Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственно-политический строй России в конце 15 – первой трети 16в.



Объединение русских земель в единое государство ее не означало его полной централизации. Пережитки феодальной раздробленности сказывались на протяжении всего 16в.

Верховная власть в стране принадлежала великому князю всея Руси, который уже систематически пользовался титулом «государь». Власть государя приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти. На торжественных приемах государь появлялся со скипетром и державой, символизирующими верховное правление. На голове у него великокняжеская корона – «шапка Мономаха», по официальной московской легенде («Сказание о князьях Владимирских») подаренная Владимиру Мономаху его дедом византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства. Идея преемственности княжеской власти приобрела более конкретные черты после брака Ивана III с племянницей византийского императора Софьей Палеолог. Вскоре после этого брака двуглавый византийский орел стал великокняжеским гербом.

Дальнейшее усиление великокняжеской власти падает на время правления его сына – Василия III.

Главным органом власти была Боярская дума – совещательный орган при великом князе. В первой трети 16в. складывается лестница чинов в Думе: более высокий чин боярина и второй по счету чин окольничего. И тех и других было немного: от 5 до 12 человек бояр, не более 8 окольничьих. Они были выходцами из аристократических родов. Если до 15в. в состав Думы входили только отпрыски старых московских боярских родов, то с образованием единого государства на положение бояр переходят и князья прежде независимых княжеств. Малочисленность Думы давала великому князю возможность делать своими советниками тех из аристократов, на лояльность которых он мог рассчитывать.

Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал первоначально личными землями великого князя – дворцовыми. Впоследствии функции дворецких расширились: они рассматривали земельные споры, судили население. Казна, возглавляемая казначеем, ведала не только финансовыми вопросами. В казне хранились государственный архив и государственная печать, она была фактически государственной канцелярией. Не случайно иностранцы называли служащих в казне печатников и казначеев канцлерами. Именно из казны впоследствии выделились органы отраслевого управления – приказы.

В складывающемся государственном аппарате государственной власти главную роль играли дьяки – первоначально писцы.

В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды, совпадавшие с границами бывших княжений, которые в свою очередь делились на волости. Уездами управляли бояре-наместники, которые получали их в награду за прежнюю военную службу, кормились с подвластных территорий (кормлельщики). Свои функции они зачастую перепоручали тиунам-холопам. Их деятельность практически не контролировалась из центра.

Основная военная сила – войско, составленное из служилых людей. За выполнение обязанностей они получали земельное владение (испомещались на земле).

Важным правительственным мероприятием было создание в 1497г. Судебника – первого свода законов единого государства. «Судебник» разграничивал компетенции, определял нормы наказания. Он вводил общие правила, регулирующие уход крестьян от своего феодала (Юрьев день – осень, за неделю до 26 ноября и неделю после), который должен был выплатить пожилое (плата за прожитые годы). Нет единого мнения о типе и природе государственной власти на рубеже 15-16вв. Одни историки считают, что в это время сложилась сословно-представительная монархия, другие определяют ее как деспотию восточного типа (Пайис).

Причины специфической формы власти: геополитическая ситуация - равнинный ландшафт, отсутствие естественных границ требовали огромного напряжения сил для защиты. К тому же постоянное до 19в. расширение территорий приводило к «растеканию» населения по огромному пространству. Требовалась жесткая организация всех сословий. Существенную роль играл экстенсивный характер экономического развития. В условиях низкого плодородия почв валовый продукт можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, однако его объем оставался крайне низким. И для поддержания власти приходилось прибегать к крайним мерам. Важно отметить, что в стране не сложились механизмы ограничения самодержавия (причины – разгром в результате татаро-монгольского нашествия). Формирование самодержавия во многом протекало под влиянием татаро-монгольского нашествия.

Складывание территории единого русского государства отгоняло процесс государственной централизации. Русская православная церковь не противостояла князю, она стремилась представить его не просто наместником бога, а подобным богу (властью). В начале 16в. Филофеем была сформулирована теория «Москва – третий Рим», которая представляла князя единственным защитником православия, она способствовала распространению миссионерства, но на практике приводила к самоизоляции, особенно от запада.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.