РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. МЕДВЕДЕВА
Вестник детской литературы
Выпуск 11 2015 г.
И.И.Бурова – доктор филологических наук, профессор СПбГУ, член СП России.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. МЕДВЕДЕВА
«НИ КОНЯ, НИ САБЛИ». ПРОЗА, ЭССЕ.
СПб.: Санкт-Петербургское отделение Общероссийской общественной организации
«Союз писателей России», 2013. – 364 с.
Художественная литература
и изобразительное искусство нахо
-дятся в близком родстве, недаром
в средние века живопись и поэзия
воспринимались как сестры. Широ
-ко известна максима Леонардо да
Винчи «Живопись—это поэзия, ко
-торую видят, а поэзия – живопись,
которую слышат». Сказано это было
около 500 лет назад, но и тогда мысль
сия не была нова, ибо о том, что
живопись является немой поэзией,
а поэзия – говорящей живописью,
по преданию, первым сказал древ
-негреческий поэт Симонид с Ке
-оса, живший на рубеже VI-V вв.
до н. э. Великий римский поэт
Квинт Гораций Флакк в «Посла
-нии к Пизонам» (18 г. до н. э.), бо
-лее известным как «Поэтическое
искусство», прямо утверждал спо
-собность поэзии живописать словом.
В истории литературы есть немало
примеров, когда поэт или писатель од
-новременно обладал и литературным,
и большим живописным талантом:
В. А. Жуковский, Э. Т. А. Гофман,
М. Ю. Лермонтов, У. М. Теккерей,
А. Белый и многие, многие друге.
Художники также часто брались за
перо, достаточно вспомнить сонеты
Микеланджело, поэзию Уильяма
Блейка и Данте Габриэля Россет
-ти. Как эти грани таланта связаны
между собой? Кто реализовал их
полнее, Э. Сеттон-Томпосон, пи
-савший о животных и дополнявший
свои рукоиси прекрасными иллю
-страциями, или Беатрис Поттер,
сначала рисовавшая своих героев, а
потом сочинявшая милые истории
об этих очаровательных зверушках,
главным из которых был ее люби
-мый бельгийский кролик Питер?
Всегда интересно читать, как пишут
художники, когда откладывают в сто
-рону кисти, карандаши, мелки, кра
-ски и прочие привычные атрибуты их
профессиональной деятельности и во
-оружаются писчей бумагой, гусиным
или вечным пером, шариковой ручкой
или набивают текст прямо на компью
-тере. Потому что результат всегда
бывает ОРГИНАЛЬНЫМ, к этому
обязывает сама личность художни
-ка, которого Господь благословил и
зорким глазом, и чувством формы и
цвета, и тысячей других особенностей,
формирующих то, что мы восприни
-маем как художественный талант.
Все эти мысли приходят в голову при
прочтении новой книги «Ни коня, ни
сабли» члена Санкт-Петербургского
Союза Художников и Союза писате
-лей России Александра Медведева, в
которую вошли двадцать рассказов
и десять эссе. Как отмечается в ан
-нотации, «книгу прозы и эссеистики
Александра Медведева определяет
тема Петербурга, автор предлагает
рассматривать «петербургский миф»
с точки зрения связующего между
традициями и новациями, как отра
-жение культурного обмена между Ев
-ропой и Россией». Эта формулировка
точно выражает авторскую интенцию,
но далеко не исчерпывает содержание
книги. Героями произведений А. Мед
-ведева становятся и крупные полити
-ческие фигуры, и признанные мастера
искусства начала-середины XX сто
-летия, такие как Ленин и Крупская,
Анастас Микоян, один из лидеров рус
-ского авангарда П. Филонов, супрема
-тист и утвердитель нового искусства
Казимир Малевич или американец
Джексон Поллок, создатель так на
-зываемой «льющейся техники» живо
-писи, творчество которого С. Дали на
-зывал «‘Марсельезой’ абстрактного»
письма, и современные петербургские
художники, новеллы о которых автор
книгу одноименной автобиографи
-чекой повести, которая, безусловно,
войдет в круг чтения современных
подростков и понравится взрослым,
особенно тем, что принадлежит к рож
-денным на рубеже 1950-х—1960-х гг.
Повесть «Ни коня, ни сабли» носит
выраженный автобиографический
характер. Повествование в ней ве
-дется от первого лица, его проникно
-венный лиризм, сочетаясь с мягким
юмором и самоиронией рассказчика,
настраивает на восприятие текста как
воспоминаений о детстве писателя.
