Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная дума и первый опыт российского парламентаризма (1906 - 1917)



Думская монархия после 1905 г. I и II Гос. думы.

Российский бонапартизм. Третьеиюньская монархия.

III Гос. дума. Реформы П.А.Столыпина

17 октября 1905 г. вышел царский манифест НиколаяII «Об усовершенствовании государственного порядка»

11 декабря 1905 г. (в дни московского вооруженного восстания) издан избирательный закони указ о выборах в Гос. Думу,

Принят указ о двухпалатном парламенте: верхняя - Госсовет, нижняя – Дума.

В марте – апр. 1906 г. состоялись первые выборы в Гос.думу

Апреля 1906 г. были приняты “Основные государственные законы Российской империи”.

В совокупности это означало, что Российская империя перестала быть классической самодержавной монар­хией,каковой она была на рубеже веков. Появление в России пер­вого парламента — Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституцион­ную. Но дальнейшие события показали, что классической консти­туционной монархией страна не стала.

Такое переходное состояние политической системы характеризуют термином «ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ».

!!! Им­ператор сохранил всю полноту власти по управлению страной:

Правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров,

руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом;

в перерывах между сес­сиями Думы имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

Июня 1907 г. введен новый избир. закон (автор П.А.Столыпин, Председатель Совета министров) – это событие называют «госуд. переворотом» т.к. были изменены основные положения закона о выборах в парламент (значительно были сокращены депутатские места для выборщиков от рабочих и крестьян).

Положение о Государственной думе:

Она избиралась на 5 лет.

Все население страны делилось на 4 избирательные курии:

· землевладельческую ( 2-х степенные)

· городскую ( 2-х степенные)

· крестьянскую ( 4-х степенные)

· рабочую ( 3-х степенные)

3. Выборы не были всеобщими: избирательных прав лишались женщины, воен­нослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые национальные меньшинства.

4. Выборы не были равны­ми: нормы представительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам:

-1 голос помещика = 3 крупных буржуа = 15 крестьян = 45 рабочих.

(после 3 июня 1907 г. -1 голос помещика = 4 крупной буржуазии = 65 мелкой буржуазии = 260 крестьян = 543 рабочих).

5. Вы­боры были не прямые: для крестьян — 4хстепенные, для рабочих — 3хстепенные, для буржуазии и дворян — 2хстепенные.

В итоге: При всех этих условиях большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства:

оно избирало 42% депутатов (по­мещики — 32%, горожане — 22, а рабочие — 3%).

Это был созна­тельный шаг правительства: с одной стороны, оно тешило себя надеждой на традиционную крестьянскую веру в “доброго царя”, а с другой — пыталось таким образом отвлечь крестьян от революции.

В феврале - марте 1906 г. структура власти в России была уточне­на, что предоставляло самодержавию способ сосуществования с Думой. Стремясь ограничить права Думы, император реорганизо­вал Государственный совет, превратив его в верхнюю палату парламента, также наделив его законодательными правами.

Теперь для представления зако­нопроекта царю требовалось его утверждение как Думой, так и Госсоветом.

Госсовет состоял из пред­ставителей, ежегодно назначавшихся царем, и выборных членов (преимущественно от крупных землевладельцев), а также по не­скольку представителей от православного духовенства, торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов.

 

Государственная дума и первый опыт российского парламентаризма (1906 - 1917)

