Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работы: - «Государственное хозяйство России 1й четверти 18в. и реформа Петра»



- «Очерки по истории русской культуры», 1896-1903

- «Балканский кризис и политика Извольского», 1910

- «Главные течения русской ист.мысли», 1896 и др.

Большое внимание уделял роли религии, влияние культуры Византии оценивал отрицательно (подобно Чаадаеву, однако, в отличие), минус – православие как «пришлая вера». Россия=отсталая Европа→внутренние (низкий уровень религиозности в Др.Руси) и внешние (византийские до 17в. и западные с 17в.) причины отсталости.

Периодизация:

1) племенной быт - кровная связь

2)феодальный быт - раздробленность, появляется государственная с вязь, но некрепкая

3)военно-национальное государство – московские князья и становление самодержавия – с 16в. вплоть до 6 августа 1905г. – учреждение Думы

4) промышленно-правовое – военная деятельность ослабевает, уступая место мирному развитию промышленности

Большая роль – раскол – «водораздел». В целом, понятие чёткой периодизации для М. В к.19в. противоестественно, т.к. он придерживается концепции «разорванных концов и начал ист.развития», которые затем вновь связываются. Задача историка – в поиске некоторых устойчивых тенденций. Поддержал теорию колонизации Соловьёва, ставит задачу причинно обосновать связь между развитием национальной культуры от географического положения. Роль государства в истории России определялась её географическим положением, т.к. соединить разные культуры могло только гос-во. Свои идеи об этом высказал в работе «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства» (рецензия-монография на сочинение Лаппо-Данилевского «Организация прямого обложения в Московском государстве») – не соглашается с идеей частно-хозяйственного происхождения государственных отношений Моск.гс-ва. Общество создаётся гос-м, ради этого – закрепощение сословий, раскрепощение – при Екатерине II, через всесословность – к бессословности, но при посредничестве государства. В дис-и «Государственное хозяйство России 1й четверти 18в. и реформа Петра» поставил задачу привести ход реформы в в связь с историей гос.хозяйства Р.→3 периода:до - 1709г. – упадок приказного хозяйства, разрушение старого гос.порядка;

- до 1718 – становление губернского хозяйства и кризиз гос.хозяйства, гос.учреждений

- с 1719 – коллежское хозяйство, реорганизация гос.строя.

Серьёзный минус реформы – несогласованность в проведении административной реформы 1718-22 и податной 1708-12гг. Реформа – это не личное увлечение Петра и не продуманный план, а необходимость. Своевременно по отношению к внутреннему положению и несвоевременно – в плане внутреннего положения.

Яркий представитель Московской школы, для которой характерен концептуальный подход. Милюков – дидактический метод. Факты изучал детально, много времени проводил в архивах.

 

С.Ф.Платонов и его исторические взгляды(1860-1933).

Биография:

Из семьи типографского служащего, истфак СПбГУ, ученик Бестужева-Рюмина. 1888 - диссертация «Древнерусские сказания и повести…» – работа источник-го хар-ра, становится приват-доцентом. В 1889г. – защита докторской в Киеве(!) – О смуте, с 1890г. – профессор. Читал курс общей отечественной истории, его ученики – крупнейшие учёные (Б.Романов и др.). Самый яркий представитель СПб школы. Преподавал историю детям Александра III. С 1916г. сосредоточивается на научной деятельности, 1917г. – травма, но смог вписаться в систему, 1920 – академик. Острая неприязнь к Покровскому. В 1929г. обвинён как глава «Академического дела», выслан в Саратов, реабилитирован в 1967г., в 1968г. посмертно восстановлен в ранге академика, начало полноценной ист. реабилитации Платонова

Методология

Этому посвящен отдельный раздел в «Лекциях…». Выделяет подходы: 1. Художественно-прагматический – рассказ в соответствии с художественными канонами, но ни в коем случае не приукрашивание фактов. Установить причинно-следственные связи

2. философский – поиск общих аргументов для своих теорий. Например, Гегель (история всемирного духа), подход немецких романтиков(история немецкого народа). Раскрытие общих закономерностей между философией и историей. Однако такой подход часто используется «потребительски», он не подходит

3. правильный подход: история – наука, изучающая конкретные факты, систематическое, последовательное, конкретное изучение. Реконструкция. Искать закономерности – дело социологов, а не историков. Картина исторических событий должна быть научно-точной и художественно-цельной.

