Группам необходимособрать картинку и рассказать о ней. Время выполнения – 1 минута. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Выберите того, кто расскажет, что у вас получилось и для чего это предназначено по плану, который лежит у вас на столах (Из пазлов дети собирают картинки светофора.)
План ответа.
1. У нас получилось …?
2. В нём … секций. Они расположены … ( вертикально или горизонтально).
3. Цвета расположены … (слева –направо или сверху-вниз)
4. Предназначено данное устройство ….
Проверка
Учитель: О работе светофора хорошо сказал детский поэт Сергей Михалков. Слова его стихотворения написаны на цветных листах.
Задание 2. Прочитайте отрывок стихотворения, который соответствует цвету вашей группы, выразительно сначала про себя, а потом хором по группам.
Группа
Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно.
Группа
Желтый свет - предупреждение: Жди сигнала для движения.
Группа
Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Учитель: Молодцы.
2) Введение темы занятия.
Задание 3. Зная, как расположены цвета в горизонтальном автомобильном светофоре, вы сможете составить предложение (На доске карточки.)
Прочитайте хором предложение. Дети читают: Наши друзья на дороге.
Учитель:
А кто является нашими друзьями на дороге? (Дорожные знаки, светофор..
Уточните, где устанавливают дорожные знаки, светофоры? (На перекрёстках)
Давайте обозначим их на интеллект-карте. Нарисуем веточки от ключевого слова.
- Как называются перекрёстки, на которых установлен светофор? (Регулируемые)
-А там, где нет светофора? (Нерегулируемые)
-Добавим веточки на нашу интеллект-карту (регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.)
-Что такое светофор и почему его так назвали? Об этом нам расскажут ребята.
Задание 4.
Задание «Подготовить сообщения» получили представители каждой группы.
Из истории светофора
1-ый ученик. Почему светофор называется светофором? Начну с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, «свет» и есть свет. А «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель» — как будет угодно. А всё вместе — «светофор» — значит «носитель света», «несущий свет». Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого.
Учитель: Расскажите, что вы знаете об истории возникновения светофора.
2-ой ученик. Автомобилей тогда еще не было. Но в крупнейших городах Европы конные экипажи двигались так часто и быстро, что пешеходы стали испытывать трудности при пересечении широких улиц. И вот в 1868 году в Лондоне установили семафор. Именно семафор, который уже применялся на железных дорогах. Управлял семафором специально обученный полицейский, который поднимал и опускал стрелу с цветным диском.
3-ий ученик. В 1914 году в Америке появился первый светофор, который имел два цвета – красный и зеленый. Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал. Желтый цвет появился лишь в 1918 году.
4-ый ученик.
В Москве первый светофор установили в 1929 году. Он был похож на циферблат часов, разделенный на секторы зеленого, желтого и красного цветов. Переключение между цветами осуществлялось с помощью стрелки (как у часов). Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.