Многое в них подчеркивает тождество
героя и повествователя, оба росли в
маленьком городке Черняховске Ка
-лининградской области, оба стали
художниками. Однако тождество это
неполное, ибо героя повести зовут
Коля, а не Александр, и, возможно,
именно такой способ дистанцирова
-
ния автора от своего литературного
двойника позволяет ему писать на
пределе человеческой откровенности.
Легко определив место действия,
мы решаем более сложную задачу,
стараясь привязать его по времени.
По разбросанным в тексте намекам
становится понятным, что дело про
-исходит в начале 1960-х годов: в мага
-зинах продается кубинский сахар, вся
страна поет песенку из суперпопуляр
-ного фильма «Ихтиандр» по роману
Беляева. Еще далеко до матерально
-го благосостояния, еще одна мысль
пишет весело, задорно, так, что не
-которые произведения, в частности,
«Котоход», способны создать кон
-куренцию анекдотам о Каландрино,
Бруно и Буффальмакко, обессмер
-ченным в «Декамероне» Боккаччо».
Для взрослого читателя повести и
эссе А. Медведева, в том числе его
рецензии на творчество современных
авторов, станут настоящим интеллек
-туальным пиром, на котором каждое
блюдо представляет собой шедевр
из изысканных фактов, параллелей,
неожиданных ракурсов, ассоциаций
и других столь же привлекательных
ингредиентов, созданный рукой истин
-ного мастера, не только настоящего
художника, но профессионального
арт-критика и историка искусства.
В этом смысле «Ни коня, ни сабли»
органично продолжает линию, на
-чатую автором в таких работах, как
«Похищение Европы» (2000), «Похи
-щение разума» (2001), «Рассказы о ху
-дожниках» (2002), но воспринимается
как своего рода «отчет» мастера, «от
-чет» – в самом хорошем смысле этого
слова, как свидетельство исключи
-тельной цельности его натуры, непо
-колебимой верности предмету любви,
научного исследования и творческого
осмысления. Вошедшая в «Ни коня,
ни сабли» «взрослая» проза достойна
всяческого внимания и похвал, однако
специфика нашего журнала требует
сконцентрироваться на открывающей
о покупке новых ботинок к началу
учебного года приводит чуть ли не в
священный трепет. Еще жизнь бедно
-вата событиями, а у маленького Коли
и его приятелей она и вовсе ограниче
-на дворовым пространством. Факти
-чески дворовой мелюзге доступны два
бесплатных развлечения – общение
с лошадью старьещика, раздающего
воздушные шарики и пищалки «уйди-
уйди» наиболее расторопным клиен
-там, и приветствие военных автоко
-
лонн, периодически проезжающих по
проходящей мимо дом разбитой доро
-ги. В этом ограниченном пространстве
среди детворы царит все еще напоми
-нающая о войне система ценностей:
военные – это здорово, подражать
им хотя бы в мелочах – здорово, по
-этому среди приветствующей солдат
малышни престижно иметь солдат
-ский ремень, пилотку, хотя бы пу
-говицу от военной формы. Конь и
сабля, вот они ценностные идолы
детства, которым поклоняются Коля
и его младший братишка Игорек.
Ни того, ни другого у них никогда не
будет. Но стоит ли горевать об этом?
Явно не стоит, и автор не намерен,
потому что отсутствие коня и сабли
– это своего рода символы высвобож
-дения из того замкнутого простран
-ства, в котором прошло его детство.
Сюжет повести прорисовывается не
сразу. С формальной точки зрения,
это история о том, как мальчиш
-
ка до такой степени захотел стать
счастливым обладателем «уйди-
уйди», что сдал старьевщику доброт
-ный дедов тулуп, который погожим
летним днем мать вывесила на про
-ветривание. «Сделка с дьяволом»
обернулась горьким разочарованием:
вместо вожделенной пищалки Коля
получил совершенно ненужный ему
блеклый воздушный шарик, а потом
еще и поймался на том самом за
-боре, где проветривался тулуп. Он
давно раскаялся, он готов понести
заслуженное наказание, и повесть
заканчивается его жалобной прось
-бой, адресованной обнаружившей его
соседке: «Только снимите меня, по
-жалуйста. Я здесь застрял» (С. 47).
Трагикомедия с пищалкой обретает
глубокий смысл, становится в какой-
то степени метафорой человеческого
бытия. Можно действительно навсег
-да «застрять здесь», но, как пишет
А. Медведев, «...обретение уве
-ренности в завтрашнем дне (читай
– «застревание» – И. Б.) – отнюдь
не главное желание моих соотече
-ственников, есть куда боле силь
-ное начало – страсть к переменам.