Действия историка:

1. Собрать исторический материал

2. исследовать его достоверность

3. восстановить отдельные факты

4. указать на причинно-следственную связь между ними

5. свести их в общий научный обзор или в художественную картину

Отдельные задачи русского историка: заниматься историей своей страны, развивать национальное самосознание.

Ист.труды:

· Очерки истории Смуты в Московском государстве. 1899, 1937

· Лекции по русской истории – по конспектам лекций в Военно-юридической академии

· Учебник по русской истории для средней школы – намного интереснее учебника Иловайского, но слишком сложный

· Серия биографий русских исторических деятелей (БГ, ИванIV, Пётр и др.)

Исторические взгляды:

Пречисляет народы, тер-я Юж.Руси – арена борьбы , славяне пришли с Карпат в 7в. В целом – стандартная схема (~ Ключевский). Три ветви славян, восточные имеют соседей финнов, литовцев, конфликт с хазарами, попеременные отношения с варягами. Племенная общность→территориальная→волости (~торговые центры). Охрана торговых путей – дружина, которая подрывает кровнородственные связи. Варяги=норманны. Кто такие русь? Излагает разные версии (Ломоносова, Костомарова, Шахматова), своя точка зрения ярко не выражена ( за это его не любили студенты – трудно найти гл.мысль). В любом случае, варяги не оказали большого влияния на славян, т.к. они быстро славянизировались+их уровень развития не выше славянского. Т.о., теория о призвании варягов неисторична. Тиог – не призвание, а некий симбиоз, т.е. местное население поручило аврягам за деньги выполнять судебные и военные функции. В киевской Руси не было единодержавия, гос-во распадается на части из-за нарушения принципа старшинства в роде (отвергает Соловьёва), отрицает идею Костомарова о конфедерации. Родовой порядок существует как норма, но сам по себе, отдельно от реальной жизни, т.к. он постоянно нарушается в связи с развитием семейного начала (госуд.школа). В 11в. Киевское государство распалось на совокупность многих княжений, объединённых династией, языком и т.п. Юж.Русь «захирела» самостоятельно, татары(монголов называет именно татарами) лишь добили её, татары не вмешивались в княжеские дела. Эпицентр сдвигается на СВРусь. Отношения между князьями определяются не родством, а правилами. Т.о., можно рассматривать Р.13в. не обращая внимание на фактор татар. В возвышении Москвы гл.роль – иммиграционные потоки и политика моск.князей. которые смогли воспользоваться ситуацией. Любимый герой – ИванIII, создатель Моск.гос-ва, именно от него начинается путь, который приведёт к реформам Петра. Иван Грозный – симпатия, он крупный делец, понимающий политическую обстановку, ставит правильные задачи. Избранная Рада пыталась захватить власть как потомки удельных князей. У Ивана Грозного был разработанный план реформ! Опричнина – результат борьбы со старыми удельными порядками. Смута=продолжение прежней истории, пресечение династии – только начальный факт, причина. Высокая оценка БГ – умный администратор и искусный дипломат. Выделяет периоды Смуты:

1. династический с 1584г. победа бояр

2. социальный у народа возникает умение отстоять своё мнение, борьба против любой власти вообще, этим пользуются иностранцы. Низложение Шуйского

3. национальный спасение государства – приходит от русского народа, побеждает средний слой – дворянство, служилые люди, боярство проиграло. Сравнивает с войной Алой и Белой роз

Новая власть оформляется цивилизованным образом, ЗС – торжество средних конституционно настроенных слоёв. Продолжает линию Ключ-го, но разные выводы. Кл. – победа нац.единства, всего народа, Пл. – победа дворянства. Апогей влияния дворянства – 2п.18в. Плавная традиция от 1х Романовых к Петру, «отодвигает» реформы Петра к деяниям Ал.Мих.К н.19в. власть дворян↓, переходит к бюрократии. Отмечает как минус мягкость АлII и как плюс – твёрдость НикI. Теория Смуты была востребована сов.властью

 

 

35. Е.В.Та́рле (1874-1955) и его место в отечественной историографии.

