Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь в 17в. Раскол в русской православной церкви: истоки, сущность, последствия.



Проявлением возросшей силы самодержавной власти стал исход ее конфликта с патриархом Никоном и в его лице – со значительной частью духовных феодалов.

Никон (светское имя – Никита Минов) вышел из семьи мордовского крестьянина и довольно быстро прошел ступени церковной иерархии. С 1646г. он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. В 1652г. Никон стал главой русской церкви. Отличаясь огромным властолюбием, Никон начал осуществлять церковную реформу.

Причины реформы состояли прежде всего в том, что в стране росло недовольство церковью потому, что она оправдывала порядки угнетения людей, а также из-за поведения церковников, которое вызывало возмущение. Многие крестьяне и горожане отказывались посещать церковные службы и исполнять обряды по правилам официальной церкви. Стали возникать отделившиеся от нее религиозные общины. Усиление церковно-политических связей России с южно-славянскими странами требовало унификации обрядов по греческим образцам, накопившихся в обрядах и русской церкви после воссоединения Украины с Россией.

Расхождения начались с вопроса о том, по каким образцам надо исправлять и унифицировать богослужебные книги. Правительство и часть церковных деятелей считали, что за образец должны быть взяты греческие книги. Для этой цели были приглашены с Украины ученые монахи. Им противостоял кружок «ревнителей благочестия», которые настаивали на исправлении книг по древнерусским образцам. К числу «ревнителей» относились будущие непримиримые враги – новгородский митрополит Никон и протопоп Аввакум Петров, протопопы Степан Вонифатьев, Иван Неронов. Но когда Никон стал патриархом, он изменил свои убеждения. В 1653г. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. В 1656г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. Эти меры, однако, не помогли; возникло течение «старообрядцев», создавших свою церковную организацию. Так произошел раскол в русской церкви.

Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда Никон стал посягать на разделение светской власти с государем. Он не только присвоил себе титул «великого государя», но и самостоятельно действовал в государственных вопросах. Никон был противником войны с Польшей, поддерживал тайные связи с ее агентурой на Украине, настаивал на войне против Швеции, за овладение Балтийским побережьем, высказывал недовольство политикой в отношении церковного землевладения, решениями Соборного Уложения по этому вопросу, организацией Монастырского приказа, поставившего монастырские земли под контроль правительства.

Однако Никон переоценил силу своего влияния на царя, поэтому демонстративно отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, надеясь, что его позовут обратно. Но по инициативе царя в 1666-1667гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Никон был отправлен в заточение в монастырь. Однако реформы Никона были подтверждены, церковь и после Собора сохранила свою внутреннюю самостоятельность и свои земельные владения.

В последующие десятилетия раскол приобрел характер широкого движения, охватившего значительные массы населения страны. Люди массами шли за учителями раскола, покидали посады и деревни, уходили в далекие леса на Север, за Волгу и там основывали раскольничьи общины – скиты, надейся найти избавление от тяжелой жизни. Движение раскольников приобрело социальный характер – оно стало одной из форм проявления социального протеста народных масс, но идеология раскола была основана на фанатичной приверженности старине, неприятии и осуждении всего нового вообще. Раскол был непримиримо враждебен светской культуре, светскому знанию, он уводил народные массы от активной классовой борьбы. В среде раскольников развивались изуверские секты (скопцы). Сотни и тысячи раскольников подвергли себя мучительному «огненному крещению» – самосожжению. Вся сила стихийного социального протеста направлялась расколом в мистику, фанатизм, аскетизм, религиозную экзальтацию, что в конечном итоге лишь ослабляло силы народа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.