Мы с лёгкостью готовы отказаться
от многого более-менее сносного ради
неизвестного, а то и гораздо худшего.
Потому и легко нас купить, и мы сами
готовы покупаться на «пищалки»»
(С. 32-33). Возможно, эта мысль
будет понята не всеми юными чи
-
тателями, но взрослым она должна
щих чуткостью восприятия и богат
-ством воображения. Неслучайно про
-стая палка превращается для него в
совершенное орудие – «оружие, посох
и конь одновременно». Творческая
одаренности Коли подчеркивается не
только яркостью отдельных эпизодов,
обретающих качество живых картин.
В начале повести автор поражает
читателя богатством обонятельных
ощущений, описаниям которых по
-завидовал бы сам Патрик Зюскинд:
«Меня будоражит лошадиный запах,
настораживает и привлекает. Я глу
-боко вдыхаю смесь лшадиного пота,
соломы, сыромятной сбруи – задор
-ный, крепкий дух сильного существа»
(С. 7); «В баке отцовского мотоцилка
«Иж» аромат несравнимый ни с чем,
ни даже с «Тройным одеколоном»
отца, ни, тем более с какой-нибудь
блеклой «Гвоздикой». Да и сам мо
-тоцикл пахнет что надо. У него се
-рьёзный, бодрый запах накопившейся
скорости, не то, что тоскливая вонь
– дуст в саду или шваберно-ведёр
-ный настой, которым отдает кафель
-
ный пол на кухне, или хуже того –
назойливый запашок влажного угля
в наших сараях» (С. 7-8). Для Коли
существуют запахи унылые и весе
-лые, и желание вырваться из установ
-ленных родителями пределов отчасти
объясняется именно желанием ощу
-тить последние, пока еще малозна
-комые и потому столь искушающие.
А как потрясающе тонко описано
дать ключ к пониманию всех прочих
текстов сборника произведений А.
Медведева, ибо их герои – это именно
те, кого влечет новое и неизвестное.
Формально действие повести охва
-тывает последнее дошкольное лето
Коли, однако автор причудливо вы
-страивает художественное время,
которое категорически отказыва
-ется течь линейно, как подобает
физическому. Вспоминая историю
с тулупом, Коля то дело соверша
-ет скачки во времени, и мы видим
его и пятиклассником, отправлен
-ным с младшим братом в пионер
-ский лагерь, и солдатом-срочни
-ком, и вовсе взрослым, женатым
человеком, а то и вовсе пятилеткой.
Художственное время течет не толь
-ко неравномерно, но и зигзагами,
высвечивая все то, что кажется ав
-тору особенно важным и значимым.
Подлинная история Коли – история
становления свободной и независи
-мой творческой личности, и то, что
личность состоялась во всех отноше
-ниях, читатель понимает и по тому,
о чем рассказывает повзрослевший
Коля, и по тому, как он это делает.
В самом деле, эпизоды об избавлении
от страшной сказки о Синей Бороде
(с. 11-13) и игре в Ихтиандра (с. 13-
15) вызывает ассоциации с описанием
круга чтения маленького Дэвида Коп
-перфильда, творческое становление
которого описывает Диккенс. Коля,
как и Дэви, отличается от окружаю
-слуховое восприятие мира ребен
-ком: железнодорожная дрезина у
него «покашливает», несущиеся по
шоссе легковые машины издают
«звенящий гул», летящий самолет
«поёт свою песню», которая спу
-скается на землю «густыми, как
конечные ноты в хоровом пении,
звуками», низко летящий вертолет
«мерзко хохочет», «в пыльной ли
-стве сирени злятся мухи»... (С. 46)
Симфония зрительных образов
(чего стоит самопрезентация повис
-шего на заборе мальчонки в образе
копченой селедки – «коричневой»,
«наспех перемотанной промаслен
-ной бечёвкой» и с «бессмысленны
-ми глазами»! (С. 47), с мгновенным
последующим утрированием образа
неполной цитатой из «Песенки ры
-бака» из все того же восхитившего
юного героя кинофильма «Чело
-век-амфибия») наделяет текст по
-разительным качеством синтети
-ческого воздействия на читателя.
Эту книгу о стремлении вырваться
из плена обыденности надо читать.
Эту книгу будут читать. И даже если
молодому поколению кое-что оста
-нется не очень понятным в философ
-ском посыле повести «Ни коня, ни
сабли», даже если он слегка заблудит
-ся в ее интеллектуальном лабиринте
и не слишком поймет содержащиеся в
ней аллюзии, то чтение не пройдет да
-ром, явив читателю красоту и емкость
словесной живописи А. Медведева.
Поиск по сайту:
|