, знал древние языки – латинский, греческий, арабский и другие. Homines trilinques – люди того времени, знающие греческий, латинский и еврейский, т.к. необходимо знать языки Писания. Эйнгард является ранним представителей такой ученой, еще до мощной вспышки еврейско-арабской культуры в Испании. Написал биографию Карла Великого, особенно при этом ориентировался на биографию Августа у Светония (видно при сопоставлении текстов – предзнаменования. Карьера, Жизнь в семье, личные качества, предзнаменования перед смертью, вот эта схема очень похожа). Важный источник, касающийся правления Карла.

 

Последняя фигура, которую обязательно нужно отметить, когда речь идет о каролингском возрождении, - Павел Диакон (VIII в).

Ему принадлежит написанная на латыни «История лангобардов» («Historia Langobardorum»), это народ, который расселился по северу Италии, но от них ничего не осталось, они ассимилировались, но когда-то были довольно сильным этносом. Познакомился с Карлом Великим в бытность того в Италии, ему поручили составить лексикон реальных терминов, продолжение работы латинского лексикона Феста. Ведь как в Греции, так и в Риме в позднюю эпоху была мода на лексиконы (1 из представителей - Гесихий Александрийский). Особенно эта деятельность будет популярна среди византийских авторов. В Риме – Марк Теренций Варрон (написал много сочинений, в т.ч. «de linqua latina», здесь толкуются редкие термины). В I в. н.э. крупным лексикографом был некий Фест, его дело продолжил Верий Флакк. Они стали авторами одного большого словаря. Павел Диакон в итоге продолжил и составил большой словарь, используя материалы своих предшественников.

Само каролингское возрождение продлилось недолго – до сер. IX века. Развивались феодальные процессы., появлялись сильные вассалы, которые только и мечтали, чтобы получить независимость. Все это приводит к тому, что империя распадается. Только к 843 г , спустя 30 лет жуткой междоусобицы после смерти отца, сыновья встретились и договором разделили владения отца. Дробление продолжалось и после этого. В чем историческое значение каролингского возрождения? Это любопытная вспышка политического, экономического и культурного подъема. Этот путь лежал через возрождение античных культурных традиций. Оно было некой первой ласточкой перед итальянским возрождением и развитием гуманизма в Англии, Германии и во Франции. Французское просвещение также опиралось на вспышку интереса к античности. Наконец, немецкий неоклассицизм, представленный Гете, Фридрихом Августом Вольфом.

 

 

РАЗВИТЫЙ ФЕОДАЛИЗМ (сер. IX – XIIIв.)

В этот период окончательно утверждается господство христианской церкви и христианской догмы в западной Европе. Церковь, руководимая в конечном счете римскими папами, монастыри, входившие в эту систему. Это становится фактом, что христианство стлало скрепляющим цементом Европы. Очень важно отметить господство схоластики в этот период и отметить 2 важных направления – диалектика и мистика, которые постепенно складываются в зависимости от склонности ученых монахов. Под диалектикой понимается в этот период безусловная ориентация на книгу, на священное писание, а также развитие речей, диспутов, трактатов на разные темы, в которых идут рассуждения о жизни человека под Богом. Второе направление – мистика – стало как бы оппозицией первому. Придавали большое значение личному опыту, наблюдениям, большую роль интуиции. Проблема интуиции – важная тема, поднятая еще Сократом. Интуиция – сплав наблюдаемого во внешнем мире с внутренним отношением человека. Диалектика оперировала понятиями. А мистика – интуицией, признавала некую тайну, заложенную в мире и человеке. Иногда мистику принимают даже как серьезную оппозицию ортодоксальному христианству. Некоторые думают, что многие средневековые ереси подчитывались именно мистикой. Ладе позже, в период протестантизма 1 из лидеров его, Томас Мюнцер, был именно приверженцем мистики. На диалектику и мистику оказало большое воздействие знакомство с литературой античной, переводы древних авторов на арабские языки (крупных ученых выдвинула эта восточая среда 9-11 в, возьмем например Авиценну, это врач и философ 10 в, Аверроэс и Маймонид, крупные ученые 11 в и целый ряд других), они много сделали, перевели, например, на арабский метафизику Аристотеля, Политику, этические произведения Аристотеля (например, никомахова этика), эти переводы перешли потом за Пиренеи и попадали в руки к тем, кто владел арабским языком. Теперь это была другая масса аутентичного античного материала.

