Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка личностного статуса

КЛАСС И ОБРАЗ ЖИЗНИ

В этом разделе мы проанализируем влияние классовой принадлежности на продолжительность жизни, семейную жизнь и проведение досуга.

Продолжительность жизни

Исторически сложилось так, что классовая принадлежность не оказывала существенного влияния на продолжительность жизни. До промышленной революции смертность в разных классах была примерно одинаковой. Всемогущий владыка, живший во дворце, был не больше защищен от опасных болезней, чем крестьянин, работавший в поле. Однако на раннем этапе промышленной революции по мере формирования новых социальных классов между ними стали проявляться существенные различия в уровне смертности. Среди представителей низших классов наблюдался более высокий уровень смертности из-за плохих жилищных и санитарных условий и низкого качества медицинского обслуживания.

К нашему времени в большинстве стран разрыв между классами по продолжительности жизни уменьшился, поскольку представители низших классов стали лучше питаться и получили более широкий доступ к медицинской помощи, чем в прошлом. Однако для полного устранения этого разрыва еще далеко. Неполноценное питание низших классов снижает сопротивляемость болезням.

Недостаток знаний о болезнях и нежелание обращаться за медицинской помощью, а главное – невозможность ее оплачивать приводят к тому, что люди из низшего класса в большей мере подвержены заболеваниям и чаще становятся нетрудоспособными.

Семейная жизнь

Общественныйкласс, по-видимому, оказывает влияние на разделение обязанностей между членами семьи в повседневной жизни. Мужья из среднего класса с большей готовностью выполняют домашнюю работу (занимаются уборкой, приготовлением пищи и т.п.), чем из среды рабочего класса (Блад, Вульф, 1960). Другое классовое различие в семейной жизни проявляется на уровнях коммуникации. Исследуя проблемы, волнующие женщин из рабочего класса, Лилиан Рубин (1976) установила, что супружеские пары из рабочего класса в меньшей мере стремятся к взаимопониманию, чем представители среднего класса. Именно недостаточное понимание друг друга вызывает конфликты между супругами; число разводов среди представителей низшего класса выше. Однако неустойчивость супружеской жизни вызвана не только взаимным непониманием. Гудэ (1963), например, считает, что, поскольку мужья и жены из рабочего класса обычно имеют одинаковые доходы, жена рабочего меньше теряет, покинув своего супруга, чем не работающая или низкооплачиваемая жена крупного специалиста.

Большинство исследователей считают, что представители рабочего класса в большей мере поглощены семейными заботами, чем люди из средних слоев. Коэн и Ходж (1963) изучали различия в социальной жизни обитателей одного из районов Сан-Франциско. Согласно их данным, чем выше социальное положение семьи, тем более охотно она устраивает приемы друзей, а не родственников. Люди из низшего класса обычно предпочитают семейные торжества. Наконец, отношение людей к браку и сексу тоже связано с их классовой принадлежностью. Как показано в табл. 9-2, мужчины низкого достатка в меньшей мере следуют идеалу верности жене и охотнее предпочитают внебрачные связи, чем мужчины более высокого достатка. Кроме того, мужчины из групп низкого достатка чаще стремятся к половым сношениям, чем мужчины из групп сравнительно высокого достатка.

Досуг

Классовые различия особенно отчетливо проявляются в сфере досуга. Представители высшего класса охотнее посещают концерты и спектакли, чем принадлежащие к низшему классу, и они больше читают. (Круг чтения также различается – люди из высшего класса в большей мере интересуются научными трудами и биографиями, читатели из среднего класса предпочитают книги о любви и семейной жизни, низшие классы больше привлекают юмористические и приключенческие рассказы.) Люди из высшего класса в свободное время занимаются спортом, а представители низшего – предпочитают роль зрителей на спортивных состязаниях. Супружеские пары из высшего или среднего класса увлекаются игрой в теннис, в то время как пары, принадлежащие к низшему классу, более охотно посещают состязания по боксу (Ходж, 1965; Уорнер, Лунт, 1941).

