Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.
Темы для изучения:
· Аппаратное обеспечение компьютера.
· Виды памяти в компьютере.
· Информационные носители.
· Файл, основные операции с файлами.
· Программное обеспечение компьютера.
· Назначение и основные объекты операционной системы.
· Персональный компьютер как система.
· Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
· Текстовый редактор: назначение и основные функции.
· Графический редактор: назначение и основные функции.
· Калькулятор и его возможности.
· Электронные таблицы: назначение и основные функции.
· Мультимедийные технологии.
Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика.
Темы для изучения:
· Предыстория информатики.
· Основные этапы развития вычислительной техники.
· Роль информации в жизни общества.
· Информационная этика.
Требования к подготовке школьников в области информатики
И информационных технологий
Класс
Учащиеся должны:
· понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационныйобъект»;
· различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
· приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
· приводить примеры информационных носителей;
· иметь представление о способах кодирования информации;
· уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
· определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
· различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
· запускать программы из меню Пуск;
· уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
· вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
· уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
· уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
· уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
· знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Класс
Учащиеся должны:
· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
· иметь представление о назначении и области применения моделей;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять операции с основными объектами операционной системы;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ, 5 класс
№
п/п
Наименование раздела
ЗУН
Кол-во часов
№ урока
Домашнее задания
Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.
Знать и соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером.
Учебник,
§ 1.1.
Устройство компьютера. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
Знать: правила ТБ; компьютер как средство обработки информации
Уметь: работать с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.
§ 2.1., 2.2.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».
Знать:назначение групп клавиш.
Уметь:вводить информацию в память компьютера с помощью клавиатуры.
§ 2.3.
Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).
Знать:конфигурацию расположения пальцев на клавиатуре.
Уметь:вводить информацию с клавиатуры «слепым» методом.
§ 2.3.
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.
Знать:основные различия в расширениях исполняемых программ и файлов данных.
Уметь:создавать, копировать, удалять папки и файлы данных.
§ 2.4.
Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».
Знать:приемы работы с мышью.
Уметь:использовать мышь для работы на рабочем столе компьютера.
§ 2.5., 2.6.
Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Знать:основные элементы окна программы.
Уметь:запускать и закрывать программы.
§ 2.7.
Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерными меню».
Знать:меню управления компьютером
Уметь:использовать контекстное меню компьютера
§ 2.8.
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).
Знать:основные действия с информацией
Уметь: сохранять информацию в памяти компьютера
§ 1.2., 1.3.
Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Знать:виды носителей информации
Уметь:использовать различные носители информации
§ 1.4.
Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.
Знать:способы передачи информации по сети
Уметь:пользоваться локальной сетью для обмена информацией
§ 1.5.
Кодирование информации.
Знать:методы кодирования информации.
Уметь:различать основные методы кодирования информации
§ 1.6.
Формы представления информации. Метод координат.
Знать: формы представления информации и метод координат
Уметь:использовать формы представления информации и метод координат
§ 1.7.
Текст как форма представления информации. Логическая игра.
Знать:формы представления текстовой информации
Уметь:создавать, изменять, сохранять тексты
§ 1.9.
Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой»
Знать:основные приемы работы представления данных в табличной форме
Уметь:создавать, изменять, сохранять таблицы
§ 1.10.
Наглядные формы представления информации. Проверочная работа.
Знать:наглядные формы представления информации
Уметь:применять наглядные формы представления информации
§ 1.11.
Обработка информации. Практическая работа № 5. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».
Знать:приемы работы с программой Калькулятор
Уметь:обрабатывать числовую информацию с помощью программы Калькулятор
§ 1.12.
Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Вводим текст».
Знать:приемы обработки текстовой информации
Уметь: использовать приемы обработки информации
§ 2.9. п.1.
Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».
§ 2.9. п.2
Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Редактируем текст».
Знать:приемы обработки текстовой информации
Уметь:использовать приемы обработки текстовой информации
§ 2.9. п.2
Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Редактируем текст».
§ 2.9. п.2.
§ 1.13. п.2
Изменение формы представления информации. Систематизация информации.
§ 1.13.
Форматирование – изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».
§ 1.13. п.3
Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Знать:различные виды компьютерной графики
Уметь: использовать инструменты рисования графического редактора
§ 2.10. п.1
Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».
§ 2.10. п.2.
Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».
§ 2.10
Обработка текстовой и графической информации.
Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».
Знать:приемы вставки графических изображений в текст
Уметь:создавать тексты, содержащие графику
§ 2.9., 2.10.
Преобразование информации по заданным правилам.