Следующий важный момент – возникновение университетов.

В 11-12 вв начали возникать университеты. Они в этот период стали важнейшими очагами просвещения. Первые возникли на пиренейском полуострове. В Саламанке (ее в свое время окончит Сервантес) и Мадриде, в Лиссабоне (столица Португальского королевства, потом перевели в Каимбру из-за шума студентов). Во Франции чуть позже, в городке Монпелье, затем университет в Париже – Сорбонна (есть предание, что это название связано с именем дворянина). В Англии в XII в появились Оксфордский и Кембриджский университеты. Universitas – всеобщность, это изначально система факультетов, охватывающая важнейшие области знаний. В Италии, в Болонье возникла высшая юридическая школа, постепенно разрастется в университет – со многими факультетами. До нас дошел портрет первого профессора в средневековой Европы. Адвокаты – одни из главные представители интеллектуальной элиты средневекового западного мира. 2я школа в Италии возникла в Салермо, это была медицинская школа, тоже стала университетом. Затем – Пиза, Флоренция, Падуя, позднее будет еще университет в Неаполе. Университеты возникали как полные ученые корпорации. Университет, как правило, состоял из 3х факультетов: медицинский, юридический и философский (который долгое время представлял собой смесь – физика, химия, филология, философия, история и проч,). Лекции читали профессора, которых нанимал факультет. Ректор заключал с городом договор о существовании университета, о вольностях, привилегиях, получаемых от местных вастей. Существование в городе университета было гордостью. Обладали многими правами: университетский устав (реально действующий, а не как у нас, управляемых администраийе), право убежища. Филиальные права и привилегии – товарищества студентов, шапочки студентов, попойки и дуэли (дрались чаще всего не до смерти, а до первой крови, причем почетным считалось не только самому нанести раны, но и носить шрамы). Ост-зейское дворянство – главный культурный строй в Прибалтике, дети этих дворян учились в университетах, университет был в Дерпте. Но учились там в основном дети немецких баронов. Петр первый начал переговоры с университетом Дерпта на предмет капитуляции с тем, чтобы университет остался под лоном России, весь университет с знаменами по льду перешел лед в Швецию, но затем рассеялись. Когда Правил уде Павел, дворянство попросило восстановить университет, он был восстановлен как немецкий университет внутри российской империи (ныне это университет в Тарту.

 

Таким образом, нужно в целом из главных моментов отметить арабско-еврейские переводы античных авторов, во-вторых, появление университетов Ученые монахи одновременно являются профессорами университетов.

Перейдем к подробностям о диалектике и мистике.

 

ДИАЛЕКТИКА

Первая ключевая фигура – Фома Аквинский, жил в XIII в, до 70-х гг.

Родом был из городка Аквина (СВ Италии). Именно с его именем связано философское явление, называемое томизмом – от томас (латинское произношение имени Фома), в XX в появится неотомизм. Фома Аквинский был крупным писателем и идеологом христианства. Капитальный труд – «Сумма теологии» (Summa Theologiæ,«вершина богословия»). Столь же значимо, как произведение Августина. Некоторые важные моменты:

  1. Как соединить понятие с вещью? Об этом ломали голову уже в античности. Платон: этот мир – лишь бледное отражение мира идей. Аристотель подверг критике эту концепцию, писал, что не существует понятий отдельно от вещей. Со времен Аристотеля идет дискуссия между адептами материализма и адептами идеализма. Споры эти были и в античности, и в средние века. Фома примиряет враждующих философов следующим положением: понятие не существует отдельно от вещей (как у Платона), но они существуют в Божественном разуме. А идея Бога не подлежит сомнению.
  2. 2я тема – сочинение Августина о свободе воли. Существует свобода воли человека, но с другой стороны, существует божественное предопределение наряду с провиденциализмом. Фома Аквинский примирял эти положения так: Бог хочет, чтобы я соверщил то –то, или Бог согласен с тем, чтобы я совершил то-то.
  3. Тема «народ и государство». Фома жил в период, когда все больше начинают заявлять о себе города, в городах складываются цехи, в этих организациях не только владельцы мастерских, крупные купцы и торговцы, но и те, кто обслуживал эту торговлю. Развиваются представления о тощем и жирном народе. Эта тема соотношения народа и власти становится актуальной. Фома Аквинский много взял из Аристотеля. Государство образовано от народной воли, потому народ имеет право на свержение неугодного правителя, но окончательное разрешение на это мятежное выступление должна давать церковь. Позднее иезуиты использовали это положение, чтобы обуздывать мятежные настроения в городах западной Европы.

