Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западноевропейская историография



ИСТОРИОГРАФИЯ АНТИЧНОСТИ

(курс лекций Эдуарда Давидовича Фролова)

 

 

 

«Кто достаточно в этой жизни любознателен, тот не будет рассматривать историографию как мучительный телефонный справочник, в котором одни имена…»

Э.Д.Фролов

 

ЛЕКЦИЯ 1

(13.09.2012)

 

ВВЕДЕНИЕ

В обе части курса

 

1. Предмет историографии

2. Особенности историографии античности

3. Периодизация

4. Литература по курсу

 

Предмет курса

Слово «историография» означает «историописание» (греч.). В античности это слово обозначало занятие историка, сам историк назывался «историографос». Историография в античности – исторические занятия, запись истории.

В Новое время слово имело 2 значения:

  1. Историография как совокупность произведений какого-то народа от какого-то периода (например, русская историография – от Повести временных лет до Карамзина и др.)
  2. Второе значение более специальное, более ученое, это историография как противоположность источниковедению. Историография, в отличие от источниковедения, - это область исторического знания, которая изучает литературу о каком-то периоде, возникшую уже после этого периода. Литература Нового времени, условно говоря, о прошлом – это и есть историография.

Историография античности (или античная историография, ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ, хотя есть некоторые педанты, которые «античной историографией» называют исключительно труды древних историков и отличают ее от «историографии античности» – постантичных трудов) составляет раздел в более широком понятии – историографии всеобщей истории. Термин всеобщая история тоже условный, вошел в обиход в 19 в как нерусская история, калька с французского термина, означающего историю не своей страны.

Итак, античная историография – историография постантичного времени (условно – 6й-20 вв).

У историографии каждой эпохи есть свои особенности.

Черты античной историографии можно назвать такие:

  1. Историография античности теснейшим образом связана с европейской культурой. Долго греко-римская культура находила отражение в европейской культуре. Особенно яркое отражение это нашло в эпохе возрождения, представители которой обращались к античности как к образцовой цивилизации. Отношение к античности долгое время, до 1мв было глубоко уважительным. И историография находилась в тесной связи с явлениями европейской культуры. В итоге антиковедение процветало. Впрочем, первая мировая война покончила с любованием гуманизмом, классицизмом и проч., антиковедение было отодвинуто в дальние ряды. Так или иначе, такого рода связи у других историографий меньше.
  2. До известного времени (по крайней мере, до сер. 19 в) мы имеем дело с нерасчлененной наукой об античности. Историки являлись в то же время и филологами. Такая тесная связь между антиковедами является своебразной прелестью, ведь историк в любом случае должен владеть древними языками.

 

 

Периодизация

 

Западноевропейская историография

 

I Эпоха средневековья (VI-XIIIвв). Крушение античного мира, утрата многих памятников, затем снова возрождение интереса, накопление знаний, обращение к рукописям.

II. Эпоха возрождения (XIV-XVI вв). Время возрождения городов, городская жизнь стала более динамичной. Сначала в Италии, потом в Германии, Англии новая городская жизнь, опирающаяся на фабрики, мануфактуры, торговля связывает города 1 с другим. Подъем экономической и усложнение социальной жизни. Появляется сеньориальная власть. В Италии сеньоры, которые опирались на отдельные города (Ганзаго, Висконти и т.д.). Во Франции и Англии это короли. При всех этих дворах складываются кружки новой интеллигенции, которая отходит от традиционного догматизма церкви, в центре внимания становится homo. Карло Сигони, Эразм Роттердамский. Плеяда французских филологов и историков (Отец и сын Скалигер, Исаак Казабон).

 

III. Эпоха просвещения (XVII-XVIII)/ Франция становится лидером культурной жизни. На смену наивному классицизму приходит философски осмысленное просвещение. Яркие представители: Вольтер, Дидро, Руссо и другие. Появляется понятие философии истории. Именно в этот период появляются фундаментальные обзоры греко-римской истории: Шарль Роллен («Древняя история» и «Римская история»), Эдуард Гиббон, написавший труд «Упадок и падение римской истории».

 

IV. Новое время (XIX) Знания об античности окончательно становятся наукой, складываются преемственные школы антиковедения. Слово антиковедение – калька с нем, вошло в оборот у нас только в 70е XXв. В XIX в наиболее сильной была немецкая историография. Но большую роль играла также французская и английская историография. В XX в стала ведущую роль играть англо-американская историография.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.