Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационной безопасности



Принципы. Поскольку информационная безопасность, как было сказано выше, должна быть связующим звеном между политикой национальной безопасности и информационной политикой страны, то логично было бы проводить ее по единым принципам, общим и для национальной безопасности, и для информационной политики. В то же время, если сопоставить принципы обеспечения национальной безопасности, закрепленные в Законе РФ «О безопасности» и в Концепции национальной безопасности, с принципами государственной информационной политики (ГИП), изложенными в парламентском варианте Концепции ГИП, то прямо они не совпадают друг с другом, а в ряде случаев взаимопротиворечивы по своему содержанию (например, баланс интересов — равенство, государственные интересы — социальная ориентация).

Так в новой Концепции национальной безопасности по ряду принципов, закрепленных в Законе, раскрыто их содержание (приведено в скобках):

• законность (соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности);

• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации);

• не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (уважение прав и свобод человека);

Ряд принципов не нашел отражения в Концепции, хотя закреплен в Законе (взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности);

Добавлены новые принципы обеспечения безопасности (приоритет политических и экономических мер обеспечения национальной безопасности с опорой на военный потенциал России; сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления).

Авторы Концепции ГИП исходят же из того, что государственная информационная политика должна опираться на следующие базовые принципы:

• открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение);

• равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности);

• системности (при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности);

• приоритетности отечественного производителя (при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг);

• социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России);

• государственной поддержки (мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством);

• приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходима как взаимная корректировка принципов обеспечения национальной безопасности и реализации информационной политики, так и учет ряда приведенных принципов ГИП при обеспечении информационной безопасности. Исходя из этого к принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

• законность (соблюдение норм международного права, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности);

• сбалансированность (соблюдение баланса интересов субъектов, их взаимная ответственность);

• системность;

• открытость;

• реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств);

• сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеральным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

• интеграцию с международными системами обеспечения информационной безопасности.

Аналогичный подход, по-видимому, необходимо применить и при определении задач и функций обеспечения информационной безопасности, учитывая при этом результаты сравнительного и системного анализа других нормативных документов и разработок по этим вопросам.

Основные задачи в сфере обеспечения информационной безопасности. К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности относятся:

• формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;

• совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности;

• определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационной безопасности;

• координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;

• создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;

• совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

• развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;

• развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

• защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса;

• духовное возрождение России; обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);

• сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий;

• пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

• повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и государств — участников СНГ;

• создание.оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

• противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;

• организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.