Фома Аквинский ,как и многие другие представители диалектики, принадлежал доминиканскому ордеру. Здесь нужно отметить, что церковь вообще организовывала разиные корпорации, ордена. А доминиканский орден был официальной корпорацией, основанной выходцем из Испании Домиником, куда вступали люди с достатком, именно его представители в свое время будут торговать индульгенциями, это люди как правило упитанные, в богатой рясе, или монахи-профессора в университетах.

 

МИСТИКА

Особенное развитие это направление получает в связи деятельностью Франциска Ассизского

Франциск Ассизский (жил на рубеже XII-XIIIв). Был одухотворенной натурой, развивал учение о действенной любви, любил беседовать с птицами и растениями. Направление это культивировало наблюдение над природой, сбор трав, изучение животного мира. Это было какое-то интуитивное направление, которое в свое время выльется в естествознание (из францисканского ордена вышли большие естествоиспытатели). Организован орден францисканцев, которые отличались не только любвеобильностью, но и бескорыстием – это были нищенствующие монахи, которые в буквальном смысле ходили босыми. Это очень важная часть мистики. В их среде оказались крупные ученые в области наблюдения над природой, опытами. Такие, как Роджер Бэкон, например.

 

Роджер Бэкон (XIII в) был крупным ученым, причем несомненно прогрессивного плана. Его литературное наследие велико, отметим, в первую очередь: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus») и «Третье сочинение» («Opus Tertium»). Этот человек великолепно владел греческим, латинским, еврейским и арабскими языками. В области естествознания много занимался. Заявил первым в новое время, что основой науки является математика. Описывал машины, которые напоминают пароход, вертолет, т.е. предвосхищал будущий технический прогресс (многие забывают или не знают об этом и говорят обычно в этом смысле в первую очередь о Леонардо да Винчи). Призывал читать древних авторов в подлиннике. Латынь, Вергилия, Горация ценил высоко. Древних авторов ценил выше, чем представителей современной церковной иерархии. Платон, Сенека – представители высокой нравственности. Допускал критику церкви и иерархов. Его обвинили в колдовстве, 14 лет провел в заточении, которое совершенно подорвало его здоровье, вышел дряхлым человеком. Бэкон как замечательный ученый был известен как Doctor Mirabilis.

 

Данте Алигьери (жил на рубеже XIII-XIV вв, родился во Флоренции). Данте – крупнейший писатель позднего средневековья, одновременно считают представителем раннего нового времени. Ориентировался на папский престол, но позднее переменил свой образ мысли и стал поддерживать идею сильной светской власти.

Неудача в политической деятельности привела к изгнанию, в итоге Данте во Флоренцию так и не вернулся.

Данте был крупным писателем. Полумистическая любовь к Беатриче. Не был с ней близок, НО ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ. Книга сонетов посвящена ей, написана на итальянском. Данте был 1м из творцов литературного итальянского языка. На латыни: трактат «О монархии» (позиция сильной монархической светской власти, предшественник Никколо Макиавелли), «О народном красноречии (здесь на латыни доказывается, что нужно думать и писать на родном и итальянском языке). Так что Данте – провозвестник нового времени.

«Божественная комедия». Заблудился в лесу в середине жизни. Вывел его Вергилий, провел по 2м сферам, но вход в рай ему не доступен как язычнику, проводницей стала Беатриче. В аду много античных деятелей, в т.ч. греческие тираны или убийцы Цезаря, а также папа Бонифаций, который при создании комедии был еще жив. Название странное. 3 части по 33 песни в каждой. Все произведение написано так называемыми терцинами. В этом рационализм, характеризующий уже новое время. Важно отметить гуманистический настрой. Писатель боготворит Вергилия, для всех греческих поэтов изобрел лимб – некая особая сфера, на особой скале, без мучений, хотя и язычники. Относится с почтением к древним авторам, но также и симпатии, которые высказывает в адрес людей пострадавших. Произведение преисполнено гуманизма.

 

 

Перевод Лозинского, издание Божественной комедии в серии «литературные памятники».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.