Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы существования языка. Охарактеризуйте текст с точки зрения разных форм существования языка (выпишите



Охарактеризуйте текст с точки зрения разных форм существования языка (выпишите просторечия, слова, относящиеся к разговорному стилю литературного языка, диалектизмы). Для стилистически окрашенных слов приведите (где возможно) стилистически нейтральные эквиваленты.

У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался.

Настасья в сиротстве росла, не привыкла к экому-то богатству, да и нешибко любительница была моду выводить. С первых годов, как жили со Степаном, надевывала, конечно, из этой шкатулки. Только не к душе ей пришлось. Наденет кольцо… Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда – замается. Как закованный палец-от, в конце нали посинеет. Серьги навесит – хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять – не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. Как лед кругом шеи-то и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала. Стыдно было.

 


ВАРИАНТ 5

Фонетика

1. Напишите фонетическую транскрипцию приведенных слов и охарактеризуйте каждый звук с точки зрения артикуляционных признаков.

злой, мука, thirty, dog

2. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) согласный шумный, губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-небный, дрожащий, твердый;

г) согласный шумный, заднеязычный, щелевой, глухой, твердый.

3. Определите, какие фонетические изменения (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза) наблюдаются в данных словах и словосочетаниях. При указании на аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию определите их тип.

простореч. хулюган (из хулиган), простореч. дилектор (из директор), мрамор (ср. лат. marmor), варежки, с шумом, окрестность

4. Разделите следующий отрывок на синтагмы, такты (фонетические слова). Выделите проклитики и энклитики.

Ольга Форш перелистывала жалобную книгу. Обнаружила такую запись: «В каше то и дело попадаются лесные насекомые. Недавно встретился мне за ужином жук-короед».

– Как вы думаете, – спросила Форш, – это жалоба или благодарность? (С. Довлатов)

Письмо

1. Найдите в тексте все случаи, в которых возможно вариантное написание, подчеркните эти буквы и определите, какому из принципов (фонетическому, морфологическому или традиционному) следует русская орфография при выборе одного из возможных вариантов написания. Указание на тот или иной принцип необходимо обосновать.

Привычные безмолвствуют народы,

беззвучные горланят петухи;

мы созданы для счастья и свободы,

как рыба – для полета и ухи.

2. Выполните практическую транскрипцию английских имен средствами русской графики и русских имен, используя латиницу.

Robert Barnard, Walter Fawkes, Richard Boston, Freddie Redd

Евгений Арбенин, Григорий Мелехов, Марья Болконская, Николай Ростов


Лексика

1. Определите, какие слова употреблены в переносном значении, по какому способу (метафора, метонимия, синекдоха) эти значения возникли. Проанализируйте логику семантического развития.

1) …Узнали в Симферополе на жарком привокзальном пятачке (Симонов) 2) Большая кисть винограда лежала перед ней. 3) Съешь хоть ложечку! 4) На борту теплохода звучала легкая музыка.

2. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов.

дикий, жесткий, далекий

3. Определите, полисемия или омонимия имеет место в следующих случаях употребления слова. Дайте комментированный ответ.

Худой мир лучше доброй ссоры. Ее худое лицо подернулось золотом солнца. Худые рукавицы не грели. Благодарю сестру Елисавету, что нашей дружбой и худым родством не брезгает она! (А. Толстой)

Грамматика

1. Определите: а) по какой грамматической категории противопоставлена каждая пара словоформ; б) каким способом выражены грамматические значения.

брать – взять, погасить – погашу, стол царапает стул – стул царапает стол, блохи – блохи, плохой – худший, street – streets, be – was, begin – began, (you) wash – (you) washed

2. Определите тип синтаксической связи в следующих словосочетаниях.

идти быстро, мечтать о славе, белый снег, уставший от работы, берег моря, на средства родителей, время жить, холодная душа

Взаимодействие языков

1. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слова, определите язык-источник заимствования данных слов:

бант, герань, доллар, катер, поганый

2. Установите русскую кальку для приведенных ниже иностранных лексических единиц.

франц. concerter, лат. pronominal, нем. Luftschloß, лат. objectus, франц. сanard

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.