Биография. Юность

Родился в еврейской семье. Отец принадлежал к купеческому сословию, но занимался, в основном, воспитанием детей, служил распорядителем магазинчика, принадлежавшего киевской фирме, а управлялась там его жена. Он владел немецким и даже переводил Достоевского. Мать происходила из семьи, в истории которой было много цадиков — знатоков и толкователей Талмуда. Детство и ранняя юность Тарле прошли в Херсоне, где царил межнациональный мир. В Одессе, в доме старшей сестры он познакомился с известным историком-византинистом профессором (впоследствии академиком) Ф. И. Успенским По его совету и рекомендации Тарле был принят в Императорский Новороссийский университет. Успенский свел Тарле с его будущим учителем — профессором университета св. Владимира (Киев) Иваном Васильевичем Лучицким. На второй учебный год Тарле перевёлся в Киев. В Киеве, в 1894 г. Тарле крестился по православному обряду в Софийском соборе. Причина принятия православия была романтична: ещё со времён гимназии Тарле любил очень религиозную русскую девушку из дворянской семьи — Лелю Михайлову, и чтобы они могли соединиться, он принял православие. Вместе они прожили 60 лет. Своё этническое происхождение Тарле никогда не скрывал. Стала знаменитой его фраза «…я не француз, а еврей, и моя фамилия произносится Тáрле», произнесённая им на первой лекции по новой истории Европы и Северной Америки первому курсу историко-международного факультета МГИМО МИД СССР осенью 1951 г. («В СССР вовсю набирала обороты антисемитская кампания, не за горами было дело „врачей-убийц“, официально, по „пятому пункту“, в анкете в МГИМО тогда не было ни одного еврея…») Как многие его однокашники-студенты (Луначарский, Бердяев), он пошел в студенческие кружки социал-демократов. Там Тарле делал доклады, участвовал в дискуссиях, «ходил в народ» — к рабочим киевских заводов. 1 мая 1900 г. Тарле был арестован и выслан под гласный надзор полиции по месту жительства своих родителей в Херсон. Как «политически неблагонадежному», ему запрещалось преподавать в императорских университетах, и в казенных гимназиях. Через год ему дали закончить университет. Его магистерская диссертация об английском утописте Томасе Море (1901 г.) была написана в духе «легального марксизма». В 1903 г. после прошений, поддержанных видными профессорами, полиция разрешила Тарле преподавание на почасовой основе приват-доцентом в Петербургском университете. В феврале 1905 г. он вновь был арестован за участие в студенческой сходке и снова отстранен от преподавания в университете. 18 октября 1905 года Тарле был ранен конными жандармами на митинге у Технологического института в Петербурге. Митинг был посвящён поддержке царя Николая II и его манифеста о «гражданских свободах» от 17 октября 1905 г. Манифест амнистировал всех неблагонадежных, и Тарле вернулся в Петербургский университет. «Круг его общения составляли А. Достоевская и С. Платонов, Н. Кареев и А. Дживелегов, А. Амфитеатров и Ф. Сологуб, П. и В. Щеголевы, В. Короленко и А. Кони, Н. Рерих и И. Грабарь, К. Чуковский и Л. Пантелеев, и многие другие»

Академическая карьера

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения». В 1903—1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста). В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1927 году — действительным членом Академии наук СССР. Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии для поощрения исторических, философских и филологических наук, действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.