Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Северные земли Руси в период раздробленности (Новгородская и Псковская земли в 12 – начале 13в.).



Особый политический строй, отличный от княжений-монархий, сложился в 12в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волкова, Ловати, Великой, Мологи и Мсты, которые делились в территориально-географическом отношении на «пятины», а в административном – на «сотни» и «погосты». Новгородские пригороды (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки и т.д.) служили важными факториями на торговых путях и военно-опорными пунктами на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской республики особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и даже с самим Новгородом. Во второй половине 13в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой.

В 12в. Новгород был одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное положение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся более широкой специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном, на заказ, но часть их изделий поступала на городской рынок, а через купцов-скупщиков и на внешние рынки. Ремесленники и купцы имели свои территориальные и профессиональные объединения, игравшие заметную роль в политической жизни Новгорода. Во внешней торговле активно участвовали и бояре, практически монополизировавшие торговлю пушниной.

В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское, а затем и церковное землевладение. Специфика положения князей в Новгороде, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключавшая возможность превращения Новгорода в княжество, не способствовала сложению крупного княжеского домена, ослабляя тем самым позиции княжеской власти в борьбе с олигархическими устремлениями местного боярства. Уже с конца 11в. новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Так, в 1102г. бояре отказались принять в Новгород сына киевского князя Святополка.

В 1136г. восставшие новгородцы, поддержанные псковичами и ладожанами, изгнали князя Всеволода Мстиславича, обвинив его в «небрежении» интересов Новгорода. В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй, в котором республиканские органы управления встали рядом и над княжеской властью. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для борьбы с антифеодальными выступлениями народных масс и для защиты Новгорода от внешней опасности.

Низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей-«уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов – «концов» образовывали самоуправлявшиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанчкие земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост.

Высшим органом власти, представлявшим все концы, считалось городское вечевое собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Основная масса городского плебса, проживавшая на землях и в усадьбах феодалов на положении арендаторов или кабальных и феодально-зависимых людей, была неправомочна участвовать в вынесении вечевых приговоров, но благодаря гласности веча, собиравшегося на Софийской площади или Ярославовом дворище, могла следить за ходом вече и своей бурной реакцией нередко оказывала на вечников известное давление. Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало в ним ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом и контролировавшего деятельность князя, и тысяцкого, возглавлявшего ополчение, и, имевший в Новгороде особое значение, суд по торговым делам.

Чтобы еще более укрепить независимость Новгорода от Киева и превратить новгородскую епископию из союзника княжеской власти в одно из орудий своего политического господства, новгородской знати удалось добиться выборности (с 1156г.) новгородского епископа, который, как глава могущественной церковной феодальной иерархии, превратился вскоре в одного из первых сановников республики.

Вечевой строй в Новгороде и Пскове был своеобразной феодальной «демократией», одной из форм феодального государства, в котором демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию «народовластия», участия «всего Новгорода» в управлении, но где в действительности вся полнота власти была сосредоточена в руках бояр и привилегированной верхушки купечества.

Политическая история Новгорода в 12-13вв. отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбой за власть между боярскими группировками. Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный характер этих выступлений до расправы с отдельными боярскими или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207г. против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.

Новгороду пришлось вести упорную борьбу за свою независимость с соседними князьями, стремившимися подчинить себе богатый «вольный» город. Новгородские бояре умело использовали соперничество между князьями для выбора среди них сильных союзников. Вместе с тем соперничавшие боярские группировки втягивали в свою борьбу правителей соседних княжеств. Наиболее трудной была борьба с суздальскими князьями, пользовавшимися поддержкой влиятельной группировки новгородских бор и купцов, связанных торговыми интересами с Северо-Восточной Русью.

Культура Руси в 12-13вв.

В 12- начале 13в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов.

В материальной культуре Руси в 12-начале 13в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура – автопортрет новгородского мастера Авраамия.

В культурном развитии каждого народа важнейшее значение имеет письменность и просвещение. Большим преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качестве государственного и литературного языка. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса).

Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В 12-13вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Несмотря на областнический характер летописания 12-13вв. оно продолжало сохранять общерусское значение.

Переводная литература была преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русский путешественников – так называемые «Хожения».

В церковной литературе дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные сочинения» против языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту. В начале 13в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы – «патерик» Киевского Печерского монастыря – сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения.

Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Рюрика Ростиславича Смоленского, Даниила Романовича Галицкого, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Боголюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204г. Константинополя и др.

Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям 12 и 13вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника».

Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью и общественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством.

Уникальным памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестен.

Описание неудачного «особного» похода Игоря было для автора «Слова» основой для обращения к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов – степных кочевников.

В 12-начале 13в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская художественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем какой-либо иной вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений.

С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена фресковой росписью. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиции деревянного зодчества (церковь Параскевы Пятницы).

Могучего размаха достигло княжеское и церковное храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле, отличавшееся удивительной пропорциональностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой – резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.

Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были создан в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158-1161гг. и расширенный в 1185г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194-1197гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусского зодчества – небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165г.).

Каменное строительство было преимущественно культовым, но строились и гражданские здания – княжеские дворцы в Боголюбове, Галиче и других городах, крепостные «Золотые ворота» во Владимире и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.