Знать:способы преобразования информации
Уметь:преобразовывать информацию с помощью компьютерных средств
§ 1.14. п.1.
Преобразование информации путем рассуждений.
Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».
§ 1.14. п.2
Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Черный ящик»
Знать:последовательность составления плана действий
Уметь:составлять и выполнять план действий
§ 1.14. п.3.
Разработка плана действий и его запись.
Логическая игра «Переправа»
§ 1.14.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14 «Анимация» (начало)
Знать:основные приемы анимации
Уметь: создавать движущиеся изображения
§ 2.11.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа № 14 «Анимация» (завершение)
§ 2.11
Итоговая контрольная работа по информатике за курс 5 класса
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ, 6 класс
№
темы
Наименование раздела
ЗУН
Кол-во часов
№
урока
Домашние задания
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Знать: правила ТБ; компьютер как средство обработки информации.
Уметь: работать с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.
читать § 1.1.
Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками»
Знать:основные приемы работы с файлами и папками
Уметь: создавать, редактировать, сохранять, удалять файлы и папки
читать § 1.2.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)
Знать: формы представления информации в памяти компьютера
Уметь: представлять числовую информацию в различных формах счисления
читать § 1.3. С.16
Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)
читать § 1.3. С.17
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор
читать § 1.3.
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)
Знать: как представляется текстовая информация в памяти компьютера
Уметь: сохранять текстовую информацию
читать § 1.3. С.21
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)
Знать: методы кодирования текстовой информации
Уметь: использовать различные способы кодирования текстов
читать конспект урока
Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа (практические работы № 1-3).
Знать: приемы работы с редактором Word
Уметь: создавать документы в текстовом процессоре Word.
читать конспект урока
Растровое кодирование графической информации.
Знать: представление растровой информации
Уметь: описать основные свойства графической растровой информации
читать § 1.3. С. 23
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки»
Знать: представление графической векторной информации
Уметь: описать основные свойства графической векторной информации
читать § 1.3. С. 26
Единицы измерения информации.
Практическая работа №5 «Маркированные списки»
Знать: единицы измерения информации
Уметь: оперировать основными единицами измерения информации
читать § 1.4.
Контрольная работа «Компьютер и информация».
Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-2)
читать § 2.1.
Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3-4)
Знать: о познании мира с помощью органов чувств
Уметь: определять с помощью каких органов чувств получена информация
читать § 2.2.
Понятие как форма мышления.
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»
Знать: о понятии как форме мышления
Уметь: оперировать логическими понятиями в процессе мышления
читать § 2.3.
Как образуются понятия.
Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1-2)
читать § 2.3. С. 28
Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа (практические работы № 4-8).
Знать: основные методы структурирования и визуализации информации
Уметь: использовать средства структурирования и визуализации информации
читать конспект урока
Содержание и объем понятия.
Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3 - 5)
Знать:определение понятия.
Уметь: определять содержание и объем различных понятий
читать § 2.3. С. 42
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)
Знать:основные виды логических операций
Уметь: использовать основные виды логических операций
читать § 2.3. С.45
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)
читать § 2.3. С. 48
Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)
читать § 2.3. С.51
Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3)
читать § 2.3. С.54
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-3)
читать § 2.4.
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4-6)
читать § 2.5.
Контрольная работа «Человек и информация».
Что такое алгоритм. Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Знать: понятие и свойства алгоритма; формы записи алгоритма
Уметь: создавать простые алгоритмы, линейные и циклические;
читать § 3.1.
Исполнители вокруг нас. Логическая игра.
читать § 3.2.
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа (пр.раб. № 8-9).
читать § 3.3.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
27-28
читать § 3.4. С. 73
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13 «PowerPoint «Часы».
29-30
читать § 3.4. С. 74
Циклические алгоритмы. Практическая работа №14 «Работаем с файлами и папками».
31-32
читать § 3.4. С. 76
Контрольная работа «Алгоритмы и исполнители.
Систематизация информации. Практическая работа №15 «Создаем слайд-шоу»
подготовиться к итоговой контрольной работе
Итоговая контрольная работа по информатике за курс 6 класса.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ, 7 класс
№
темы
Наименование раздела
ЗУН
Кол-во часов
№
урока
Домашние задания
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
читать § 1.1., 1.2.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
читать § 1.3., 1.4.
Состав объектов. Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1-3).
читать § 1.5.
Системы объектов. Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6).
читать § 1.6.
Система и окружающая среда. Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9).
читать § 1.7.
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа «Объекты и система».
читать § 1.8.
Модели объектов и их назначение. Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3).
читать § 2.1.
Информационные модели. Практическая работа № 11 «Графические модели».