Время работы Партийно-политический состав и его численность Руководство Госдумы Основные вопросы и направления деятельности
I Госдума: 24 апр. – 8 июня 1906 г. Кадеты — 161 (34%), трудовики (беспартийные депутаты от крестьян) — 97, мирнообновленцы — 25, социал-де­мократы — 17, партия демократи­ческих реформ — 14, прогрессис­ты — 12, беспартийные — 103, пар­тия союза автономистов: польское коло — 32, эстонская группа — 5, латышская группа — 6, группа западных окраин — 20, литовская группа — 7. !!!Левые революц. партии (большевики и эсеры) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Всего: 499 депутатов. Состав: либеральный. Председатель - С. А. Муромцев (кадет) · Обсуждение вопроса о создании ответственного перед Госдумой министерства. · Центральный вопрос — аграрный. Трудовики в своем законопроекте потребовали отчуждения части помещичьих земель(“общенародный земельный фонд” из казенных, удельных и част­новладельческих земель) с последующим их распределением по тру­довой норме между земледельческим населением. * Часть трудови­ков предлагала еще более радикальную программу: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и провоз­глашение ее (вместе с недрами и водами) общей собственностью всего населения России.   Итог:Все предложения отклонены верховной властью. 9 июня 1906 г. дума распущена (72 дня).
Правительство опасалось, что роспуск Думы приведет к волне­ниям, но этого не произошло. 178 депутатов, уехавших в Выборг, выразили свое несогласие с роспуском Думы и приняли Выборгское воззвание, в котором призвали народ к кампании граждан­ского неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на во­енную службу и другим акциям. Выборгское воззвание не произвело большого эффекта, но правительство Горемыкина было вынуждено уйти в отставку. Новым председателем Совета министров (+ пост министра внутренних дел) был назначен довольно молодой и энергичный П.А. Столыпин. Его деятельность началась в условиях обострения революцион­ных событий в стране летом 1906 г. Он опубликовал правительст­венную программу реформ, в которой определялись две основные задачи: 1) успокоить страну путем чрезвычайных мер и даже объявле­ния в некоторых районах империи военного положения с введени­ем военно-полевых судов; 2) немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведе­ние аграрной реформы. Одновременно было объявлено о намерении правительства подготовить законопроекты по превращению России в правовое государство с их последующим обсуждением в новой Думе: о свободе вероисповедания, гражданском равнопра­вии, реформах местного самоуправления и высшей и средней шко­лы, введении всеобщего начального обучения и улучшении мате­риального положения народных учителей, полицейской реформе и др.
II Госдума: 20 февр. — 2 июня 1907 г. Кадеты — 98, трудовики — 104, !!! со­циал-демократы — 65, !!! эсеры — 37, правые — 22, народные социалисты — 16, умеренные и октябристы — 32, партия демократических реформ — 1, беспартийные — 50, национальные группы — 76, казачья группа — 17. Всего: 518 депутатов. Состав: либеральный (оказалась еще более левой, чем предыдущая, т.к., отказавшись от бойкота, в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Сильно и правое крыло). А.Ф. Головин (кадет) · Правительство предложило на рассмотрение законопро­екты о неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, упразднении земских начальников, расширении прав земских ор­ганов самоуправления — все, что ранее требовали либералы. Но в центре внимания Думы · Центральный вопрос— аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов). Многие крестьянских депутатов требовали национализа­ции всей землии передачи ее крестьянам. Но утвердить столыпинскую аграрную реформу ( указ от 9 ноября 1906 г. о разрушении общи­ны) дума отказалась. II Госдума проработала 102 дня. Итог: Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г. и введен новый избир. закон.
Повод для роспуска Думы нашелся. Обвинив депутатов социал-демократов в подготовке военного заговора про­тив существующего государственного строя, Столыпин потребовал лишения их депутатской неприкосновенности. Дума ответила об­разованием специальной комиссии для разбора дела. Не дожида­ясь итогов ее работы, 3 июня 1907 г. был обнародован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Поло­жения о выборах. По нему значительно изменилось соотношение выборщиков: до -1 голос помещика = 3 крупных буржуа = 15 крестьян = 45 рабочих. после -1 голос помещика = 4 крупной буржуазии = 65 мелкой буржуазии = 260 крестьян = 543 рабочих Это событие вошло в историю под названием “третьеиюньского государственного переворота”, положившего конец революции 1905—1907 гг. Дело в том, что это Положение противоречило ос­новным законам империи, так как изменить избирательный закон можно было только с согласия Думы. Роспуск II Госдумы сопровождался арестом депутатов социал-демократов: одни из них попали на каторгу, другие — в ссылку. Первая российская революция закончилась. Россия вступила в новую полосу своей истории – начался период т.н. «третьеиюньской монархии» или «российского бонапартизма». Госдумы 1 и 2 созывов не занимались действительно законодат. деятельностью, а вели политич. критику правительства, постоянно вступали в конфронтацию. Заседания Г.Д. напоминал бесконечные митинги. В результате не было принято ни одного существенного закона и обе Г.Д. были распущены досрочно указами царя.  
III Госдума: 1 ноября 1907 — 9 июня 1912 г. Октябристы — 136, националис­ты — 90, правые — 51, кадеты – 53, прогрессисты и мирнообновленцы — 39, социал-демократы — 19, трудовики — 13, беспартийные — 15, национальные группы — 26. Всего: 442 депутата. Состав: умеренно-консервативный. октябристы - Н.А. Хомяков (1907—1910), - А.И. Гучков (1910-1911), - М. В. Родзянко (1911 — 1912) · Утверждение аграрного зако­нодательства по реформе П.А. Столыпина (1910). · янв. 1912 г. Принято рабочее законода­тельство. · Ограничена автономия Фин­ляндии   Итог: III Г.Д. проработала довольно плодотворно, утвердив 2432 проекта и единственная работала весь 5-летний срок.
IV Госдума: 15 ноября 1912 — 26 фев. 1917 г. (реально – указ Николая II), 6 окт. 1917 г. (официально) Октябристы — 98, националисты и умеренные правые — 88, группа центра — 33, правые — 65, каде­ты — 52, прогрессисты — 48, социал-демократы—14, трудовики — 10, беспартийные — 7, национальные группы — 21.   Всего: 442 депутата. Состав: умеренно-консервативный. Однако политические настроения изменились в сторону либерально-оппозиционных в ходе 1 мир. войны. М.В. Родзянко (октябрист) · Поддержала участие России в Первой мировой войне. Однако неудачи на фронте и ухудшившееся внутреннее положение страны привели к конфликту думы и Н.II: · 25 августа 1915 г. создан прогрессив­ный блок, который потребовал сначала «министерства общественного доверия», а с 1916 г. – «ответственного министерства» (т.е. подконтрольного парламенту, а не царю). Итог: В феврале 1917 г. Дума выступит на стороне революции Из её рядов будет сформировано Временное правительство. Депутаты примут решение требовать отречения Н. II и ликвидации монархии в России.

