2. Гаспаров М.Л. Хоровая лирика // В кн. Пиндар. Вакхилид. Гимны. М., 1986.
Семинар № 3
Греческая драматургия
1. Понимание трагического Эсхилом, Софоклом, Еврипидом: общее и различие.
2. Роль хора и ее изменение в процессе развития драмы.
3. Драматургическая техника Эсхила: роль хора, количество актеров, роль диалогов, композиция.
4. Проблематика трагедии Софокла «Антигона».
5. Драматургическое новаторство Еврипида.
6. Художественные средства Аристофана. Фольклорные истоки его комедий.
7. Менандр как представитель «новой» комедии. Жанровая природа рам Менандра.
Литература
1. Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958.
2. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
3. Ярхо В.Н. Еврипид // Вст. ст. в кн. Еврипид. Трагедии. Ч. 1,2. М., 1969.
4. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. М., 1979.
5. Соболевский С.И. Аристофан.
Семинар № 4
Античное красноречие
1. Место и роль ораторского искусства в греческой культуре. Виды ораторской прозы. Первая софистика: разработка теоретических принципов риторики и развитие ораторской практики.
2. Структура судебной речи. Лисий, характеристика его стилевой манеры.
3. Структура торжественной речи. Исократ: полемика с философами, трансформация концепции красноречия, разработанной первой софистикой, в творчестве Исократа.
4. Полемическое красноречие и деятельность Демосфена.
Литература:
1. Ораторы Греции. М., 1985 (чтение речей, комментариев к ним, примечаний).
2. Козаржевский А. Античное ораторское искусство. М., 1980.
Семинар № 5
Римская комедия
1. Типы римской комедии. Их характеристика. Связь римской комедии с греческой.
2. Сюжетная схема и система масок в паллиате.
3. Драматургическое мастерство Плавта (интрига, ситема персонажей, роль раба в развитии действия, язык комедий Плавта).
4. Художественное своеобразие комедий Теренция.
Литература
1. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. М., 1979.