Эти различия объясняются многими причинами. Люди с более высокими доходами имеют больше возможностей заниматься спортом (особенно такими дорогостоящими его видами, как лыжный) и позволять себе дорогие развлечения – например, посещение театра. Кроме того, окончившие колледж, обычно проявляют больший интерес к культурным событиям. Наконец, на классовые различия в проведении досуга оказывают влияние дружеские связи. На работе люди обычно дружат с представителями своего класса; руководители склонны сближаться с другими руководителями, в то время как рабочие общаются с другими рабочими. Эти группы остаются обособленными и во время досуга – начальники увлекаются игрой в гольф, а рабочие предпочитают кегли.

 

 

Таблица 9-2. Класс и сексуальность (в %)

ВОПРОС и варианты ответов Доход, долл.
Ниже 10 000 От 10 000 до 14 999 От 15 000 до 24 999 25 000 и выше
1. Каков Ваш идеал сексуальной жизни?
Брак, жена – единственный партнер в сексе
Брак, возможны внебрачные сексуальные связи
Совместная жизнь с одной женщиной без вступления в брак
Несколько постоянных партнеров
Много случайных партнеров
Партнером является одна женщина, но предпочтительнее жить с ней раздельно
2. Какова для Вас оптимальная частота половых сношений?
Чаще одного раза в день
5-7 раз в неделю
3-4 раза в неделю
1-2 раза в неделю
2-3 раза в месяц
Один раз месяц или реже
Никогда 0,6 0,3 0,6 0,3
Со времен Кинзи выявлена устойчивая связь между социальным классом и сексуальным поведением. В этой таблице приведены некоторые данные, полученные в результате обследования 4066 мужчин. Источник: Pietropinto &Simenauer, 1977.

Оценка личностного статуса

Когда незнакомые люди встречаются и оценивают друг друга, они судят главным образом по первым впечатлениям. Эти впечатления формируются на основе своего рода перечня статусов. Например, мы предполагаем, что хорошо одетые принадлежат к высшему классу.

В бестселлере Джона Моллой "Роль одежды в завоевании успеха" (1978) объясняется, как использовать этот феномен и убедительно изображать из себя представителя предпочитаемого вами класса, даже если вы принадлежите к прямо противоположному. Образование также высоко ценится в этом перечне. Когда мы узнаем, что данный человек имеет докторскую степень, мы полагаем, что он является видным специалистом.

Однако первое впечатление может быть обманчивым. Хорошо одетый человек за рулём "Кадиллака" может быть и кошкодером, выигравшем в лотерее, и простым помощником администратора, следующим советам Джона Моллоя. В наши дни многие из имеющих университетский диплом работают не по специальности, служат барменами или водителями такси. Кроме того, люди нередко меняют профессию в зрелом возрасте.

Каковы основные критерии, на основе которых мы оцениваем статус других людей? Нок и Росси (1978) попытались ответить на этот вопрос. Они записали на карточках сведения о достигнутом статусе воображаемой супружеской пары - месте работы и образовании мужа и жены и т.п. Во втором наборе карточек они перечислили данные об их приписанном статусе, т.е. такие характеристики, которые не связаны с их собственными достижениями: расовое и этническое происхождение супругов, а также род занятий и образование их отцов. Когда исследователи попросили испытуемых определить классовую принадлежность супружеских пар, чьи данные были помечены на карточках, оказалось, что профессия мужа считалась самым важным фактором. Наименьшее значение придавалось образованию отца жены. Расовое и этническое происхождение лишь тогда представлялись важными, когда были неизвестны профессия и образование. Приписанные особенности в меньшей мере влияли на оценки испытуемых, чем достигнутые, но тем не менее они принимались во внимание. Работа и образование мужа значили вдвое больше, чем работа и образование жены, тем не менее работа жены учитывалась при оценке статуса.

Другая группа исследователей предложила испытуемым оценить свой собственный статус. Было выявлено, что жены учитывают собственные достижения, достижения мужа и семейный доход, а мужья придают значение лишь собственным достижениям (Филлибер, Хиллер, 1978).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.