 

III Гос. дума. Реформы П.А.Столыпина(в теме аграрная реформа)

 

! Начало рассказа о третьеиюньской монархии см. в таблице о Госдумах.

Осн. направления законодательной деятельности III Госдумы:

1) Аграрное законодательство (утверждение ряда законопроектов, так наз-ой аграрн. р-мы Столыпина) с 9 ноября 1906г. до мая 1911г.

2) Рабочее законодательство Комиссию в думе возглавил Коковцов. Созданы законопроекты о страховании от несчастных случаев, о сокращении рабочего дня до 9 часов, о создании конфликтных комиссий. Утверждение этих проектов было затянуто крупными фабрикантами и принято в янв. 1912г. Хотя рабочим и не удалось получить пенсию по старости и больничные на 1/3 оплачивались самими рабочими из больничных касс. Законы не распространялись на строителей, батраков и прислугу, все же это значительно облегчало положение рабочих.

3) Национальный вопрос :

· вопрос о финской автономии (с 1910 г. все налоговые, транспортные, вопросы связи и образования передавались Г.Д. и не могли решаться финским сеймом. Финны уравнены с русскими в правах, на территории Финляндии, взамен воинской повинности финнов устанавливалась плата в 20 млн. марок);

· польский ? (представители Польши временно отказались от требования автономии и добились расширения прав местного самоуправления, введения суда присяжных);

· Холмский ? (в апр. 1912г. принят закон о выделении из Царства Польского новой Холмской губернии, где большая часть жителей, были православные украинцы и эта территория стала управляться по общероссийским законам).

 

4) Местное самоуправление: По предложению Столыпина в 6 западных рос. губерниях вводились

земское и городское самоуправления (однако выборы проводились не по обычным избирательным

куриям, а по нац. признаку – для рус. и польского нас-я.

Гос. Совет и Госдума отказывались принять данный проект Столыпина (против были как депутаты поляки,

так и большинство октябристов). Этот закон был принят под давлением Столыпина на Н. II и Госдуму.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.