Статистика пожаров показывает, что на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100 человек, что в 8 раз больше, чем в США. По Перми эти показатели составляют чуть более 130 человек. При этом количество пожаров в год в целом по России составляет около 200 тысяч, гибель – 14-15 тысяч человек, такое же количество и травмированных людей на пожарах.
Среди наиболее частых причин возникновения пожара можно отметить следующие:- неосторожное обращение с огнем (неосторожность при курении в нетрезвом виде; курение в неустановленных местах; брошенные окурки; использование бензина для зажигания печки; чистка одежды быстроиспаряющимися веществами в плохо проветриваемых помещениях или там, где есть огонь; использование огня любого типа (свеча, факел, бензиновая лампа) в пожароопасных местах; переливание легковоспламеняющихся жидкостей по соседству с источником тепла);- нарушение монтажа и эксплуатация электрооборудования (короткие замыкания, перегрузки сети, переходные сопротивления, искры и электрические дуги, дефекты электрических установок или нагревательных приборов, оставление бытовых электронагревательных приборов без присмотра);- поджоги, самовозгорание веществ и материалов, удары молнии.Пример характерного пожара:
Пожар в общежитии Института Дружбы Народов — чрезвычайное происшествие, случившееся 24 ноября 2003 года в Москве. Ночью в общежитии института № 6, где проживали студенты-первокурсники, вспыхнул пожар, унесший жизни 44 человек, главным образом иностранных студентов. Это не первый пожар, произошедший в общежитии РУДН. В ночь на 4 июня 1995 года при пожаре здесь же погибли 4 человека, шестеро пострадали.
24 ноября 2003 года Центром возгорания была комната № 203, в которой проживали три студентки из Нигерии. На момент возгорания она была пуста. Студенты попытались первоначально самостоятельно справиться с пожаром, и лишь спустя сорок минут, когда увидели, что это бесполезно, вызвали на место происшествия пожарных. Когда те прибыли к зданию общежития, фасад здания уже был весь охвачен огнём, огонь вырывался наружу. Очаги огня находились на 2 и 3 этажах. Именно на этих этажах проживало большинство погибших. Впоследствии огонь распространился на 4 и 5 этажи. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьёзно пострадали — ломали конечности, травмировали позвоночник и голову, некоторые разбились насмерть. Те же, кто не решился прыгнуть из окна, погибли во время пожара Во время разбора завалов были обнаружены тела 42 человек, ещё два впоследствии скончались в больнице. 182 человека попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями, 156 из них были на долгое время госпитализированы.
2. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов.
Руководитель знакомит работника принятого на работу:
- с Планом эвакуации;
- с местами расположения первичных средств пожаротушения и гидрантов;
- путем обхода соответствующих помещений и территорий показывает расположение эвакуационных путей и выходов.
Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).
Тушение пожаров осуществляется в основном противопожарными профессиональными подразделениями.
Однако каждый работник должен уметь ликвидировать загорания и при необходимости участвовать в борьбе с пожаром.
Около 60 % пожаров на предприятиях происходит в результате небрежности или грубого нарушения работниками правил пожарной безопасности.
Чаще всего - это курение в неположенных местах, оставление без присмотра включенных электронагревательных приборов, применение факелов и паяльных ламп для разогревания замерзших труб, двигателей тракторов и автомобилей в зимнее время и т. п.
Для устранения этих причин пожаров устанавливается жесткий противопожарный режим и постоянное обучение работников правилам пожарной безопасности.
Под противопожарным режимом следует понимать совокупность мер и требований пожарной безопасности режимного характера, заранее установленных для учреждения или отдельных помещений и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками.
Противопожарный режим охватывает такие профилактические меры, как оборудование мест для курения, ежедневная уборка помещений от пыли и горючих отходов, осмотр и закрытие помещений после окончания работы, устройство рубильников (выключателей) для обесточивания электроустановок, наличие проходов и путей эвакуации и т. п.
Развитие пожара во времени зависит от конкретных условий его протекания (газообмена, пожарной нагрузки и др.) и характеризуется тремя фазами:
- 1 фаза (начальная стадия) сопровождается повышением среднеобъемной температуры до величин порядка 200 °С;
- 2 фаза характеризуется быстрым развитием всех параметров и опасных факторов пожара до максимальных значений. При этом наблюдается возникновение "общей вспышки", т. е. распространение пламени на большую часть горючих материалов и конструкций. Дальнейшее развитие пожара сопровождается горением и трудногорючих материалов;
- 3 фаза характеризуется догоранием материалов и их тлением.
Для прекращения горения необходимо выполнение не менее одного из следующих условий:
- снижение концентрации кислорода в зоне очага горения ниже предельного значения;
- охлаждение очага горения до температуры ниже определенных значений (температуры самовоспламенения, воспламенения или вспышки материала);
- существенное торможение (ингибирование) скорости химических реакций в пламени;
- механический срыв пламени струей огнетушащего вещества (ОТВ);
- создание условий огнепреграждения.
4. Пожарная опасность учебных корпусов, общежитий
В кабинетах учебных заведений и комнатах общежитий находится немало горючих материалов: мебель, шторы, учебные пособия и оборудование; немало и источников зажигания: электронагревательные приборы, светильники, телевизоры, компьютеры. Пожарную опасность помещений лабораторий составляют применяемые в них вещества и материалы, ЛВЖ, ГЖ. Кроме наличия значительной сгораемой нагрузки и обилия источников зажигания, здания учебных заведений, студенческих общежитий характеризуются системой коридорной планировки, что способствует быстрому задымлению и распространению огня при пожаре. Особенность учебных учреждений, общежитий в пожарном отношении составляет также наличие в них большого количества людей и сложность их эвакуации при пожаре.