Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

переяславского летописания

Тема

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПЕРВОГО ЭТАПА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (1132-1240 гг.)

План

Основные этапы и направления развития русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности.

Летописи XII-XIII веков.

3. "Слово о полку Игореве" как исторический источник.

 

Основные этапы и направления развития русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности

Развитое феодальное общество и в российской, и в мировой истории начинается с этапа феодальной раздробленности. На Руси этот период ох­ватывает период с начала XII в. до конца XV в. и делится на два этапа:

1) первый этап – с распада Киевской Руси в на­чале XII в. (1132 г.) до 1240 г., когда было установлено та­таро-монгольское иго);

2) второй этап – с 1240 г. до конца XV в. (1480 г. – свержение татаро-монгольского ига; 1497 г. – юридическое оформление образовавшегося единого Российского государс­тва).

В начале XII в. Киевская Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств, в начале XIII в. в результате продолжающегося дробления земель княжеств было уже около 50, а в XIV в. их число увеличилось до 250.

Переход феодального общества к этапу государственной раздробленности является показателем зрелости феодализма и имеет глубокие причины. Главными из них были следующие.

1) В экономической сфере – укрепление крупных боярских вот­чин, основанных на натуральном хо­зяйстве и способных обеспечить существование местных князей и бояр независимо от хозяйства великого киевского князя. Эконо­мическая самостоятельность отдельных земель и княжеств созда­вала основу для их государственной независимости.

2) В политической сфере – разрастание княжеской династии Рюриков приводило к усилению борьбы за великокняжеский прес­тол в Киеве. Формирование местных княжеских династий создавало условия для политической автономии.

3) В социальной сфере – рост классовой борьбы потребовал укрепления аппарата государственной власти в каждом княжестве, прежде всего усиления княжеских дружин.

В самостоятельных русских землях установилось две формы государственного управления:

– большинство земель стали княжествами, в них установи­лась феодальная монархия, то есть вся власть (военная, светс­кая и судебная) принадлежала князю;

– в некоторых землях, в частности в Новгородской и в Псковской, установились феодальные боярские республики. В них высшим органом власти было городское вече. Князь являлся в феодальной республике лишь военачальником.

Русские земли, на которые распалась Киевская Русь, сох­раняли между собой династическую и культурную общность. Нес­мотря на постоянную междоусобную борьбу, они образовывали фе­одальную конфедерацию русских земель и княжеств.

Самыми крупными из русских земель, на которые распалась Киевская Русь, были Владимиро-Суздальское княжество, Галиц­ко-Волынское княжество и Новгородская боярская республика.

 

Летописи

После распада Киевской Руси летописные традиции продолжали развиваться в отдельных самостоятельных княжествах. Летописи домонгольского периода феодальной раздробленности дошли до нас не в оригинале, а в составе более поздних летописных сводов.

Летописание в южных русских княжествах (Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицко-Волынское). Южнорусские летописи сохранились до наших дней в составе Ипатьевской летописи XV века. Киевское летописание с одной стороны продолжало традицию Повести временных лет, с другой – утратило общегосударственный характер и превратилось в семейную летопись Киевских князей.

Главные памятники

киевского летописания:

1) киевский летописный свод князя Святослава Всеволодовича;

2) семейная хроника Ростиславичей – братьев великого киевского князя.

Черниговского летописания

3) семейный Летописец черниговского князя Святослава Ольговича и его сыновей Олега и Игоря.

переяславского летописания

4) княжеский Летописец Переяславля Южного.

Новгородское летописание. В Новгороде первые летописи начали создаваться с середины XI века и летописание велось до XVI века.

1) В 1136 году по указанию епископа Нифонта был создан Софийский владычный (архиепископский) летописный свод. В его состав была включена переработанная новгородская княжеская летопись, которая велась с середины XI века.

2) В XIII веке был создан второй владычный летописный свод.

Владимиро-Суздальское летописание. Во Владимиро-Суздальском княжестве в домонгольский период было создано три летописных свода:

1) первый Владимирский летописный свод 1178 года,

2) второй Владимирский летописный свод 1189 года

3) третий – 1212 года.

Эти летописи отражали события истории владимиро-суздальской княжеской династии, однако сохраняли общерусские традиции. Владимирское летописание легло в основу московского летописания периода образования единого централизованного государства.

 

3. "Слово о полку Игореве" как исторический источник

"Слово о полку Игореве" является выдающимся памятником древнерусской литературы и важным историческим источником периода феодальной раздробленности. В нем описывается реальное историческое событие – неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, закончившийся разгромом русских войск и пленением князя. Исходя из этого "Слово" датируется 1185-1187 гг. Оригинал памятника не сохранился, он дошел до нас в списках конца XVIII века и печатном издании 1800 года. Автор "Слова" неизвестен, но большинство исследователей полагают, что это был человек, близкий к воинскому окружению князя Игоря. С.Н. Чернов полагает, что автор оставил в тексте свое имя (Ходына), использовав характерный для средневековой литературы прием, именуемый "сфрагида". Источниковедческое значение этого памятника в том, что он достоверно отражает взаимоотношения русских князей XII века, содержит описание быта, религии, военного дела. "Слово" отражает также идеологию и общественное сознание своей эпохи, выражая стремление к объединению русских земель перед лицом нарастающей внешней угрозы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.